Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.08.2002] О ПРИЗНАНИИ ПОДПУНКТА "Б" П. 1 СТ. 7 И П. 3 СТ. 41 ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЪЕДИНЕНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И УПРАЗДНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ" ОТ 31.07.1997 N 43/97-03 НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ В СВЯЗИ С ИХ ПРОТИВОРЕЧИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 19 августа 2002 года
   
                                                      Дело N 4-Г02-27
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                            Маслова А.М.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела  в судебном заседании от 19 августа 2002 года дело
   по  кассационному протесту прокурора Московской области на решение
   Московского  областного  суда  от  11 июля 2002 года,  которым ему
   отказано   в  удовлетворении   заявления  о признании  незаконными
   некоторых   положений   Закона   Московской   области  "О  порядке
   образования,     объединения,    преобразования    и   упразднения
   муниципальных образований" от 31 июля 1997 г. N 43/97-ОЗ.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Хаменкова   В.Б.,   объяснения  прокурора  прокуратуры  Московской
   области Плохого Д.А., поддержавшего доводы кассационного протеста,
   возражения  против  протеста  представителей  Московской областной
   Думы и губернатора Московской области Камыниной Т.М.  и Румянцевой
   З.А.,  Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор  Московской  области  обратился в суд с вышеуказанным
   заявлением,  ссылаясь  на то,  что положения абзацев 3 и 4 ст.  1,
   подпункта "б" п. 1 ст. 7, п. 3 ст. 41 Закона Московской области "О
   порядке  образования,  объединения,  преобразования  и упразднения
   муниципальных   образований"  от  31  июля  1997  г.   N  43/97-ОЗ
   противоречат федеральному законодательству.
       Решением  Московского  областного  суда от 11 июля 2002 года в
   удовлетворении заявления прокурору отказано.
       В  кассационном  протесте  заявитель  просит об отмене решения
   суда, считая его незаконным.
       Проверив   материалы   дела,   обсудив   доводы  кассационного
   протеста,  Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда
   Российской   Федерации  находит  решение  суда  в части  отказа  в
   признании  незаконными  подпункта "б" п.  1 ст.  7,  п.  3 ст.  41
   оспариваемого областного Закона неправильным и подлежащим отмене.
       Абзацами  3 и  4 ст.  1  Закона  Московской области "О порядке
   образования,     объединения,    преобразования    и   упразднения
   муниципальных образований" от 31 июля 1997 г.  N 43/97-ОЗ (далее -
   областной  Закон)  муниципальные  образования,  не  находящиеся  в
   границах  территории  другого муниципального образования,  а также
   находящиеся   в  таких  границах,   определены  как  муниципальные
   образования первого и, соответственно, второго вида.
       Отказывая   прокурору   в  признании   приведенных   положений
   незаконными,   суд   сделал  правильный  вывод  о их  соответствии
   федеральному законодательству.
       Согласно  ч.  3  ст.  6 Федерального закона от 28 августа 1995
   года   N  154-ФЗ   "Об   общих   принципах   организации  местного
   самоуправления  в Российской Федерации" в случае,  если в границах
   территории  муниципального  образования  (за  исключением  города)
   имеются   другие   муниципальные  образования,   предметы  ведения
   муниципальных  образований,  объекты  муниципальной собственности,
   источники   доходов   местных  бюджетов  разграничиваются  законом
   субъекта  Российской  Федерации,   а  в отношении  внутригородских
   муниципальных образований - уставом города.
       Таким    образом,    Федеральный   закон   допускает   наличие
   муниципальных    образований    в  границах   территории   другого
   муниципального  образования.  Следовательно,  деление  в областном
   Законе  муниципальных  образований  на виды в зависимости от того,
   находятся  или  не  находятся  они  в границах  территории другого
   муниципального образования, Федеральному закону не противоречит.
       Доводы   протеста   о том,   что  деление  в областном  Законе
   муниципальных  образований  на муниципальные образования первого и
   второго  вида приводит к нарушению равенства их правового статуса,
   бюджетных  прав,  основанием для признания оспариваемой прокурором
   нормы  незаконной  не  являются.  Суд  обоснованно указал по этому
   поводу   в  решении   на  возможность  защиты  нарушенных  прав  и
   охраняемых  законом  интересов того или иного лица в установленном
   порядке, в том числе и по заявлению прокурора.
       В  соответствии  с ч.  1  ст.  1  указанного выше Федерального
   закона  понятие муниципальное образование используется в следующем
   значении:
       муниципальное  образование  - городское,  сельское  поселение,
   несколько   поселений,   объединенных  общей  территорией,   часть
   поселения,  иная населенная территория,  предусмотренная настоящим
   Федеральным  законом,  в  пределах  которых осуществляется местное
   самоуправление,   имеются  муниципальная  собственность,   местный
   бюджет и выборные органы местного самоуправления.
       Подпунктом "б" п.  1 ст.  7 областного Закона установлено, что
   образование   муниципального   образования   на  части  территории
   поселения невозможно.
       Отказывая  прокурору в признании данного положения незаконным,
   суд  указал  на  то,  что,  поскольку в Московской области местное
   самоуправление  с учетом  исторических  и местных  традиций всегда
   осуществлялось  в районах,  городах,  поселках,  сельских округах,
   сельских  поселениях  и их добровольных объединениях,  дробить уже
   существующие территории на более мелкие нецелесообразно.
       Данный вывод суда является ошибочным.
       Установление     общих    принципов    организации    местного
   самоуправления в соответствии со ст.  72 Конституции РФ отнесено к
   совместному   ведению   Российской   Федерации   и  ее  субъектов.
   Следовательно,  в  силу  ч.  2  ст.  76 Конституции РФ принимаемые
   субъектом  РФ  по  предметам  совместного  с РФ  ведения законы не
   должны противоречить федеральному закону.
       Установление  в оспариваемой  прокурором  норме  невозможности
   образования   муниципального   образования   на  части  территории
   поселения  по  существу  означает запрет на осуществление местного
   самоуправления  в пределах такого вида муниципального образования,
   как часть поселения, который предусмотрен федеральным законом, что
   прямо  противоречит  положениям указанной выше ст.  1 Федерального
   закона  "Об  общих принципах организации местного самоуправления в
   Российской  Федерации",  а  также  его  ст.  43,  согласно которой
   ограничение    прав    местного   самоуправления,    установленных
   Конституцией Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом,
   другими федеральными законами, запрещается.
       Нельзя  согласиться  с выводом суда и о том,  что оспариваемый
   прокурором п.  3 ст.  41 областного Закона о наделении губернатора
   Московской   области  правом  определять  порядок  установления  и
   изменения    границ    муниципальных   образований   соответствует
   федеральному закону.
       Согласно  ст.  13  Федерального  закона  "Об  общих  принципах
   организации   местного   самоуправления   в Российской  Федерации"
   порядок образования,  объединения,  преобразования или упразднения
   муниципальных  образований,  установления  и изменения их границ и
   наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.
       Таким  образом,  положения  п.  3 ст.  41 областного Закона об
   установлении   и  изменении  границ  муниципальных  образований  в
   порядке,   определяемом  губернатором  Московской  области,  а  не
   Законом   Московской   области,   прямо  противоречит  требованиям
   Федерального закона.
       Установленные   противоречия  областного  Закона  Федеральному
   закону не могли быть обоснованы судом их целесообразностью. В силу
   требований ст.  ст.  76, 120 Конституции РФ, ст.  13 ГК РФ, других
   федеральных  законов нормативный правовой акт,  не соответствующий
   закону   и  нарушающий   гражданские  права  и охраняемые  законом
   интересы  гражданина  или  юридического  лица,   признается  судом
   недействительным,   то   есть   недействующим  и   не   подлежащим
   применению.
       Учитывая,  что  при  разрешении вопроса о законности подпункта
   "б" п.  1 ст.  7 и п. 3 ст. 41 областного Закона судом неправильно
   применены нормы материального права  и  для правильного разрешения
   данного спора установления новых юридически значимых обстоятельств
   дела   и  их  доказывания  не  требуется,   Судебная  коллегия  по
   гражданским  делам  Верховного  Суда  Российской Федерации считает
   необходимым,  отменив  решение  суда  в этой части,  принять новое
   решение   об   удовлетворении   требований  прокурора  и признании
   указанных  выше  норм  не  соответствующими  федеральному  закону,
   недействующими и не подлежащими применению.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст.  305 ГПК РСФСР,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Московского  областного  суда  от 11 июля 2002 года в
   части    отказа    прокурору   Московской   области   в  признании
   недействующими  и не  подлежащими  применению абзацев 3 и 4 ст.  1
   Закона  Московской  области  "О порядке образования,  объединения,
   преобразования и упразднения муниципальных образований" от 31 июля
   1997 г.  N 43/97-ОЗ оставить без изменения, а кассационный протест
   прокурора Московской области - без удовлетворения.
       В остальной части это же решение суда отменить и вынести новое
   решение,    которым   заявление   прокурора   Московской   области
   удовлетворить,  признав  подпункт "б" п.  1 ст.  7 и п.  3 ст.  41
   Закона  Московской  области  "О порядке образования,  объединения,
   преобразования и упразднения муниципальных образований" от 31 июля
   1997  г.  N  43/97-ОЗ недействующими и не подлежащими применению с
   момента вступления настоящего решения в законную силу.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz