Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 36ПВ03 ОТ 26.03.2003] ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РАСПОРЯЖЕНИЯ МЭРА МОСКВЫ ОТ 12.07.2000 N 747-РМ И ПРИКАЗА КОМИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ ОТ 13.07.2000 N 301 НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СВЯЗИ С НЕПОЛНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ СУДОМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДЕЛА

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 26 марта 2003 года N 36пв03
   
       Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
   
       Председателя                                  - Лебедева В.М.,
       членов Президиума                             - Радченко В.И.,
                                                       Петухова Н.А.,
                                                      Сергеевой Н.Ю.,
                                                        Жуйкова В.М.,
                                                         Верина В.П.,
                                                        Смакова P.M.,
                                                      Кузнецова В.В.,
                                                       Каримова М.А.,
                                                         Попова Г.Н.,
                                                      Свиридова Ю.А.,
                                                       Меркушова А.Е.
   
       рассмотрел  дело  по  заявлению  Дрибинского Б.Л.  о признании
   противоречащими  федеральному  законодательству  распоряжения мэра
   Москвы   от   12   июля  2000  года  N 747-РМ  и приказа  Комитета
   здравоохранения г.  Москвы от 13 июля 2000 года N 301 по надзорной
   жалобе  мэра  Москвы  Лужкова  Ю.М.,  переданное  в суд  надзорной
   инстанции  определением судьи Верховного Суда Российской Федерации
   Гуцола Ю.А. от 10 февраля 2003 года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Колычевой  Г.А.,  объяснения  представителя  мэра Москвы - Олейник
   Л.И.  (доверенность  в деле),  объяснения  Дрибинского Б.Л.  и его
   представителя  Пимонова Е.C.,  заключение заместителя Генерального
   прокурора   Российской  Федерации  Звягинцева  А.Г.,   полагавшего
   надзорную   жалобу   мэра   Москвы  оставить  без  удовлетворения,
   Президиум Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установил:
   
       пунктом  1 распоряжения  мэра  Москвы  от  12 июля 2000 года N
   747-РМ   утвержден  и введен  в действие  с 1  августа  2000  года
   Перечень  лекарственных средств и изделий медицинского назначения,
   отпускаемых  по  рецептам  врачей  бесплатно  или  со скидкой в г.
   Москве.
       Во   исполнение   данного   распоряжения   приказом   Комитета
   здравоохранения г. Москвы от 13 июля 2000 года N 301 введена новая
   редакция  Перечня  лекарственных  средств  и изделий  медицинского
   назначения,  отпускаемых  по  рецептам  врачей  бесплатно  или  со
   скидкой в г. Москве с 1 августа 2000 года.
       Дрибинский  Б.Л.   обратился  в суд  с заявлением  о признании
   противоречащими     федеральному     законодательству    названных
   распоряжения  мэра  Москвы  и приказа  Комитета здравоохранения г.
   Москвы,  ссылаясь на то, что эти акты нарушают его право на охрану
   здоровья;  они не соответствуют требованиям Федерального закона "О
   лекарственных  средствах",   Основам  законодательства  Российской
   Федерации об охране здоровья граждан,  Постановлению Правительства
   Российской   Федерации   от  8 апреля  1999  года  N 393  и другим
   федеральным правовым актам.
       Решением  Московского  городского  суда  от  28 июня 2002 года
   признаны   противоречащими   федеральному   законодательству  и не
   действующими  со  дня  вступления  решения в законную силу пункт 1
   распоряжения  мэра  Москвы  от  12  июля  2000  года  N 747-РМ "Об
   утверждении  Перечня  лекарственных средств и изделий медицинского
   назначения,  отпускаемых  по  рецептам  врачей  бесплатно  или  со
   скидкой   в  г.   Москве"   и  пункты   1  -  4  приказа  Комитета
   здравоохранения  г.  Москвы от 13 июля 2000 года N 301 "О введении
   новой    редакции   Перечня   лекарственных   средств   и  изделий
   медицинского назначения,  отпускаемых по рецептам врачей бесплатно
   или со скидкой в г. Москве".
       Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
   Суда Российской Федерации от 4 октября 2002 года решение оставлено
   без изменения.
       В связи с подачей мэром Москвы надзорной жалобы на принятые по
   делу судебные постановления и сомнениями в их  законности  дело по
   заявлению    Дрибинского   Б.Л.    о   признании   противоречащими
   федеральному  законодательству распоряжения мэра Москвы от 12 июля
   2000 года N 747-РМ и приказа Комитета здравоохранения г. Москвы от
   13 июля 2000 года N 301 было истребовано из Московского городского
   суда  и после  его изучения передано определением судьи Верховного
   Суда  Российской Федерации от 10 февраля 2003 года в суд надзорной
   инстанции   для  рассмотрения  надзорной  жалобы  мэра  Москвы  по
   существу.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив  доводы  надзорной жалобы,
   Президиум  Верховного  Суда  Российской Федерации находит судебные
   постановления подлежащими отмене.
       В   обоснование   вывода   о  противоречии   обжалуемых  актов
   федеральному  законодательству судебные инстанции сослались на то,
   что список лекарств, которые вошли в федеральный Перечень жизненно
   необходимых    и   важнейших    лекарственных   средств   (ЖНВЛС),
   утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
   апреля  2002  года  N 425-Р  значительно  шире,   чем  в Перечнях,
   утвержденных  соответственно  распоряжением мэра Москвы от 12 июля
   2000  года N 747-РМ и приказом Комитета здравоохранения г.  Москвы
   от 13 июля 2000 года N 301.
       Однако   этот   вывод  является  ошибочным.   Перечень  ЖНВЛС,
   утвержденный   распоряжением   Правительства   РФ   содержит   как
   лекарственные   средства,    предназначенные   для   амбулаторного
   применения,  так  и исключительно  для  стационарного  применения.
   Данный    Перечень   утвержден   в  целях   установления   порядка
   ценообразования   в  соответствии  с Постановлением  Правительства
   Российской   Федерации   от   9  ноября   2001   года   N  782  "О
   государственном  регулировании цен на лекарственные средства" и не
   определяет   правила   и  порядок  льготного  обеспечения  граждан
   лекарственными средствами.
       Постановлением  Правительства Российской Федерации от 8 апреля
   1999  года  N 393  "О гарантированном обеспечении граждан жизненно
   необходимыми  и важнейшими  лекарственными  средствами,  а также о
   некоторых  условиях  льготного  обеспечения граждан лекарственными
   средствами"   Министерству  здравоохранения  Российской  Федерации
   поручено  разработать  и утвердить по согласованию с Министерством
   экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской
   Федерации    минимальный    ассортимент   лекарственных   средств,
   необходимых  для  оказания  медицинской  помощи,  наличие которого
   обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем в качестве
   составной   части   перечень   жизненно   необходимых  и важнейших
   лекарственных  средств  (п.  1).  Однако такой документ Минздравом
   России  не  утвержден  до  настоящего времени,  что признается и в
   решении Московского городского суда.
       Перечень   ЖНВЛС  невозможно  сопоставлять  и рассматривать  в
   качестве базового минимального ассортимента лекарственных средств,
   на  основании  которого  должны  составляться региональные перечни
   лекарственных  средств,  которые  лечащий  врач  может  выписывать
   единолично  амбулаторным  больным,   имеющим  право  на  получение
   лекарств бесплатно или со скидкой. Приказом Минздрава России от 26
   марта  2001  года  N 88 определено,  что "список льготного отпуска
   лекарственных  средств  - документ,  утверждаемый  местным органом
   исполнительной  власти  субъекта Российской Федерации,  содержащий
   гарантированный   ассортимент   лекарственных   средств  льготного
   отпуска  для  амбулаторного лечения",  что соответствует пункту 17
   приложения  4 к приказу Минздрава России от 23 августа 1999 года N
   328.
       Нельзя  согласиться  с доводами судебных инстанций о том,  что
   оспариваемые нормативные акты не соответствуют федеральным нормам.
   Федеральные  законы,  указанные в определении Судебной коллегии по
   гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ,   предусматривают,   что
   финансирование, связанное с их реализацией, осуществляется за счет
   средств  только федерального бюджета.  Следовательно,  при наличии
   финансирования   указанных  Федеральных  законов  из  федерального
   бюджета  данные  положения  не  нуждаются  в утверждении субъектов
   Российской  Федерации,   а  только  в их  выполнении  при  наличии
   рекомендаций   (поручений),   адресованных   субъектам  Российской
   Федерации.
       Согласно статье 10 Основ законодательства Российской Федерации
   об  охране  здоровья  граждан  источниками  финансирования  охраны
   здоровья граждан являются средства бюджетов всех уровней.
       Статьей 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено,  что совместно
   за   счет   средств   федерального  бюджета,   бюджетов  субъектов
   Российской  Федерации  финансируется обеспечение социальной защиты
   населения;   порядок  согласования,   распределения  и закрепления
   расходов  совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов
   Российской   Федерации   определяется   Правительством  Российской
   Федерации.  Однако  до  настоящего  времени  нормативные документы
   Правительства Российской Федерации по данному вопросу не приняты.
       Вместе  с тем,  Программой  государственных  гарантий оказания
   гражданам  Российской  Федерации  бесплатной  медицинской  помощи,
   утвержденной  Постановлением Правительства Российской Федерации от
   11  сентября 1998 года N 1096,  льготное лекарственное обеспечение
   осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.
       В   настоящее   время   отсутствует  межведомственный  акт  по
   рациональному использованию ассигнований из бюджетов всех уровней,
   федеральное  финансирование  по  выполнению указанного порядка.  В
   связи  с этим  Правительством  Москвы  во  исполнение утвержденной
   городской  программы развития здравоохранения Москвы взяты на себя
   обязательства по финансированию расходов, связанных с обеспечением
   льготных  категорий  населения  лекарственными средствами в полном
   объеме за счет средств городского бюджета. Разработка и реализация
   региональных  программ  по  развитию  здравоохранения  относится к
   компетенции  органов  исполнительной  власти  субъекта  Российской
   Федерации (ст. 6 ФЗ N 86).
       Судебными  инстанциями  не учтены доводы о том,  что,  издавая
   оспариваемые   акты,   органы  исполнительной  власти  г.   Москвы
   руководствовались  действующими нормативными актами лекарственного
   обеспечения  льготных  категорий  граждан,  не ущемляя их право на
   охрану здоровья, а также положениями статей Бюджетного кодекса РФ,
   закрепляющих  принцип самостоятельности бюджетов различных уровней
   и  право  субъектов Российской Федерации самостоятельно определять
   порядок расходования средств своего бюджета.
       Не  приняты  во внимание и доводы о том,  что Москва как город
   федерального   значения   осуществляет   финансирование  льготного
   лекарственного  обеспечения  за  счет  средств  своего бюджета,  а
   поэтому   имеет   право  на  регламентирование  условий  и порядка
   оказания  лекарственной  помощи  льготным категориям граждан.  Это
   обеспечивает  справедливое распределение лекарственных средств,  а
   также  защиту прав и законных интересов граждан,  имеющих право на
   льготное    лекарственное    обеспечение    в   пределах    объема
   финансирования,   определенных   бюджетом   г.   Москвы.   Наличие
   оспариваемого    Перечня    позволяет    определять    потребность
   лекарственных  средств,  планировать необходимое финансирование на
   эти  цели в городском бюджете,  производить отбор фармацевтических
   фирм    -   поставщиков   медикаментов,    устанавливать   порядок
   ценообразования  путем  снижения торговых надбавок на медикаменты,
   входящие в территориальный Перечень.
       На  основании изложенного и руководствуясь статьями 387,  388,
   пунктом   2  статьи   390   Гражданского  процессуального  кодекса
   Российской   Федерации,   Президиум   Верховного  Суда  Российской
   Федерации
   
                              определил:
   
       отменить  решение  Московского городского суда от 28 июня 2002
   года,   определение   Судебной   коллегии   по  гражданским  делам
   Верховного  Суда  Российской  Федерации  от  4 октября 2002 года и
   направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz