Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.01.2002] ПУНКТ 1 СТ. 2 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 31.01.2000 N 79-КЗ "О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ" ПРАВОМЕРНО Признан недействующимИ НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ НЕ С МОМЕНТА ЕГО ПРИНЯТИЯ, ТАК КАК ОБЖАЛУЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОСНОВАНЫ НА ПРИЗНАННЫХ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМИ НОРМАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ПРАВИЛЬНО ПРИЗНАНЫ СУДОМ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ С ТОГО МОМЕНТА, КОТОРЫЙ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 15 января 2002 года
   
                                                     Дело N 56-Г01-29
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела   в судебном  заседании  15  января  2002  г.   по
   кассационным  жалобам  Суслова  В.Н.,   Законодательного  Собрания
   Приморского  края  и администрации  Приморского  края  на  решение
   Приморского  краевого  суда  от  18  октября  2001  года  дело  по
   заявлению  Суслова  Валерия Николаевича о признании противоречащим
   ст.  20  Закона  РФ  "Об  основах  налоговой  системы в Российской
   Федерации" пункта 1 ст.  2 Закона Приморского края от 31.01.2000 N
   79-КЗ "О налоге с продаж".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Горохова  Б.А.,  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Суслов   В.Н.   обратился   в  суд   с заявлением  о признании
   противоречащим  ст.  20  Закона РФ "Об основах налоговой системы в
   Российской  Федерации"  пункта 1 ст.  2 Закона Приморского края от
   22.02.1999  N 35-КЗ  "О налоге с продаж" (в редакции от 31.01.2000
   N  79-КЗ),  ссылаясь  на то, что п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах
   налоговой  системы  в Российской Федерации" устанавливает перечень
   товаров, стоимость  которых подлежит обложению налогом с продаж, и
   перечень  товаров  (работ,  услуг), стоимость  которых не является
   объектом  обложения данным налогом.  При этом в перечне товаров не
   первой   необходимости,   стоимость   которых   является  объектом
   налогообложения,   указано,  что  объектом  налогообложения  могут
   являться  и другие  товары  и услуги  по  решению  законодательных
   (представительных)  органов  субъектов  Российской  Федерации.  По
   мнению заявителя, формулировка п.  3 ст.  20 Закона РФ "Об основах
   налоговой     системы     в    РФ"    обязывает    законодательные
   (представительные)  органы  субъектов  РФ устанавливать конкретные
   перечни  товаров  или  услуг  не  первой необходимости,  стоимость
   которых   подлежит   обложению   налогом  с продаж.   В  нарушение
   требований  Федерального  закона Дума Приморского края в Законе "О
   налоге  с продаж"  такого перечня не установила.  В первоначальной
   редакции  Приморского  Закона  "О  налоге с продаж" в п.  1 ст.  2
   Закона было предусмотрено, что объектом налогообложения признается
   стоимость  товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом
   за  наличный расчет,  а именно - подакцизный товар,  дорогостоящая
   мебель,   радиотехника,  одежда,  деликатесные  продукты  питания,
   автомобили,  меха,  ювелирные изделия,  видеопродукция и компакт -
   диски, услуги туристических фирм, связанные с поездками за пределы
   Российской  Федерации  (за  исключением  стран  СНГ),   услуги  по
   рекламе,  услуги трех-,  четырех-, пятизвездочных гостиниц, услуги
   по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес - класса
   и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах "Люкс" и "СВ",
   другие  товары  и услуги  не  первой необходимости,  кроме товаров
   (работ,  услуг), которые подпадают под действие пункта 2 настоящей
   статьи. В последующем п. 1 ст. 2 Закона Приморского края "О налоге
   с   продаж"   был  изменен, и в  редакции  от  31.01.2000  N 79-КЗ
   формулировка  определения налогообложения была изменена:  объектом
   налогообложения  по  налогу  с продаж признается стоимость товаров
   (работ,  услуг),  реализуемых  в розницу  или  оптом  за  наличный
   расчет,  за исключением товаров (работ,  услуг), указанных в п.  2
   настоящей статьи.
       Таким   образом,   в   указанном   Законе  в качестве  объекта
   налогообложения указаны все товары, работы, услуги (кроме отдельно
   перечисленных  в небольшом количестве) независимо от того,  первой
   или не первой необходимости они являются.
       Заявитель    просил   признать   противоречащим   федеральному
   законодательству п.  1 ст. 2 Закона Приморского края от 22.02.1999
   N 35-КЗ и недействующим с момента его принятия.
       Решением  Приморского  краевого  суда  от 18 октября 2001 года
   заявление было удовлетворено частично: суд признал недействующим и
   не подлежащим применению пункт 1 ст.  2 Закона Приморского края от
   22.02.99 N 35-КЗ (в ред. Закона от 31.01.2000 N 79-КЗ) "О налоге с
   продаж"   в  части   распространения  объекта  налогообложения  на
   стоимость товаров (услуг,  работ), реализуемых в розницу или оптом
   за  наличный  расчет,   за  исключением  товаров  (работ,  услуг),
   указанных  в пункте 2 настоящей ст. 2 Закона Приморского края, как
   противоречащий  федеральному  законодательству не позднее 1 января
   2001 года.
       В  кассационных  жалобах Законодательного Собрания Приморского
   края  и администрации  Приморского края поставлен вопрос об отмене
   решения как вынесенного с нарушением норм материального права.
       В  кассационной  жалобе  Суслова  В.Н.   поставлен  вопрос  об
   изменении решения и о признании оспариваемой нормы краевого Закона
   недействующей  с момента  ее  принятия.  Проверив  материалы дела,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
       В  соответствии  со  ст.  76  Конституции Российской Федерации
   законы  и иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской
   Федерации  по  вопросам  налогообложения  не  могут  противоречить
   федеральному законодательству. В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона
   РФ  от  27  декабря  1991  г.  "Об  основах  налоговой  системы  в
   Российской  Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями)
   плательщиками   налога   с  продаж  признаются  юридические  лица,
   созданные в соответствии с законодательством  Российской Федерации
   их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения,
   иностранные  юридические  лица,  компании  и другие  корпоративные
   образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в
   соответствии    с   законодательством    иностранных   государств,
   международные   организации,   их   филиалы   и представительства,
   созданные   на   территории   Российской   Федерации,    а   также
   индивидуальные  предприниматели,  осуществляющие свою деятельность
   без  образования  юридического  лица,  самостоятельно  реализующие
   товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
       Объектом   налогообложения   по   налогу  с продаж  признается
   стоимость товаров (работ,  услуг), реализуемых в розницу или оптом
   за наличный  расчет,  а  именно:  стоимость  подакцизных  товаров,
   дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов
   питания,  автомобилей,  мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и
   компакт - дисков,  услуг туристических фирм, связанных с поездками
   за пределы РФ (за исключением стран СНГ),  услуг по рекламе, услуг
   трех-, четырех-  и  пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским
   авиаперевозкам в салонах первого и бизнес - классов и пассажирским
   железнодорожным  перевозкам  в вагонах  классов  "Люкс" и "СВ",  а
   также  других  товаров  и услуг не первой необходимости по решению
   законодательных  (представительных)  органов  субъектов Российской
   Федерации.
       Не   является  объектом  налогообложения  по  налогу  с продаж
   стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов,
   масла растительного,  маргарина,  круп,  сахара,  соли, картофеля,
   продуктов  детского  и диабетического  питания,  детской  одежды и
   обуви,  лекарств,  протезно  - ортопедических  изделий,  жилищно -
   коммунальных  услуг,  а  также  услуг  по  сдаче  в наем населению
   государственных  или  муниципальных  жилых  помещений,  а также по
   предоставлению  жилья  в общежитиях;   услуг  в сфере  культуры  и
   искусства,    оказываемых    государственными    и  муниципальными
   учреждениями   и  организациями   культуры   и искусства  (театры,
   кинотеатры,    концертные   организации   и  коллективы,   клубные
   учреждения,   включая  сельские,   библиотеки,   цирки,  лектории,
   планетарии,  парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки)
   при    проведении    театрально    -   зрелищных,    культурно   -
   просветительских  мероприятий,   в  том  числе  стоимость  входных
   билетов и абонементов;  зданий,  сооружений,  земельных участков и
   иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу и ценных бумаг;
   услуг  по  содержанию  детей  в дошкольных  учреждениях и уходу за
   больными и престарелыми; услуг по перевозке пассажиров транспортом
   общего  пользования  муниципального  образования  (за  исключением
   такси),  а  также по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении
   морским,   речным,  железнодорожным  и автомобильным  транспортом,
   услуг, предоставляемых  кредитными  организациями,  страховщиками,
   негосударственными    пенсионными    фондами,    профессиональными
   участниками   рынка   ценных   бумаг,   оказываемых   в рамках  их
   деятельности,    подлежащей   лицензированию,   а   также   услуг,
   предоставляемых  коллегией адвокатов,  ритуальных услуг похоронных
   бюро,   кладбища  и крематориев,  проведения  обрядов  и церемоний
   религиозными  организациями,  услуг,  оказываемых  уполномоченными
   органами     государственной    власти    и   органами    местного
   самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и
   сборов,  товаров  (работ,  услуг),  связанных с учебным,  учебно -
   производственным,   научным   или   воспитательным   процессом   и
   производимых  государственными  и муниципальными  образовательными
   учреждениями,   путевок   (курсовок)   в санаторно  - курортные  и
   оздоровительные  учреждения,  учреждения  отдыха,  реализуемых для
   инвалидов,   других   товаров  первой  необходимости  по  перечню,
   устанавливаемому   законодательными  (представительными)  органами
   субъектов Российской Федерации с целью недопущения снижения уровня
   жизни малообеспеченных групп населения.
       Налог  с продаж устанавливается и вводится в действие законами
   субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории
   соответствующих субъектов Российской Федерации.
       Устанавливая      налог      с    продаж,      законодательные
   (представительные)  органы  субъектов РФ определяют ставку налога,
   порядок  и сроки  уплаты  налога,  льготы  и форму  отчетности  по
   данному   налогу,   а  также  могут  устанавливать  дополнительный
   перечень товаров (работ,  услуг), реализация которых освобождается
   от налога с продаж.
       Суд  правильно  истолковал  указанные  положения  Федерального
   закона  как  устанавливающие  специальный перечень товаров (работ,
   услуг)  как  первой,  так  и не  первой необходимости,  являющихся
   объектами  налогообложения  по  налогу с продаж;  перечень товаров
   (работ,    услуг),    которые    не   могут   являться   объектами
   налогообложения  по  налогу  с продаж,  -  товары  и услуги первой
   необходимости;  условие,  при котором объектами налогообложения по
   налогу   с  продаж   признаются   товары   и  услуги   по  решению
   законодательного  (представительного)  органа  субъекта Российской
   Федерации, и обязывающие субъект Российской Федерации при введении
   на   своей   территории   этого   налога  ввести  четкие  критерии
   определения объекта налогообложения путем принятия соответствующих
   перечней товаров как первой, так и не первой необходимости.
       В  противоречие  Федеральному  закону  в п.  1  ст.  2  Закона
   Приморского  края  установлено,  что  налогом  с продаж облагается
   стоимость товаров (работ,  услуг), реализуемых в розницу или оптом
   за  наличный  расчет,   за  исключением  товаров  (работ,  услуг),
   указанных в пункте 2 настоящей статьи.
       Вывод  суда  о том,  что  в краевом  Законе в качестве объекта
   налогообложения  незаконно  указаны  все  товары,  работы и услуги
   (кроме  специально перечисленных товаров первой необходимости в п.
   2  ст.  2  Закона),  независимо  от  того,  первой  или  не первой
   необходимости товарами они являются, является правильным.
       Доводы    кассационных    жалоб    Законодательного   Собрания
   Приморского  края  и администрации Приморского края основанием для
   отмены  законного решения суда быть признаны не могут потому,  что
   сводятся к ошибочной правовой позиции,  в соответствии с которой в
   отсутствие  федерального закона о налоге с продаж субъект волен по
   своему    усмотрению    определять    параметры    данного    вида
   налогообложения.
       Постановлением  Конституционного  Суда Российской Федерации от
   30  января  2001  года N 2-П "По делу о проверке конституционности
   положений  подпункта  "д"  пункта  1 и  пункта  3 статьи 20 Закона
   Российской  Федерации  "Об  основах налоговой системы в Российской
   Федерации"  в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О
   внесении  изменений  и дополнений  в статью  20  Закона Российской
   Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а
   также  положений  Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж",
   Закона  Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской
   области  "О  налоге с продаж" в связи с запросом Арбитражного суда
   Челябинской    области,    жалобами    общества    с  ограниченной
   ответственностью "Русская Тройка" и ряда граждан  были признаны не
   соответствующими  Конституции Российской Федерации,  ее статьям 19
   (часть  1),  55  (часть  3) и 57 положения частей первой,  второй,
   третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации
   "Об  основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции
   Федерального  закона от 31 июля 1998 года),  а также основанные на
   них  и воспроизводящие их положения Закона Чувашской Республики "О
   налоге  с продаж",  Закона Кировской области "О налоге с продаж" и
   Закона   Челябинской   области   "О   налоге  с продаж"   как   не
   обеспечивающие  необходимую полноту и определенность регулирования
   налога  с продаж,  что  порождает  возможность  его  произвольного
   истолкования   законодателями  субъектов  Российской  Федерации  и
   правоприменительной практикой.
       Указанные  положения  должны  быть  приведены в соответствие с
   Конституцией  Российской  Федерации  и во всяком случае утрачивают
   силу не позднее 1 января 2002 года.
       Обжалуемые  положения  Закона  Приморского  края  основаны  на
   признанных неконституционными нормах федерального законодательства
   и  по  этой причине правильно признаны судом недействующими с того
   момента,    который    определен    в   указанном    постановлении
   Конституционного Суда Российской Федерации.
       Довод кассационной жалобы Суслова В.Н. о том, что суд ошибочно
   признал  нормы  оспариваемого  краевого  Закона недействующими с 1
   января  2002  г.,  а не со дня его принятия,  основан на ошибочном
   толковании   норм   материального   права.   Суд   правильно  учел
   Постановление   Конституционного  Суда  Российской  Федерации,   в
   соответствии  с которым неконституционные положения федерального и
   регионального   законодательства  должны  были  быть  приведены  в
   соответствие с Конституцией Российской Федерации и утрачивают силу
   не позднее 1 января 2001 года.
       На  основании  п.  1 ст.  305,  ст.  ст.  306,  311  ГПК РСФСР
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Приморского  краевого  суда  от  18 октября 2001 года
   оставить  без  изменения,   кассационные  жалобы  Суслова  Валерия
   Николаевича,   Законодательного   Собрания   Приморского   края  и
   администрации Приморского края - без удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz