Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 25ПВ03ПР ОТ 23.04.2003] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН" В ЧАСТИ УКАЗАНИЯ НА ПРИСВОЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАЗРЯДОВ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ ДАННЫЙ ВОПРОС НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ НЕ УРЕГУЛИРОВАН, СУБЪЕКТ РФ БЫЛ ВПРАВЕ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 23 апреля 2003 г. N 25пв03пр
   
       Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
   
       Председателя                                    Лебедева В.М.,
       членов Президиума                               Радченко В.И.,
                                                       Петухова Н.А.,
                                                        Жуйкова В.М.,
                                                         Верина В.П.,
                                                        Смакова P.M.,
                                                      Кузнецова В.В.,
                                                       Каримова М.А.,
                                                      Свиридова Ю.А.,
                                                         Попова Г.Н.,
                                                      Меркушова А.Е.,
                                                     Вячеславова В.К.
       с участием заместителя Генерального прокурора
       Российской Федерации
       - Главного военного прокурора                   Савенкова А.Н.
   
       рассмотрел   в  порядке   надзора   по   протесту  заместителя
   Генерального   прокурора   Российской  Федерации  Звягинцева  А.Г.
   гражданское  дело  по  заявлению  прокурора  Республики Дагестан о
   признании  пункта  3 статьи  7 Закона  Республики  Дагестан  от 10
   января   1999   года  N 1  "О  государственной  службе  Республики
   Дагестан"     противоречащим     федеральному    законодательству,
   недействующим и не подлежащим применению.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Колычевой   Г.А.,   объяснение  представителя  Народного  Собрания
   Республики  Дагестан  Кузнецовой  Т.С.   (доверенность  в деле)  и
   выступление    заместителя   Генерального   прокурора   Российской
   Федерации Главного военного прокурора Савенкова А.Н.,  полагавшего
   протест   удовлетворить,   Президиум  Верховного  Суда  Российской
   Федерации
   
                              установил:
   
       прокурор   Республики   Дагестан   обратился  в Верховный  суд
   Республики   Дагестан   с  заявлением  о признании  противоречащим
   Федеральному  закону "Об основах государственной службы Российской
   Федерации",  недействующим  и не  подлежащим  применению  пункта 3
   статьи  7 Закона Республики Дагестан от 10 января 1999 года N 1 "О
   государственной  службе  Республики  Дагестан" в части указания на
   присвоение   государственным  служащим  квалификационных  разрядов
   "действительный государственный советник Республики Дагестан 1,  2
   и  3-го  класса  - государственным  служащим,   замещающим  высшие
   государственные       должности      государственной      службы",
   "государственный советник Республики Дагестан 1, 2 и 3-го класса -
   государственным   служащим,   замещающим  главные  государственные
   должности  государственной службы",  "советник Республики Дагестан
   1,  2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие
   государственные должности государственной службы".
       В обоснование заявленного требования сослался на то, что пункт
   3  статьи 7 Закона Республики Дагестан противоречит части 2 статьи
   3,  части 1 статьи 6,  частям 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона
   "Об   основах   государственной   службы   Российской  Федерации",
   поскольку  неправомерно  устанавливает  собственные  (субъекта РФ)
   квалификационные разряды.
       В   судебном   заседании   участвующий   в деле  представитель
   прокуратуры Республики Дагестан пояснил, что, предъявляя указанное
   требование,  прокурор  Республики Дагестан исходил из того,  что с
   учетом    установленного    Федеральным    законом   "Об   основах
   государственной  службы  Российской  Федерации"  принципа единства
   основных   требований,   предъявляемых  к государственной  службе,
   квалификационные  разряды  государственным  служащим,   замещающим
   высшие  и главные государственные должности государственной службы
   субъектов   Российской  Федерации,   должны  быть  едины  во  всех
   субъектах  Российской  Федерации,  должны присваиваться Российской
   Федерацией и при этом должна соблюдаться установленная федеральным
   законом    процедура    присвоения    квалификационных   разрядов.
   Регулировать  данные  вопросы  своим  законом  субъект  Российской
   Федерации не вправе.
       Решением  Верховного суда Республики Дагестан от 5 апреля 2002
   года  прокурору  Республики  Дагестан  в удовлетворении  заявления
   отказано.
       Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
   Суда  Российской  Федерации  от  20  июня  2002  года  это решение
   оставлено  без изменения,  а кассационный протест участвовавшего в
   рассмотрении   дела   начальника   отдела  прокуратуры  Республики
   Дагестан - без удовлетворения.
       В  протесте,  внесенном в Президиум Верховного Суда Российской
   Федерации   до  1 февраля  2003  года,   заместитель  Генерального
   прокурора  Российской  Федерации  указывает  на  то,  что судебные
   инстанции  неправильно применили и истолковали нормы материального
   права,  по  делу  не  выяснены все существенные обстоятельства,  в
   связи  с чем  просит  отменить  решение Верховного суда Республики
   Дагестан  от 5 апреля 2002 года и определение Судебной коллегии по
   гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня
   2002  года  и направить  дело  на  новое рассмотрение в суд первой
   инстанции.
       Проверив  материалы дела,  обсудив доводы протеста,  Президиум
   Верховного  Суда  Российской  Федерации  находит,  что  протест не
   подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской
   Федерации  в ведении  Российской  Федерации  находится федеральная
   государственная служба.
       В  соответствии  с пунктом  "н"  части 1 статьи 72 Конституции
   Российской  Федерации  в совместном ведении Российской Федерации и
   субъектов   Российской   Федерации  находится  установление  общих
   принципов  организации  системы  органов  государственной власти и
   местного самоуправления.
       Частью  3 статьи  2 Федерального закона от 31 июля 1995 года N
   119-ФЗ  (ред.   07.11.2000)  "Об  основах  государственной  службы
   Российской  Федерации"  установлено,  что  государственная  служба
   включает в себя федеральную государственную службу,  находящуюся в
   ведении  Российской Федерации,  и государственную службу субъектов
   Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
       С  учетом названных положений Конституции Российской Федерации
   и   Федерального   закона   "Об   основах  государственной  службы
   Российской  Федерации"  судебные  инстанции  пришли  к правильному
   выводу  о том,  что  государственная служба в субъектах Российской
   Федерации   входит   в  предмет   совместного  ведения  Российской
   Федерации  и ее субъектов и должна регулироваться как федеральными
   актами, так и актами субъектов Российской Федерации.
       В  силу  статьи  76  Конституции Российской Федерации законы и
   иные  нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации по
   вопросам  совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов
   Российской   Федерации   не   могут   противоречить   федеральному
   законодательству.
       Статья   7 Федерального  закона  "Об  основах  государственной
   службы   Российской   Федерации"   формулирует   одну   из   основ
   государственной службы - квалификационные разряды.
       Согласно  этой  норме  квалификационные  разряды присваиваются
   государственным    служащим    по   результатам   государственного
   квалификационного  экзамена  или  аттестации.  Порядок  проведения
   квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и
   сохранения  их  при  переводе  на  иные  государственные должности
   государственной   службы,   аттестации   государственных  служащих
   устанавливается  федеральным  законом.   Квалификационные  разряды
   имеют  пять наименований:  действительный государственный советник
   Российской   Федерации,    государственный   советник   Российской
   Федерации, советник Российской Федерации, советник государственной
   службы.  В  каждой  группе  разрядов предусматривается три степени
   градации:  1, 2 и 3-й класс.  Присвоение квалификационных разрядов
   действительных  государственных  советников Российской Федерации и
   государственных   советников   Российской  Федерации  производится
   Президентом Российской Федерации.
       Как  следует  из  статьи  30  Федерального  закона "Об основах
   государственной службы Российской Федерации",  статья 7 настоящего
   Федерального  закона  вступает  в силу  одновременно с федеральным
   законом,   определяющим   процедуру   присвоения  квалификационных
   разрядов  и сохранения  их  при  переводе  на иные государственные
   должности государственной службы.
       До  настоящего  времени  такой  федеральный  закон  не принят,
   следовательно,   статья   7  Федерального   закона   "Об   основах
   государственной службы Российской Федерации" не вступила в силу.
       Поскольку  вопросы,  связанные  с присвоением  государственным
   служащим  квалификационных разрядов,  на федеральном уровне до сих
   пор  не урегулированы,  судебные инстанции обоснованно исходили из
   того,  что  субъект Российской Федерации был вправе осуществить их
   собственное правовое регулирование, и в этих условиях оспариваемая
   правовая  норма  не  нарушает  установленный  пунктом  7 статьи  5
   Федерального  закона "Об основах государственной службы Российской
   Федерации"  принцип единства основных требований,  предъявляемых к
   государственной службе.
       Ссылка в протесте на то,  что судом по существу не рассмотрено
   утверждение    прокурора   Республики   Дагестан   о  противоречии
   оспариваемой   нормы   части   2  статьи   3 и  части  1 статьи  6
   Федерального  закона "Об основах государственной службы Российской
   Федерации",   является   неосновательной,   поскольку   судом  это
   утверждение проверялось и в решении признано необоснованным.
       Судебными  инстанциями правильно применены и истолкованы нормы
   материального права, судебные постановления вынесены с соблюдением
   норм  процессуального  права,  в  связи  с чем  оснований к отмене
   судебных постановлений,  предусмотренных статьей 330 ГПК РСФСР, не
   имеется.
       На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 329
   ГПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение  Верховного  суда Республики Дагестан от 5 апреля 2002
   года   и  определение   Судебной  коллегии  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2002 года оставить
   без  изменения,   а  протест  заместителя  Генерального  прокурора
   Российской Федерации - без удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz