Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.09.2001] ДЕЛО О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И ОТМЕНЕ АКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ, ТАК КАК СУД НЕ УЧЕЛ, ЧТО СОГЛАСНО УСТАВУ ОБЛАСТИ И ОБЛАСТНЫМ ЗАКОНАМ ДЕПУТАТ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) СОБРАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ СРОКА СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ НЕ МОЖЕТ ЗАНИМАТЬ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 25 сентября 2001 года
   
                                                     Дело N 48-Г01-33
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                        Корчашкиной Т.Е.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела  в судебном  заседании  от  25  сентября  2001  г.
   кассационную   жалобу  Суздалова  А.В.   на  решение  Челябинского
   областного   суда   от  19  июля  2001  г.   по  делу  о признании
   недействительными и отмене актов избирательных комиссий по выборам
   депутатов Законодательного собрания Челябинской области 24 декабря
   2000 г.
       Заслушав доклад судьи Василевской В.П., Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       решением  окружной  избирательной  комиссии N 39 от 24.12.2000
   избранным  депутатом Законодательного собрания Челябинской области
   по Промышленному одномандатному избирательному округу N 39 признан
   Тарасов В.М.
       Последующим  постановлением избирательной комиссии Челябинской
   области  N 314  от  27.12.2000  выборы  депутатов Законодательного
   собрания   Челябинской  области  по  всем  округам  (45)  признаны
   состоявшимися и действительными.
       Суздалов А.В.  обратился в суд с заявлением о признании данных
   актов  недействительными  и их  отмене  по  тем  основаниям,   что
   избранный     и    зарегистрированный     депутатом     областного
   Законодательного собрания Тарасов является главой г.  Челябинска -
   выборным   должностным   лицом,   возглавляющим   деятельность  по
   осуществлению городского самоуправления, в том числе председателем
   городской Думы и главой администрации, и в нарушение ст. 86 закона
   области  "О выборах депутатов законодательного (представительного)
   органа   государственной   власти   Челябинской   области   и иных
   представительных  органов государственной власти" не сложил с себя
   полномочия руководителя всех органов местного самоуправления,  что
   нарушает  его  - заявителя  конституционные  права избирать и быть
   избранным    в  законодательный   орган   государственной   власти
   Челябинской   области   и  органы   местного   самоуправления   г.
   Челябинска.
       Решением  Челябинского  областного  суда от 19 июля 2001 г.  в
   удовлетворении заявления отказано.
       В  кассационной  жалобе  Тарасов  просит  об  отмене  решения,
   ссылаясь на его незаконность.
       Судебная   коллегия   Верховного  Суда  Российской  Федерации,
   проверив  материалы  дела  и обсудив  доводы  кассационной жалобы,
   находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
       Отказывая Суздалову в удовлетворении заявления, суд исходил из
   того,  что  согласно  действующему  Федеральному  законодательству
   глава  муниципального  образования,  являясь  выборным должностным
   лицом   местного  самоуправления,   не  относится  к муниципальной
   должности  муниципальной  службы,  препятствующей  ее совмещению с
   обязанностями депутата представительного (законодательного) органа
   государственной власти области.
       Кроме  того,  заявитель  пропустил  срок  на обращение в суд с
   данным требованием.
       Судебная коллегия находит эти выводы ошибочными, поскольку они
   сделаны  без  учета  и анализа  всех  правовых норм,  регулирующих
   спорные правоотношения, и не основаны на материалах дела.
       В соответствии с п.  "н" ст. ст. 72, 76 Конституции Российской
   Федерации установление общих принципов организации системы органов
   государственной   власти  и местного  самоуправления  относится  к
   совместному  ведению  Российской  Федерации  и ее  субъектов;   по
   предметам  совместного  ведения  принимаются  федеральные законы и
   соответствующие   им   законы  и иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов Российской Федерации; при отсутствии федерального закона
   субъект  федерации  вправе  принять  собственный закон по предмету
   совместного ведения.
       Согласно п.  7 ст.  4 специального Закона Российской Федерации
   от  19.09.97  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
   участие    в  референдуме   граждан   Российской   Федерации"   (с
   последующими   дополнениями  и изменениями)  субъектам  Российской
   Федерации   предоставлено   право  своими  законами  устанавливать
   ограничения,  связанные  со  статусом  депутата  выборного  органа
   государственной власти и местного самоуправления.
       Законом  Челябинской  области от 11.12.98 "О выборах депутатов
   представительных    органов    местного    самоуправления,    глав
   муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного
   самоуправления   в  Челябинской   области"   предусмотрено,    что
   ограничение,  связанное  со  статусом  депутата  представительного
   органа  местного самоуправления,  главы муниципального образования
   иного  должностного лица местного самоуправления,  устанавливаются
   Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами, Уставом
   (Основным законом) Челябинской области, областными законами.
       Принятым   29.10.98   законом   области   "О   статусе   главы
   муниципального   образования   и  иных  выборных  должностных  лиц
   местного  самоуправления Челябинской области" главе муниципального
   образования, являющимся выборным должностным лицом и возглавляющим
   деятельность   по   осуществлению   местного   самоуправления   на
   территории   муниципального   образования,    запрещено   занимать
   государственные  и другие оплачиваемые должности в государственных
   органах  (пп.  "а"  п.  1 ст.  7),  к числу которых,  в частности,
   относится  осуществление  обязанностей  депутата в законодательном
   органе области.
       Такие    же    ограничения,     когда    депутат    областного
   Законодательного   (представительного)  собрания  в течение  срока
   своих   полномочий   не  может  занимать  муниципальные  должности
   муниципальной   службы,  установлены  Уставом  области  (ст.  56),
   законом    области    "О    выборах   депутатов   законодательного
   (представительного)   органа  государственной  власти  Челябинской
   области" (ст. 12).
       Статьей   86   данного   закона  области  также  предусмотрена
   обязанность  избранного  депутата  о сложении с себя обязанностей,
   несовместимых   со  статусом  депутата;   при  невыполнении  этого
   требования окружная избирательная комиссия отменяет свое решение о
   признании  его  избранным или производит его регистрацию,  если он
   сложит с себя указанные полномочия.
       Доводы  суда,  что  Глава муниципального образования,  являясь
   выборным должностным лицом местного самоуправления, не относится к
   муниципальной   должности,    препятствующей   ее   совмещению   с
   обязанностями депутата представительного (законодательного) органа
   государственной   власти   области,   и   что   согласно   реестру
   муниципальных   должностей   муниципальной   службы  в Челябинской
   области  выборные должности в их число не включены,  опровергаются
   вышеизложенным   положением   закона   области  "О  статусе  главы
   муниципального  образования..."  (ст.  7),  а  также ст.  1 ФЗ "Об
   основах  муниципальной  службы  в Российской Федерации",  согласно
   которой статус выборного должностного лица местного самоуправления
   этим  законом  не  устанавливается,  но дано понятие муниципальной
   должности - это должность,  предусмотренная уставом муниципального
   образования...; которая может быть в том числе и выборной (ст.  1,
   п. 2 ст. 2).
       Как видно из Устава г.  Челябинска и закона области "О статусе
   главы   муниципального   образования",  глава   города  - выборное
   должностное лицо,  наделенное специальными полномочиями на решение
   вопросов  местного  значения  и ответственностью  за осуществление
   своих   полномочий.   Кроме   того,   он   одновременно   является
   председателем    городской    Думы    и  руководит   деятельностью
   администрации   города,  а должность  главы  администрации  города
   включена   в  названный   выше   реестр  муниципальных  должностей
   муниципальной  службы  как  высшая  должность  и,   следовательно,
   согласно упомянутому законодательству также несовместимо Тарасовым
   этой    должности   со   статусом   депутата   в  представительном
   (законодательном) органе власти области (л.д. 54 - 55).
       Ссылаясь   на   пропуск   Суздаловым  трехмесячного  срока  на
   обращение  в суд  с заявлением,  суд  не установил в полном объеме
   причины   его   пропуска.   Согласно   утверждениям   заявителя  в
   кассационной жалобе,  данный срок был прерван его обращением в суд
   в  марте  2001  г.,  когда  ему было отказано в принятии заявления
   (л.д. 89 - 91).
       С   учетом   изложенного   решение   суда  подлежит  отмене  с
   направлением дела на новое рассмотрение.
       При   новом   разбирательстве  необходимо  учесть  изложенное,
   устранить  допущенные  нарушения  и постановить  новое  решение  в
   соответствии с требованиями закона.
       Руководствуясь  ст.  ст.  311,  294, п.  2 ст.  305 ГПК РСФСР,
   Судебная коллегия Верховного Суда РФ
   
                              определила:
   
       решение  Челябинского  областного  суда  от  19  июля  2001 г.
   отменить и дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
   
                                                Председательствующий:
                                                           В.И.НЕЧАЕВ
   
                                                               Судьи:
                                                       Т.Е.КОРЧАШКИНА
                                                      В.П.ВАСИЛЕВСКАЯ
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz