Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.01.2003] К ПОЛНОМОЧИЯМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ ОТНЕСЕНО ПРОВЕДЕНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА, А ТАКЖЕ РАЗРАБОТКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 10 января 2003 года
   
                                                     Дело N 74-Г02-43
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                      Зелепукина А.М.
   
       рассмотрела   в  судебном  заседании  от  10  января  2003  г.
   гражданское  дело по кассационной жалобе администрации г.  Якутска
   на  решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 октября
   2002  г.   по  заявлению  Администрации  г.   Якутска  о признании
   незаконным постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от
   8 мая 2002 г.  N 223 "О создании единой системы органов социальной
   защиты населения и труда Республики Саха (Якутия)".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Харланова А.В.,  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Правительством Республики Саха (Якутия) 8 мая 2002 г. за N 223
   принято   постановление   "О   создании   единой  системы  органов
   социальной защиты населения и труда Республики Саха (Якутия)".
       Администрация  г.  Якутска  как  орган местной государственной
   власти обратилась в суд с заявлением об отмене этого постановления
   по   тем   основаниям,   что  оно  принято  в нарушение  положений
   Конституционного   закона  Республики  Саха  (Якутия)  "О  местных
   органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)", Закона
   РС(Я)  "Об  улусной,  городской (города республиканского значения)
   администрациях в Республике Саха (Якутия)", положений Федерального
   закона  "Об  общих принципах организации местного самоуправления в
   РФ", с ущемлением их прав.
       В  судебном  заседании представитель администрации г.  Якутска
   уточнил  заявленные  требования,  что  оспариваются  пункты  1 и 2
   постановления Правительства.
       Представители   Правительства   Республики  Саха  (Якутия)  не
   согласились с заявленным требованием и пояснили,  что оспариваемое
   постановление   принято  в пределах  полномочий,   предоставленных
   исполнительному  органу государственной власти субъекта Российской
   Федерации.  При этом пояснили,  что утверждение о том, что Законом
   РС(Я)  "О  местных органах государственной власти в РС(Я)" решение
   экономических,   социально-культурных,   экологических   и  других
   вопросов  территориального  значения  осуществляется исключительно
   через  систему  местных  органов  государственной власти, является
   неверным,  основано  на  неправильном толковании закона.  Улусная,
   городская   администрация   входят   в  единую   систему   органов
   исполнительной  власти  республики.  В  соответствии с положениями
   федерального законодательства деятельность органов государственной
   власти  субъекта  Российской  Федерации  должна  осуществляться  в
   соответствии  с принципом единства системы государственной власти.
   При  этом  проведение  единой  государственной  политики в области
   социального обеспечения и формирование иных органов исполнительной
   власти  субъекта Российской Федерации отнесены к полномочиям этого
   органа.
       Представитель   Управления   социальных  проблем  г.   Якутска
   пояснила, что действительно управление является юридическим лицом,
   финансирование  осуществляется  Министерством  труда и социального
   развития Республики Саха (Якутия).
       Решением  Верховного  суда  Республики  Саха  (Якутия)  от  21
   октября 2002 г. в удовлетворении заявления отказано.
       В кассационной жалобе Администрации г. Якутска ставится вопрос
   об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
       Проверив  материалы дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,
   Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
       Из  содержания  п.   1  и п.   2  оспариваемого  постановления
   Правительства  Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2002 г.  следует,
   что  в улусах  и городах  республиканского значения установлено на
   базе существующих управлений и отделов социальной защиты населения
   образовать территориальные органы Министерства труда и социального
   развития  РС(Я),  являющиеся  его  структурными  подразделениями с
   передачей функций,  содержания и штатной численности.  Кроме того,
   постановлено   образовать   государственные   учреждения  на  базе
   обособленных     структурных     подразделений     реорганизуемого
   государственного  учреждения  "Управление  по социальной поддержке
   семей   с  детьми   при  Министерстве  труда  и социальной  защиты
   населения РС(Я)", наделив их функциями управления.
       В  соответствии  со  ст.  21  Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)   и
   исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
   Федерации"  к полномочиям  исполнительных  органов государственной
   власти субъекта РФ, каковым является Правительство Республики Саха
   (Якутия),  отнесено  проведение  единой государственной политики в
   области   социального   обеспечения  и формирование  иных  органов
   исполнительной  власти субъекта.  Конституционным законом РС(Я) "О
   Правительстве    Республики    Саха    (Якутия)"    к  компетенции
   Правительства  отнесены разработка и осуществление государственной
   политики в сфере социального развития республики.
       В  соответствии  с ч.  2  ст.  7  Конституции  РФ в Российской
   Федерации  охраняются  труд и здоровье людей,  развивается система
   социальных служб,  обеспечивается государственная поддержка семьи,
   материнства,  отцовства  и детства,  инвалидов  и пожилых граждан,
   устанавливаются  государственные  пенсии,  пособия и иные гарантии
   социальной  защиты.   Из  содержания  данной  нормы  следует,  что
   гарантии  социальной  защиты  в виде  пенсий,  пособий и иных форм
   являются   государственными.   В   связи   с этим  их  обеспечение
   осуществляется  государственными  органами.  Образованные решением
   Правительства территориальные органы социальной защиты населения и
   труда   Министерства   социального   развития   и  труда  РС(Я)  в
   соответствии с пунктом "г" статьи 21 Федерального закона "Об общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)   и
   исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
   Федерации" относятся к иным органам исполнительной власти субъекта
   РФ.  Таким  образом,  суд  пришел к правильному выводу о том,  что
   оспариваемое  постановление  принято  в пределах  полномочий  и по
   предметам  ведения  исполнительного  органа государственной власти
   субъекта РФ.
       В  соответствии  со  ст.  27  Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)   и
   исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
   Федерации"  в судебном  порядке  обжалуются  правовые акты органов
   исполнительной  власти  субъекта РФ и правовые акты их должностных
   лиц,  нарушающие  права  и свободы  человека  и гражданина,  права
   общественных  объединений  и органов  местного самоуправления.  Из
   содержания   оспариваемых  положений  постановления  Правительства
   РС(Я) в сопоставлении их с нормами федерального законодательства и
   законов   PC(Я)   "О  местных  органах  государственной  власти  в
   Республике   Саха  (Якутия)"  и "Об  улусной,   городской  (города
   республиканского   значения)   администрациях   в Республике  Саха
   (Якутия)",  как  правильно  указано в решении суда,  следует,  что
   права и свободы граждан, права каких-либо общественных объединений
   и действующих на территории города органов местного самоуправления
   ими не нарушаются.
       Доводы заявителя о том, что нарушены права и законные интересы
   работников  управлений  социальной  защиты администраций городов и
   улусов,   РС(Я),   поскольку   произойдет  массовое  высвобождение
   работников,  как обоснованно указал суд в решении,  не основаны на
   фактических  обстоятельствах  дела,  так  как  из содержания п.  2
   постановления   следует,   что   в ведение  Министерства  труда  и
   социального развития РС(Я) полностью передано содержание и штатная
   численность   реорганизуемых  управлений.   Указанные  мероприятия
   осуществляются в пределах полномочий Правительства РС(Я),  так как
   улусные,   городские   администрации   входят   в  единую  систему
   исполнительной    государственной   власти   и  финансируются   из
   государственного  бюджета  РС(Я)  по  единому  разделу  как органы
   управления.
       Доводы    кассационной   жалобы   по   существу   сводятся   к
   неправильному  применению  судом  норм материального права,  с чем
   нельзя согласиться по указанным выше основаниям.
       Руководствуясь ст.  ст.  305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 октября
   2002   г.   оставить   без   изменения,   а   кассационную  жалобу
   Администрации г. Якутска - без удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz