Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.09.2001] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ АБЗАЦА 2 П. 39 "ПРАВИЛ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ", УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОБЖАЛУЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 21 сентября 2001 года
   
                                                      Дело N 6-Г01-10
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                        Корчашкиной Т.Е.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела  в судебном заседании 21 сентября 2001 г.  дело по
   заявлению  Гусевых   Евгения  Андреевича  и Артура  Евгеньевича  о
   признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 2 п.
   39 "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
   в    населенных    пунктах   Рязанской   области",    утвержденных
   Постановлением  главы администрации Рязанской области от 11 ноября
   1997 г. N 548, по кассационной жалобе Гусевых Евгения Андреевича и
   Артура Евгеньевича на решение Рязанского областного суда от 2 июля
   2001 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Корчашкиной  Т.Е.,  объяснения  Гусева  А.Е.,  представителя главы
   администрации Рязанской области Лукьяновой С.В.  (довер.  N 1-13/5
   от  11.01.01),  Кононовой  Н.Н.  (довер.  N  1-13/8  от 11.01.01),
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       Гусев  Е.А.  и  Гусев  А.Е.  обратились  в суд  с заявлением о
   признании  незаконным  абзаца  2 пункта  39 "Правил учета граждан,
   нуждающихся  в улучшении  жилищных  условий  в населенных  пунктах
   Рязанской    области"    (далее - "Правила   учета   граждан..."),
   утвержденных  Постановлением главы администрации Рязанской области
   от  11  ноября  1997 года N 548, в части установления минимального
   размера предоставления гражданам жилой площади 9 квадратных метров
   на одного человека.
       Заявление   мотивировано  тем,   что  установленная  указанным
   пунктом  минимальная  норма  предоставления  жилого  помещения  не
   соответствует   норме  жилой  площади,   предусмотренной  ст.   38
   Жилищного кодекса РСФСР, поэтому этот размер предоставляемой жилой
   площади, по его мнению, должен быть не ниже 12 квадратных метров.
       Кроме  того,  в силу ст.  11 Закона РФ "Об основах федеральной
   жилищной   политики"   минимальный   размер  предоставления  жилых
   помещений  должен  быть не ниже социальной нормы площади жилья.  В
   Рязанской области социальная норма площади жилья составляет:
       -  18  кв.  м  общей  площади  жилья  на  одного  члена семьи,
   состоящей из трех и более человек,
       - 42 кв. м на семью из двух человек,
       - 33 кв. м на одиноко проживающих граждан.
       Содержащийся  в оспариваемом  п.  39 "Правил учета граждан..."
   минимальный   размер   предоставления   жилья   не   соответствует
   социальной норме площади жилья, установленной в Рязанской области.
       Решением  Рязанского  областного  суда  от  2 июля  2001 г.  в
   удовлетворении заявления отказано.
       В кассационной жалобе Гусевых А.Е.  и Е.А. поставлен вопрос об
   отмене   решения   суда   в  связи  с неправильным  применением  и
   толкованием норм материального закона.
       Проверив  материалы дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
       В  соответствии с п.  "к" ч.  1 ст.  72 Конституции Российской
   Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении
   Российской Федерации и ее субъектов.
       Законы  и иные  нормативные правовые акты субъектов Российской
   Федерации  не  могут  противоречить  федеральным  законам (ст.  76
   Конституции Российской Федерации).
       В  соответствии  с ч.  2  ст.  40  Жилищного  кодекса РФ жилое
   помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади
   (статья    38),    за    исключением   случаев,    предусмотренных
   законодательством   Союза  ССР  и РСФСР,   но  не  менее  размера,
   устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
       Статьей  38 ЖК РСФСР норма жилой площади установлена в размере
   12 кв. м на одного человека.
       Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335
   "О   порядке  учета  граждан,   нуждающихся  в улучшении  жилищных
   условий,  и  предоставления  жилых  помещений (п.  42) (в редакции
   Постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 N 34, от 23.07.1993 N
   726,  от  28.02.1996  N 199)  предусмотрено,  что  жилое помещение
   предоставляется   гражданам   на   одного   человека   в  размере,
   установленном    Советом    Министров    автономной    республики,
   исполнительным  комитетом  краевого,  областного,   Московского  и
   Ленинградского  городских  Советов народных депутатов,  и не может
   быть   менее   социальной   нормы  площади  жилья,   эквивалентной
   минимальному  размеру  предоставления  жилых  помещений,   который
   устанавливается   органами   государственной  власти  республик  в
   составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
   автономных   округов,   городов   Москвы   и  Санкт-Петербурга   в
   зависимости   от   достигнутого  уровня  жилищной  обеспеченности,
   состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного
   фонда социального использования и других факторов.
       В  соответствии  со  ст.  11 Закона РФ "Об основах федеральной
   жилищной  политики"  социальная  норма  площади жилья эквивалентна
   минимальному  размеру  предоставления  жилых  помещений,   который
   устанавливается  органами  государственной  власти  субъектов РФ в
   зависимости   от   достигнутого  уровня  жилищной  обеспеченности,
   состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного
   фонда социального использования и других факторов.
       Исходя   из   изложенного   следует,   что  установление  норм
   предоставления   жилой  площади  лицам,   нуждающимся  в улучшении
   жилищных   условий,   федеральным   законодательством  отнесено  к
   компетенции  органов  государственной  власти субъектов Российской
   Федерации.
       Оспариваемый абзац 2  п. 39 "Правил учета граждан..." содержит
   указание  о предоставлении жилого помещения гражданам в размере от
   9 до 12 кв. м на одного человека.
       В  статье 5 Закона Рязанской области от 5 декабря 2000 года "О
   жилищно-коммунальном  хозяйстве Рязанской области",  Постановлении
   главы  администрации  Рязанской области от 30 июня 1997 года N 299
   "Об  упорядочении  системы  оплаты  жилья  и коммунальных услуг" в
   целях     определения     объема     финансирования     содержания
   жилищно-коммунального  хозяйства,  а  также  определения  величины
   компенсаций  (субсидий)  по  оплате жилья и коммунальных услуг для
   населения   установлен   региональный  стандарт  социальной  нормы
   площади жилья исходя из норм обеспеченности населения  жильем:  18
   кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех
   и более человек;  42 кв. м  на семью  из двух  человек;  33 кв.  м
   на одиноко проживающих граждан.
       Отказывая  в удовлетворении  заявления,  суд  первой инстанции
   правомерно  исходил из того,  что обжалуемая норма не противоречит
   вышеперечисленным     нормам     федерального    законодательства.
   Предусмотренный    в   оспариваемой   норме   минимальный   размер
   предоставления   жилой   площади   9  кв.   м   установлен  главой
   администрации    области    в   соответствии   с  предоставленными
   полномочиями.  Из  содержания  статьи 38 ЖК РСФСР не следует,  что
   установленная   данной   статьей   норма  жилой  площади  является
   минимальной нормой предоставления жилой площади.
       Правомерно   не   согласился  суд  и с  доводом  заявителей  о
   противоречии    обжалуемого    пункта   Постановления   статье   5
   вышеназванного  Закона  Рязанской области,  так как в оспариваемом
   пункте  речь  идет  об  установлении  минимального  размера  жилой
   площади,  а  в ст.  5  указанного Закона области - о размере общей
   площади жилья.
       При  таких  обстоятельствах,  в  пределах доводов кассационной
   жалобы, оснований для отмены решения суда не имеется.
       Руководствуясь ст.  ст.  304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Рязанского областного суда от 2 июля 2001 г.  оставить
   без изменения,  кассационную жалобу  Гусевых  Евгения Андреевича и
   Артура Евгеньевича - без удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz