Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 143ПВ-02 ОТ 25.12.2002] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ УСТАВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧАСТИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ ПРИНЯТИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О САМОРОСПУСКЕ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ДВУМЯ ТРЕТЯМИ ГОЛОСОВ ОТ УСТАНОВЛЕННОГО ЧИСЛА ДЕПУТАТОВ, ОТКАЗАНО, ТАК КАК В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН СУБЪЕКТА РФ ИМЕЕТ ПРАВО...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  от 25 декабря 2002 года N 143пв-02
   
       Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
   
       Председателя                                  - Лебедева В.М.,
       членов Президиума                             - Радченко В.И.,
                                                      Сергеевой Н.Ю.,
                                                         Верина В.П.,
                                                        Смакова P.M.,
                                                      Кузнецова В.В.,
                                                       Каримова М.А.,
                                                         Попова Г.Н.,
                                                      Свиридова Ю.А.,
                                                      Меркушова А.Е.,
                                                    Вячеславова В.К.,
       с участием заместителя Генерального прокурора
       Российской Федерации                          - Кехлерова С.Г.
   
       рассмотрел   в  порядке   надзора   по   протесту  заместителя
   Председателя  Верховного  Суда  Российской  Федерации Жуйкова В.М.
   гражданское  дело  по  заявлению  прокурора  Сахалинской области о
   признании  противоречащим  федеральному  законодательству пункта 3
   статьи 23 Устава Сахалинской области.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Гуцола  Ю.А.,  объяснения представителя Сахалинской областной Думы
   адвоката   Костанова   Ю.А.   (доверенность  в деле),   заключение
   заместителя  Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова
   С.Г.,  полагавшего  протест  отклонить,  Президиум Верховного Суда
   Российской Федерации
   
                              установил:
   
       прокурор  Сахалинской  области  обратился в суд с заявлением о
   признании  противоречащим  федеральному  законодательству пункта 3
   статьи  23  Устава  Сахалинской области от 9 июля 2001 г.  в части
   принятия  двумя  третями голосов от установленного числа депутатов
   постановления Сахалинской областной Думой о самороспуске.
       Решением  Сахалинского  областного  суда от 6 сентября 2001 г.
   пункт  3 статьи 23 Устава Сахалинской области в части установления
   принятия  постановления  о самороспуске Сахалинской областной Думы
   признан  противоречащим  пункту  3  статьи 7  Федерального  закона
   "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
   и   исполнительных   органов   государственной   власти  субъектов
   Российской  Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции
   Федеральных законов от 29 июля 2000 года N 106-ФЗ и 8 февраля 2001
   года  N 3-ФЗ),  недействующим  и не  подлежащим  применению со дня
   вступления решения в законную силу.
       Судебная   коллегия   по  гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской  Федерации,  рассмотрев  дело  по  кассационным жалобам
   Сахалинской  областной  Думы  и администрации Сахалинской области,
   определением   от   26  октября  2001  года  решение  Сахалинского
   областного суда от 6 сентября 2001 года оставила без изменения,  а
   кассационные жалобы - без удовлетворения.
       В   протесте   заместителя  Председателя  Верховного  Суда  РФ
   поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений
   и вынесении по делу нового решения.
       Проверив  материалы дела,  обсудив доводы протеста,  Президиум
   находит протест обоснованным.
       По  мнению  суда,  приведенное  положение  пункта  3 статьи 23
   Устава   Сахалинской   области   противоречит  пункту  3 статьи  7
   Федерального  закона  от  6  октября 1999 года N 184-ФЗ,  согласно
   которому   "постановления   законодательного   (представительного)
   органа   государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации
   принимаются  большинством  голосов  от  числа избранных депутатов,
   если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом".
       Суд  пришел к выводу,  что кворум для принятия постановления о
   самороспуске  областной  Думой  установлен произвольно,  поскольку
   пунктом 3 статьи 7 Федерального закона  от  6  октября 1999 года N
   184-ФЗ   конкретно   определено   необходимое  количество  голосов
   депутатов  от  числа  избранных для принятия постановления,  в том
   числе   и о  самороспуске,   законодательного  (представительного)
   органа   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,
   составляющее  большинство голосов от числа избранных депутатов,  а
   не установленного числа депутатов,  как это указано в оспариваемой
   норме Устава области.
       С   доводами   о  противоречии   оспариваемого  пункта  Устава
   Сахалинской  области  федеральному законодательству и произвольном
   определении  кворума  для  принятия  постановления  о самороспуске
   областной Думы нельзя согласиться.
       В  пункте 1 статьи 1 Федерального закона  N  184-ФЗ  закреплен
   ряд  общих  принципов  деятельности органов государственной власти
   субъектов  Российской  Федерации,  среди которых:  в) верховенство
   Конституции  Российской  Федерации  и федеральных  законов на всей
   территории   Российской  Федерации;   е)  разграничение  предметов
   ведения   и  полномочий   между  органами  государственной  власти
   Российской  Федерации  и органами государственной власти субъектов
   Российской  Федерации;  ж)  самостоятельное осуществление органами
   государственной     власти    субъектов    Российской    Федерации
   принадлежащим им полномочий.
       Общие  принципы,  то  есть основные начала организации системы
   органов  государственной  власти,  не  должны  включать  детальное
   регулирование   вопросов   формирования   и  деятельности  органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Федеральный   закон   не   содержит   исчерпывающего   перечня
   полномочий  органов  государственной  власти  субъекта  Российской
   Федерации  и специально  предусматривает,   что  законом  субъекта
   Российской  Федерации   согласно  подпункту  "н" пункта 2 статьи 5
   Федерального   закона   N  184-ФЗ    "регулируются  иные  вопросы,
   относящиеся  в соответствии  с Конституцией  Российской Федерации,
   федеральными законами,  конституцией (уставом) и законами субъекта
   Российской  Федерации  к ведению и полномочиям субъекта Российской
   Федерации".
       Приведенное   положение   соотносится   с пунктом  7 статьи  4
   Федерального   закона   N  184-ФЗ,   в   соответствии   с  которым
   "законодательный  (представительный)  орган государственной власти
   субъекта   Российской   Федерации  самостоятельно  решает  вопросы
   организационного,   правового,   информационного,   материально  -
   технического и финансового обеспечения своей деятельности".
       Определяя  в пункте 3 статьи 7  Федерального закона  N  184-ФЗ
   общую норму,  касающуюся установления количества голосов депутатов
   для  принятия  постановлений  законодательного (представительного)
   органа   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,
   федеральный   законодатель  в полном  соответствии  с приведенными
   конституционными  принципами  предусмотрел  иную  (исключительную)
   возможность      принятия      постановлений      законодательного
   (представительного)   органа   государственной   власти   субъекта
   Российской Федерации.
       Эта  иная возможность реализована в подпункте "а" п.  1 ст.  9
   Федерального   закона   N 184-ФЗ,   согласно  которому  полномочия
   законодательного (представительного) органа государственной власти
   субъекта  Российской  Федерации  могут  быть прекращены досрочно в
   случае  "принятия  указанным  органом решения о самороспуске,  при
   этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном
   конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации".
       Из  анализа  приведенных  положений вытекает вывод о том,  что
   Федеральным  законом N 184-ФЗ законодательному (представительному)
   органу   государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации
   предоставлена  возможность  самостоятельно  устанавливать  порядок
   принятия решения о самороспуске.
       При  этом  несомненно,  что процедура принятия постановления о
   самороспуске  охватывается  понятием  "порядок  принятия решения о
   самороспуске",  о котором упоминается в подпункте "а" п.  1 ст.  9
   Федерального   закона  N 184-ФЗ,   то  есть  указанное  понятие  в
   отношении коллегиального органа,  которым является законодательный
   (представительный)   орган  государственной  власти  субъекта  РФ,
   включает  в себя  и указание  на число голосов депутатов,  которое
   должно быть подано за это решение (кворум для принятия решения). К
   такому  выводу приводит анализ решений Конституционного Суда РФ по
   толкованию  положений  Конституции  РФ,   связанных,  например,  с
   порядком   принятия   федеральных   и федеральных  конституционных
   законов  или  с порядком  внесения  поправок в Конституцию РФ (см.
   Постановления  Конституционного  Суда  РФ  от  23.03.95 N 1-П и от
   12.04.95 N 2-П).
       В рассматриваемом случае принятие постановления о самороспуске
   является  составной  и неразрывной  частью порядка принятия такого
   решения, его завершающей стадией.
       Используя    предоставленное    федеральным   законом   право,
   Сахалинская  областная  Дума  определила   исключительный  порядок
   принятия     постановления    о   самороспуске    законодательного
   (представительного)   органа  государственной  власти  Сахалинской
   области,  заключающийся в том, что такое постановление принимается
   не  большинством  голосов  от  числа избранных депутатов,  а двумя
   третями голосов от установленного числа депутатов.
       Принятие     решения     о   самороспуске    областной    Думы
   квалифицированным    большинством   голосов   является   гарантией
   взвешенности  такого решения,  принимаемого коллегиально,  а также
   одним  из  факторов,  обеспечивающих стабильность функционирования
   законодательного (представительного) органа государственной власти
   субъекта  Российской  Федерации,  что полностью отвечает интересам
   населения  субъекта  РФ  с точки  зрения  сохранения  устойчивости
   законодательной  ветви  власти.  Вывод  суда о том,  что областной
   Думой   произвольно  установлен  кворум  для  принятия  решения  о
   самороспуске, является ошибочным.
       При   указанном  положении  следует  признать,   что  судебные
   инстанции  допустили  неправильное  применение  норм материального
   права,  что  в соответствии  с п.  1  ст.  330  ГПК РСФСР является
   основанием  к отмене  судебных  постановлений в надзорном порядке.
   При этом по делу следует вынести новое решение об отказе прокурору
   в удовлетворении заявленного требования.  Руководствуясь п.  5 ст.
   329 ГПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       отменить  решение  Сахалинского  областного суда от 6 сентября
   2001  г.  и  определение  Судебной  коллегии  по гражданским делам
   Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2001 г. Вынести
   по  делу  новое  решение об отказе прокурору Сахалинской области в
   удовлетворении  заявления  о признании противоречащим федеральному
   законодательству  пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области от
   9 июля 2001 г. в части, предусматривающей принятие постановления о
   самороспуске  Сахалинской  областной Думы двумя третями голосов от
   установленного числа депутатов Сахалинской областной Думы.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz