Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.05.2004 N ВКПИ 04-9 О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ АЛЕКСАНДРОВА В.В., КАРЕЛИНА А.В., КОЗЛОВСКОГО В.П. И ХАРЧЕНКО В.И.

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                     от 20 мая 2004 г. N ВКПИ 04-9
   
       Именем Российской Федерации
   
       Военная   коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
   составе:  председательствующего - судьи Верховного Суда  Российской
   Федерации  Захарова  Л.М.,  при  секретаре  -  Красовском  А.А.,  с
   участием  военного  прокурора  отдела Главной  военной  прокуратуры
   Аверичкина  М.О., представителя Правительства Российской  Федерации
   и   Министерства   обороны  Российской  Федерации  Тупикина   С.В.,
   рассмотрев  в  открытом  судебном  заседании  гражданское  дело  по
   заявлению  Александрова  В.В., Карелина А.В.,  Козловского  В.П.  и
   Харченко    В.И.    о    признании   необоснованным    распоряжения
   Правительства  Российской Федерации от 1 июня 2000  г.  N  752-р  в
   части  включения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых  военных
   городков  Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной  службы
   Российской  Федерации и органов ФСБ России военного городка  N  1/4
   п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области,
   
                              установила:
   
       1   июня   2000  года  распоряжением  Правительства  Российской
   Федерации   N  752-р  утвержден  Перечень  имеющих  жилищный   фонд
   закрытых  военных  городков Вооруженных Сил  Российской  Федерации,
   Пограничной Службы Российской Федерации и органов ФСБ России. К  их
   числу  отнесен  и военный городок N 1/4 п/о Ватутинки-1  Ленинского
   района Московской области.
       Александров В.В., Карелин А.В., Козловский В.П. и Харченко В.И.
   обратились  в  Верховный Суд Российской Федерации с  заявлением,  в
   котором   просят  признать  незаконным  вышеуказанное  распоряжение
   Правительства  Российской  Федерации  в  части  отнесения  военного
   городка  N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области
   к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
       По  мнению заявителей, указанный городок не обладает признаками
   закрытого   военного  городка,  то  есть  не  является   отдельным,
   обособленным,  не имеет систему пропусков и вокруг  его  территории
   отсутствуют какие-либо ограждения. Военный городок 1/4  граничит  с
   г. Троицком и д. Ватутинки.
       Между  ними  сложилась  единая инфраструктура  жизнеобеспечения
   (узел  связи,  почта,  магазины, школа,  медицинские  учреждения  и
   др.).  Через военный городок проходит дорога, соединяющая г. Троицк
   с  Калужским шоссе. В настоящее время более 80% жителей городка  не
   имеют  отношения  к  Вооруженным  Силам  Российской  Федерации   и,
   начиная   с  1994  года  по  настоящее  время,  в  военном  городке
   осуществляется приватизация жилых помещений.
       Кроме  того,  заявители  полагают,  что,  принимая  решение  об
   отнесении  военного  городка к закрытому, Правительство  Российской
   Федерации  руководствовалось выкопировкой из карты административно-
   территориального деления прилегающих населенных пунктов к  военному
   городку,  которая  на  момент принятия решения  не  соответствовала
   действительности.
       Заслушав  объяснения Александрова В.В., Карелина А.В., Харченко
   В.И., поддержавших свои требования, их представителей Бакай В.А.  и
   Шайкова  И.Н.,  объяснения  представителя Правительства  Российской
   Федерации  и  Министерства  обороны Российской  Федерации  Тупикина
   С.В.,  возражавшего  против удовлетворения  требований  заявителей,
   исследовав   материалы   дела  и  выслушав   заключение   прокурора
   Аверичкина   М.О.,   полагавшего  признать  требования   заявителей
   необоснованными,  Военная  коллегия  Верховного   Суда   Российской
   Федерации  находит  заявление  Александрова  В.В.,  Карелина  А.В.,
   Козловского  В.П.  и Харченко В.И. не подлежащим удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       В  соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
   N  76-ФЗ  "О  статусе военнослужащих" к закрытым  военным  городкам
   относятся  расположенные  в  населенных  пунктах  военные   городки
   воинских  частей,  имеющие  систему пропусков,  а  также  отдельные
   обособленные  военные  городки воинских частей,  расположенные  вне
   населенных  пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются
   Правительством  Российской Федерации по представлению  Министерства
   обороны    Российской   Федерации   (иного   федерального    органа
   исполнительной власти, в котором федеральным законом  предусмотрена
   военная служба).
       Наделение  военных городков особым статусом - закрытых  военных
   городков  направлено на закрепление жилой площади этих городков  за
   военным  ведомством для обеспечения военнослужащих  и  других  лиц,
   имеющих  связь  с  военным ведомством, жилыми помещениями  в  целях
   поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
       Как  установлено  в  судебном заседании,  строительство  жилого
   военного  городка  осуществлялось силами  Министерства  обороны  на
   отведенном   (в  соответствии  с  законодательством)  в  бессрочное
   пользование участке земли именно для этих целей. В настоящее  время
   жилые   помещения  в  этом  военном  городке  имеют  военнослужащие
   нескольких воинских частей, в том числе несущие боевое дежурство.
       В  1981  году,  а  затем в 1994 году и до  издания  обжалуемого
   распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня  2000  г.
   N  752-р этот военный городок, в соответствии с действующим на  тот
   период  времени законодательством, приказами командующего  войсками
   Московского военного округа был признан закрытым военным городком.
       Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000
   г.  N  752-р,  по  представлению  Министерства  обороны  Российской
   Федерации, то есть с соблюдением требований Федерального закона  от
   27  мая  1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", был  утвержден
   Перечень  имеющих жилой фонд закрытых военных городков  Вооруженных
   Сил  Российской Федерации, Пограничной службы Российской  Федерации
   и  органов ФСБ России, в который был включен и военный городок  1/4
   п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области.
       При этом Правительство Российской Федерации, утверждая Перечень
   имеющих  жилищный  фонд закрытых военных городков  Вооруженных  Сил
   Российской  Федерации,  Пограничной службы Российской  Федерации  и
   органов  ФСБ России, действовало в пределах своей компетенции  и  в
   соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.  N
   76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
       Из  осмотренной  в  судебном заседании  карты  административно-
   территориального  деления районов Московской  области  (г.  Троицк)
   видно,  что  военный  городок N 1/4 п/о  Ватутинки-1  действительно
   имеет  границу  с  г.  Троицком и д. Ватутинки  и  не  находится  в
   расположении   этих   населенных  пунктов.  По  объяснениям   самих
   заявителей граница с г. Троицком проходит по берегу реки  Десна,  а
   от  д.  Ватутинки  военный  городок N  1/4  огражден  металлической
   сеткой.  Поэтому  ссылка  заявителей на устаревшую  выкопировку  из
   карты    административно-территориального    деления    прилегающих
   населенных  пунктов к военному городку 1/4 не может  быть  признана
   обоснованной.
       То   обстоятельство,   что  между  военным   городком   1/4   и
   близлежащими  населенными пунктами сложилась единая  инфраструктура
   жизнеобеспечения,  что через военный городок  1/4  проходит  дорога
   общего  пользования, не свидетельствует о том, что этот городок  не
   является  отдельным и обособленном, поскольку,  как  указано  выше,
   целью   утверждения  Перечня  закрытых  военных  городков  является
   закрепление за военным ведомством создаваемого им жилого  фонда,  а
   не  установление  особого  режима  в  целях  сохранения  военной  и
   государственной тайны.
       Что  же  касается приватизации жилых помещений в  этом  военном
   городке,  то данное обстоятельство может свидетельствовать  лишь  о
   том,   что   отдельные   должностные  лица   Министерства   обороны
   Российской   Федерации   не   соблюдают   требования   действующего
   законодательства  Российской  Федерации  по  вопросу   приватизации
   жилых помещений в закрытых военных городках.
       Не может служить препятствием для признания военного городка  N
   1/4  п/о  Ватутинки-1 Ленинского района Московской области закрытым
   и  то  обстоятельство, что в настоящее время более 80% его  жителей
   утратили   связь   с  Вооруженными  Силами  Российской   Федерации,
   поскольку  в  данном  случае  эти лица  могут  быть  переселены  из
   закрытого   военного   городка   в   соответствии   с   действующим
   законодательством Российской Федерации.
       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК
   РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
   
                                решила:
   
       В     удовлетворении    заявления    Александрова     Владимира
   Владимировича,   Карелина   Александра   Васильевича,   Козловского
   Валерия  Петровича  и  Харченко  Владимира  Ивановича  о  признании
   необоснованным распоряжения Правительства Российской  Федерации  от
   1  июня 2000 г. N 752-р в части внесения военного городка N 1/4 п/о
   Ватутинки-1  Ленинского  района  Московской  области   в   Перечень
   имеющих  жилищный  фонд закрытых военных городков  Вооруженных  Сил
   Российской  Федерации,  Пограничной службы Российской  Федерации  и
   органов ФСБ России отказать.
       Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со  дня  его
   вынесения в окончательной форме.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                             Л.ЗАХАРОВ
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz