Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 27.12.2002] ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ" УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМЫЙ АКТ ПРИНЯТ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КРАЯ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 27 декабря 2002 года
   
                                                      Дело N 58Г02-43
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                        Корчашкиной Т.Е.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела   в судебном  заседании  от  27  декабря  2002  г.
   кассационную  жалобу  Правительства  Хабаровского  края на решение
   Хабаровского  краевого  суда  от  30 октября 2002 г.  по заявлению
   прокурора    края    о  признании   нормативных   правовых   актов
   Правительства    Хабаровского    края   частично   противоречащими
   федеральному законодательству.
       Заслушав доклад судьи Василевской В.П., Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       изданным  8 июля  2002  г.  Правительством  Хабаровского  края
   постановлением (N 12-пр) "О мерах по дальнейшему развитию коренных
   малочисленных  народов  Севера,  проживающих  в Хабаровском  крае"
   утверждены  (одобрены)  "Основные  направления  развития  коренных
   малочисленных народов Севера,  проживающих в Хабаровском крае,  на
   2002  - 2005  годы"  (п.  2)  и на  ответственные органы возложены
   обязанности по их выполнению (п. п. 3 - 4).
       Прокурор  Хабаровского  края  обратился  в суд  с заявлением о
   признании 2, 3, 4 пунктов данного постановления, а также "Основных
   направлений   развития   коренных  малочисленных  народов  Севера,
   проживающих   в  Хабаровском   крае,   на   2002   -  2005   годы"
   недействующими  ввиду  их  несоответствия  федеральному и краевому
   законодательству   и принятия  Правительством  края  с превышением
   своей компетенции.
       Решением  Хабаровского  краевого  суда  от  30 октября 2002 г.
   заявление удовлетворено, оспариваемые пункты 2 - 4 постановления и
   "Основные  направления  развития  коренных  малочисленных  народов
   Севера,   проживающих  в Хабаровском  крае,  на  2002  - 2005 гг."
   признаны недействующими и не влекущими правовых последствий со дня
   их издания.
       Оспаривая   законность   решения   по   мотивам   невыполнения
   требований  ст.  197  ГПК  РСФСР,  Правительство Хабаровского края
   просит  о его отмене и вынесении новых решений об отказе прокурору
   в заявленных требованиях.
       Судебная   коллегия   Верховного  Суда  Российской  Федерации,
   обсудив    доводы   кассационной   жалобы,    оснований   для   ее
   удовлетворения не находит.
       Вывод   суда   о  принятии  Правительством  Хабаровского  края
   оспариваемых   прокурором  положений  постановления  "О  мерах  по
   дальнейшему   развитию   коренных  малочисленных  народов  Севера,
   проживающих  в Хабаровском  крае"  и "Основных  направлений..."  с
   превышением своих полномочий  является  правомерным, основанным на
   правильном  применении  ст.  10  Конституции Российской Федерации,
   пункта "г" части 2 ст.  5 и пункта "б" части 2 ст. 21 Федерального
   закона  от  6 октября  1999  г.  "Об  общих  принципах организации
   законодательных   (представительных)   и  исполнительных   органов
   государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации"  (с
   последующими   изменениями   и дополнениями),   ст.   30.3  Устава
   Хабаровского   края;   ст.   16   Закона  края  от  27.11.2001  "О
   Правительстве   Хабаровского   края"   и т.д.,   согласно  которым
   программы  социально-экономического  развития  субъекта Российской
   Федерации  и перспективное бюджетное планирование утверждаются его
   органами  законодательной власти путем издания соответствующих  на
   этот счет законов; в компетенции же исполнительного органа власти,
   в  том  числе  Правительства  Хабаровского  края,  находится  лишь
   подготовка  проектов  программ  социально-экономического  развития
   края    с   последующим   их   представлением   в  законодательный
   (представительный)   орган   субъекта   Российской   Федерации   и
   обеспечение   исполнения  утвержденного  органом  представительной
   (законодательной) власти краевого бюджета.
       Исходя  из  текста и содержания положений нормативных правовых
   актов,  о  законности  которых  возник  настоящий  спор,  как само
   постановление   Правительства,   так  и "Основные  направления..."
   характеризуются   всеми   элементами  целевой  краевой  программы:
   наименование,   характеризующее   ее  направленность;   содержание
   решаемых  проблем;  конкретные цели и ожидаемые результаты;  сроки
   реализации,  в  том  числе  поэтапно;  объем  затрат на реализацию
   Программы в целом и поквартально;  объемы и виды финансирования из
   средств   государственного   бюджета   в  целом   и  по  отдельным
   направлениям;    другие   источники   финансирования,  исполнители
   программы  и т.д.,  что  обоснованно  учтено  судом при обсуждении
   вопроса о правомерности заявленного прокурором требования.
       Доводы кассационной жалобы,  что в постановлении Правительства
   края   от   8  июля   2002   г.   и   утвержденных   им  "Основных
   направлениях..."    отсутствуют   существенные   условия   целевой
   программы, опровергаются самим текстом нормативных правовых актов,
   содержащих все элементы целевой краевой программы.
       Эти   и  другие  доводы  Правительства  края  судом  тщательно
   проверялись,     обсуждались     и   обоснованно    признаны    не
   соответствующими требованиям закона.
       Таким  образом,  Правительство  Хабаровского края,  принимая с
   превышением  полномочий  оспариваемые  прокурором  законодательные
   акты,  допустило  нарушение  конституционного  принципа разделения
   властей  (ст.  10),  что  в силу пунктов 2 и 5 ст.  76 Конституции
   Российской  Федерации  явилось  основанием  для признания судом их
   противоречащими  федеральному законодательству и недействующими со
   дня издания.
       Решение  суда  является законным,  отвечающим требованиям норм
   материального  и процессуального  права;  нарушений  ст.  197  ГПК
   РСФСР,   на  которую  имеется  ссылка  в кассационной  жалобе,  не
   допущено,  а  потому оснований для отмены решения по ее доводам не
   имеется.
       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 294, 311, п.
   1 ст.  305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Хабаровского  краевого  суда  от  30  октября 2002 г.
   оставить   без   изменения,   кассационную   жалобу  Правительства
   Хабаровского края - без удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz