Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.08.2002] ПУНКТ 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 15.09.1999 N 542 И УТВЕРЖДЕННОЕ ИМ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УЧАСТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ ПРАВОМЕРНО ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ, ТАК КАК В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НЕ ВПРАВЕ ВЫСТУПАТЬ УЧАСТНИКАМИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 9 августа 2002 года
   
                                                      Дело N 5-Г02-97
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                          Потапенко С.В.,
                                                            Кебы Ю.Г.
   
       рассмотрела   в  судебном   заседании  от  9 августа  2002  г.
   гражданское  дело по заявлению прокурора города Москвы о признании
   противоречащими  федеральному законодательству п.  2 постановления
   Правительства   Москвы   от   15.09.1999   N  542   "О   создании,
   реорганизации,    ликвидации    государственных   и  муниципальных
   предприятий  и учреждений  города  Москвы  и об  участии  города в
   хозяйственных  обществах"  (в редакции постановлений Правительства
   Москвы от 01.02.00 N 79,  от 27.06.2000 N 490) и  утвержденного им
   Положения   о  порядке   участия  города  Москвы  в  хозяйственных
   обществах  (приложение N 2)  по  кассационным жалобам Департамента
   государственного   и  муниципального   имущества   города  Москвы,
   Правительства  Москвы на решение Московского городского суда от 20
   марта 2002 г., которым пункт  2 постановления Правительства Москвы
   от  15.09.1999  N 542  "О  создании,   реорганизации,   ликвидации
   государственных  и муниципальных  предприятий  и учреждений города
   Москвы  и об  участии  города Москвы в хозяйственных обществах" (в
   редакции  постановлений Правительства Москвы от 01.02.00 N 79,  от
   27.06.2000 N 490) и  утвержденное  им Положение  о порядке участия
   города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2)  признаны
   противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
   подлежащими применению с момента их принятия.
       Заслушав   доклад   судьи  Ю.Г.   Кебы,   выслушав  объяснения
   представителей Правительства Москвы Чичлинцева А.Ю.,  Департамента
   государственного и муниципального имущества города Москвы Макарова
   С.И.,    поддержавших   доводы   жалоб,    заключение   прокурора,
   участвующего  в суде первой инстанции,  Гнусенко О.Г.,  полагавшей
   решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       прокурор  г.  Москвы  обратился в суд с заявлением о признании
   противоречащими федеральному  законодательству п.  2 постановления
   Правительства   Москвы   от   15.09.1999   N  542   "О   создании,
   реорганизации,    ликвидации    государственных   и  муниципальных
   предприятий  и учреждений  города  Москвы  и об  участии  города в
   хозяйственных  обществах"  (в редакции постановлений Правительства
   Москвы от 01.02.00 N 79,  от 27.06.2000 N 490) и  утвержденного им
   Положения   о  порядке   участия  города  Москвы  в  хозяйственных
   обществах  (приложение N 2),  указывая на то,  что государственные
   органы   и органы  местного  самоуправления  не  вправе  выступать
   участниками хозяйственных обществ.
       Представитель  Правительства  Москвы,  представитель интересов
   Департамента  государственного  и муниципального  имущества города
   Москвы, с требованиями прокурора не согласился.
       Представитель  Территориального  управления по городу Москве и
   Московской   области   Министерства  по  антимонопольной  политике
   заявление прокурора поддержал.
       Московским   городским   судом   постановлено  указанное  выше
   решение,   об   отмене   которого  в кассационных  жалобах  просят
   Правительство    Москвы    и   Департамент    государственного   и
   муниципального  имущества  города  Москвы,   указывая,  что  судом
   неправильно применены нормы материального права.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив доводы кассационных жалоб,
   Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ не
   находит оснований к их удовлетворению.
       Принимая  решение  об удовлетворении заявления прокурора,  суд
   обоснованно  пришел к выводу,  что оспариваемый прокурором пункт 2
   постановления Правительства "О создании, реорганизации, ликвидации
   государственных  и муниципальных  предприятий  и учреждений города
   Москвы   и  об   участии   города  в  хозяйственных  обществах"  и
   утвержденное  им  Положение  о порядке  участия  города  Москвы  в
   хозяйственных обществах (приложение N 2) противоречат федеральному
   законодательству.
       В  соответствии с п.  4 ст.  66 ГК РФ государственные органы и
   органы  местного  самоуправления  не  вправе выступать участниками
   хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере,  если
   иное не определено в законе.
       Аналогичная   по   содержанию   норма   содержится   в ФЗ  "Об
   акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред.  Федеральных
   законов  от  13.06.1996  N 65-ФЗ,   от  24.05.1999  N 101-ФЗ,   от
   07.08.2001  N 120-ФЗ),  в п.  1 ст.  10 которого указывается,  что
   учредителями  общества являются граждане и (или) юридические лица,
   принявшие решение о его учреждении.
       Государственные  органы  и органы  местного  самоуправления не
   могут  выступать  учредителями общества,  если иное не установлено
   федеральными законами.
       Такие  положения содержит п.  2 ст.  7 Федерального закона "Об
   обществах   с ограниченной  ответственностью" N 14-ФЗ от 8 февраля
   1998 г.
       Таким  образом,   гражданское  законодательство  устанавливает
   запрет  государственным  органам и органам местного самоуправления
   на   участие  в акционерном  обществе,   однако  указанный  запрет
   действует  только  в том  случае,  если  иное  не установлено иным
   федеральным законом.
       Частью  2 п.  1.1  Положения о порядке участия города Москвы в
   хозяйственных   обществах   подчеркнуто,   что   порядок  создания
   акционерных   обществ   в процессе  приватизации  регламентируется
   законодательством о приватизации.
       В  настоящее  время действует Федеральный закон N 178-ФЗ от 21
   декабря 2001 г.  "О приватизации государственного и муниципального
   имущества".
       В  остальных  случаях  создание,   реорганизация  и ликвидация
   хозяйственных  обществ  с участием  города Москвы регламентируется
   Гражданским  кодексом  РФ,  Федеральными  законами "Об акционерных
   обществах",  "Об обществах с ограниченной ответственностью", а как
   указано  выше,  указанные  правовые акты запрещают государственным
   органам  и органам  местного  самоуправления выступать участниками
   хозяйственных обществ и быть вкладчиками в товариществах на вере.
       Таким   образом,   вывод   суда   о противоречии  оспариваемых
   положений  Правительства Москвы приведенным положениям Федеральных
   законов   и  ГК   РФ   соответствует  материалам  дела  и является
   правильным.
       Ссылка  в жалобах  на  то,   что  город  Москва   как  субъект
   Российской Федерации, являясь юридическим лицом, через свои органы
   вправе  участвовать  в создании  акционерных  обществ, основана на
   неправильном толковании норм материального права, а именно ст. ст.
   66  п.  4,  124,  125  ГК  РФ,  т.к.  в  данном случае речь идет о
   государственных  органах  и органах  местного  самоуправления,   в
   отношении которых в законе имеется запрет выступать учредителями и
   участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на
   вере.  Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы
   материального   и  процессуального   права   применены  правильно,
   предусмотренных ст.  306 ГПК РСФСР оснований к отмене решения суда
   в кассационном порядке не имеется.
       Руководствуясь п.  1 ст.  305,  ст.  ст.  306,  311 ГПК РСФСР,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Московского  городского  суда  от  20  марта  2002 г.
   оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Москвы и
   Департамента  государственного  и муниципального  имущества города
   Москвы - без удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz