Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ГКПИ99-106 ОТ 02.04.1999] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПРИКАЗА МВД СССР ОТ 30.05.1985 N 106 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕДИЦИНСКОМ ВЫТРЕЗВИТЕЛЕ ПРИ ГОРРАЙОРГАНЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИНСТРУКЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ДОСТАВЛЯЕМЫМ В МЕДИЦИНСКИЕ ВЫТРЕЗВИТЕЛИ" ОТКАЗАНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМЫЙ АКТ ИЗДАН КОМПЕТЕНТНЫМ ОРГАНОМ В СООТВЕТСТВИИ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 2 апреля 1999 г. N ГКПИ99-106
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                   Суетовой М.В.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
   
       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе  Ландо Александра Соломоновича о признании Приказа МВД СССР
   от 30 мая 1985 г.  N 106 "Об утверждении Положения  о  медицинском
   вытрезвителе  при  горрайоргане  внутренних  дел  и  Инструкции по
   оказанию медицинской  помощи  лицам,  доставляемым  в  медицинские
   вытрезвители" незаконным,
   
                               установил:
   
       Ландо А.С.  обратился  в  Верховный Суд Российской Федерации с
   жалобой о признании незаконным Приказа МВД СССР от 30 мая 1985  г.
   N 106  "Об  утверждении  Положения  о медицинском вытрезвителе при
   горрайоргане внутренних дел и Инструкции по  оказанию  медицинской
   помощи   лицам,  доставляемым  в  медицинские  вытрезвители".  Как
   указывает заявитель,  в системе органов внутренних дел  существуют
   специальные   учреждения   -   медицинские  вытрезвители,  которые
   осуществляют специальную медицинскую помощь лицам,  находящимся  в
   состоянии  алкогольного  опьянения и доставляемым в эти учреждения
   для вытрезвления.
       Деятельность медицинских  вытрезвителей  регулируется Приказом
   МВД СССР от 30 мая 1985 г.  N  106  "Об  утверждении  Положения  о
   медицинском   вытрезвителе   при  горрайоргане  внутренних  дел  и
   Инструкции по оказанию медицинской помощи  лицам,  доставляемым  в
   медицинские  вытрезвители",  в  соответствии  с которым сотрудники
   милиции доставляют граждан,  находящихся в состоянии опьянения  на
   улицах   или   в   других   общественных   местах,  в  медицинские
   вытрезвители,  где содержат их до вытрезвления от 3 до  24  часов.
   Причем   выписка  граждан  из  медвытрезвителя  с  0  до  5  часов
   производится только в исключительных случаях.
       Принудительное содержание  в  течение  24  часов в специальном
   учреждении (в т.ч.  в течение пяти часов в период с 0 до  5  часов
   утра   после   вытрезвления   в  обязательном  порядке)  лица,  не
   совершившего  административного  правонарушения,  является  грубым
   нарушением ст.  22 Конституции Российской Федерации, гарантирующей
   каждому  право  на  свободу   и   личную   неприкосновенность.   В
   соответствии с ч.  3 ст.  55 Конституции РФ такое право может быть
   ограничено исключительно  федеральным  законом  в  предусмотренных
   Конституцией РФ случаях.
       Согласно п.  1 ст.  11 Закона РФ "О милиции" от 18 апреля 1991
   г.  (с  последующими  изменениями)  лица,  находящиеся в состоянии
   опьянения,  могут доставляться в  медицинские  учреждения  либо  в
   дежурные   части   милиции,   и  закон  не  предусматривает  таких
   учреждений,  как медицинский вытрезвитель.  Они не предусмотрены и
   "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья
   граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1.
       Таким образом,   оспариваемый   нормативный   акт   входит   в
   противоречие с законодательством Российской Федерации,  не основан
   на  федеральном  законе  и  не  должен  применяться  на территории
   Российской Федерации.
       Кроме того,  указанный Приказ МВД СССР никогда не публиковался
   в открытой печати,  что  является  нарушением  требования  ст.  15
   Конституции РФ.
       В судебном заседании Верховного Суда РФ Ландо  А.С.  поддержал
   заявленные   требования   и  пояснил,  что  на  основании  данного
   документа работники милиции имеют право в  принудительном  порядке
   доставить лицо,  находящееся в нетрезвом состоянии,  в медицинский
   вытрезвитель, где производится личный обыск, освидетельствование.
       После чего лицо помещается в палату, где за ним осуществляется
   наблюдение, за пребывание в медицинском вытрезвителе надо платить,
   хотя имело место незаконное задержание.
       В связи с тем, что Постановление Верховного Совета РСФСР от 18
   апреля  1991  г.  N  1027-1  "О порядке введения в действие Закона
   РСФСР "О милиции",  которым  поручено  Совету  Министров  РСФСР  в
   течение  1991  -  1992 гг.  осуществить меры по передаче в ведение
   органов здравоохранения медицинских вытрезвителей,  не  выполнено,
   то  существование  медицинских  вытрезвителей  в  системе  органов
   внутренних дел является незаконным.
       Представители Министерства  внутренних  дел РФ Першуткин Н.И.,
   Быченкова  И.В.,  Бойцов  М.Н.,  Якимов  А.В.   возражали   против
   удовлетворения    жалобы,    т.к.    оспариваемый   Приказ   издан
   министерством  в  пределах  его  полномочий  по   согласованию   с
   заинтересованными  ведомствами.  Утвержденные  Приказом  документы
   Положение о медицинском вытрезвителе при  горрайоргане  внутренних
   дел   и   Инструкция   по   оказанию   медицинской  помощи  лицам,
   доставляемым в медицинские вытрезвители соответствуют действующему
   законодательству и не нарушают прав и свобод граждан.
       Выслушав объяснения Ландо  А.С.,  представителей  Министерства
   внутренних  дел  Российской  Федерации Першуткина Н.И.,  Быченкову
   И.В.,  Бойцова М.Н.,  Якимова А.В.,  исследовав материалы  дела  и
   заслушав  заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской
   Федерации  Масаловой  Л.Ф.,   полагавшей   жалобу   оставить   без
   удовлетворения,  Верховный  Суд  Российской  Федерации  не находит
   оснований для удовлетворения жалобы.
       В соответствии  со  ст.  162 Кодекса РСФСР об административных
   правонарушениях появление в общественных  местах  в  пьяном  виде,
   оскорбляющем     человеческое     достоинство    и    общественную
   нравственность, является административным проступком.
       Законом РСФСР "О милиции",  Кодексом РСФСР об административных
   правонарушениях  на  органы  милиции  возложены   обязанности   по
   пресечению     административных     правонарушений.    При    этом
   административным законодательством предусмотрено ограничение  прав
   и  свобод  граждан,  совершивших  административные правонарушения.
   Производство  по   делам   об   административных   правонарушениях
   регулируется   разделом   IV  Кодекса  РСФСР  об  административных
   правонарушениях,  в  котором  содержатся  главы,   относящиеся   к
   протоколу об административном правонарушении,  задержанию, личному
   досмотру и др.
       Деятельность медицинских       вытрезвителей,       являющихся
   специализированными подразделениями милиции,  выполняющими функции
   пресечения  нарушений антиалкогольного законодательства и оказание
   лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, медицинской
   помощи,  регламентируется  Приказом  МВД  СССР  N 106 1985 г.  "Об
   утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при  горрайоргане
   внутренних  дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам,
   доставляемым в медицинские вытрезвители", согласованным с Минюстом
   Союза  ССР,  Генпрокуратурой  Союза  ССР,  Минздравом  Союза  ССР,
   Минфином Союза ССР и Министерством иностранных дел СССР.
       Так, ст.    242    КоАП    РСФСР   предусмотрено,   что   срок
   административного задержания может длиться не более трех часов,  а
   для   лица,   находящегося   в   состоянии  опьянения,  этот  срок
   исчисляется со времени его вытрезвления.
       Из объяснений   представителей  МВД  РФ  следует,  что  п.  45
   Положения о медицинском вытрезвителе устанавливает,  что гражданин
   после  его  вытрезвления  и  оформления соответствующих материалов
   должен быть выписан из медицинского вытрезвителя.
       В период   с   01.00   ч   до   05.00  ч  выписка  граждан  из
   медвытрезвителей  ограничена.  Это  обусловлено   физиологическими
   особенностями  организма (сон в ночное время) и частично связана с
   обеспечением их безопасности.  Наряду с этим выписка граждан после
   вытрезвления   в   указанный  период  производится  в  присутствии
   родственников, убытия в командировки и других случаях.
       Исходя из   изложенного,   являются   необоснованными   доводы
   заявителя о том, что при принудительном содержании в изолированном
   помещении лиц,  находящихся в состоянии опьянения,  ограничиваются
   их конституционные права,  так как действующее законодательство об
   административных  правонарушениях  предусматривает ответственность
   за появление в общественных местах в пьяном виде.
       Доводы заявителя   о   том,   что  оспариваемый  ведомственный
   нормативный акт противоречит п.  11 ст.  11 Закона РФ "О милиции",
   где четко определено,  куда могут доставляться лица, находящиеся в
   состоянии опьянения,  а именно:  в медицинские учреждения  либо  в
   дежурные части милиции, являются несостоятельными.
       Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991  года
   "О  порядке  введения  в  действие Закона РСФСР "О милиции" Совету
   Министров РСФСР в течение 1991 - 1992 годов поручалось осуществить
   меры   по   передаче  в  ведение  других  органов  обязанности  по
   организации  работы  медицинских  вытрезвителей,  причем   милиция
   обязана   выполнять   перечисленные   обязанности,  в  т.ч.  и  по
   организации работы медвытрезвителей,  до  их  передачи  в  ведение
   других органов.
       В соответствии с п.  7 данного  Постановления  Закон  СССР  "О
   Советской  милиции"  не  действует  на  территории  РСФСР в части,
   противоречащей Закону РСФСР "О милиции".  В п.  11 ст.  12  Закона
   СССР   "О   Советской   милиции"  было  закреплено  право  милиции
   доставлять лиц,  находящихся в состоянии опьянения,  в медицинские
   вытрезвители.  Данное  положение  союзного  Закона не противоречит
   законодательству России.
       Поскольку действующее     российское    законодательство    не
   предусматривает   ликвидацию   медицинских    вытрезвителей    как
   учреждений,  а  только  предполагает  передачу  в  ведение другого
   органа организацию работы данных учреждений,  то утверждения Ландо
   А.С. о незаконности их деятельности после 1992 года не основаны на
   законе.
       Кроме того,   согласно   п.   7   Постановления  Правительства
   Российской  Федерации  от  17  сентября  1992   г.   N   723   "Об
   организационных   мерах  по  выполнению  Постановления  Верховного
   Совета РСФСР "О  порядке  введения  в  действие  Закона  РСФСР  "О
   милиции"  до  решения  всех организационных вопросов,  связанных с
   передачей  обязанностей  милиции  другим   органам   МВД   России,
   продолжает  выполнять функции,  указанные в пункте 2 Постановления
   Верховного Совета РСФСР "О  порядке  введения  в  действие  Закона
   РСФСР "О милиции".
       Согласно ст.  ст.  7,  9 Закона  РФ  "О  милиции"  медицинские
   вытрезвители  относятся к числу подразделений милиции общественной
   безопасности, входят в структуру горрайорганов внутренних дел.
       Создание, реорганизация  и ликвидация названных подразделений,
   содержащихся за  счет  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,
   осуществляется   органами  исполнительной  власти  соответствующих
   субъектов Российской Федерации по согласованию с МВД России.
       Доводы жалобы  о  том,  что  оспариваемый  Приказ  никогда  не
   публиковался в открытой печати, что является нарушением требований
   ст.     15     Конституции    Российской    Федерации,    являются
   несостоятельными.
       Конституция РФ в ст.  15 устанавливает,  что любые нормативные
   правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека
   и  гражданина,  не  могут  применяться,  если  они не опубликованы
   официально для всеобщего сведения.
       Однако она  принята  всенародным  голосованием 12 декабря 1993
   года,  тогда как оспариваемый акт издан в 1985 году. После распада
   Союза  ССР  нормы  бывшего  Союза  ССР  применяются  на территории
   Российской Федерации в части,  не противоречащей  Конституции  РФ,
   законодательству Российской Федерации.
       Указом Президента  РФ  от  5  декабря  1991   г.   N   261   и
   Постановлением  Правительства  РФ  от 8 мая 1992 г.  N 105 введена
   государственная  регистрация  ведомственных   нормативных   актов,
   которые осуществляются Минюстом России с 15 мая 1992 года.
       Официальному опубликованию подлежат нормативные акты,  которые
   прошли государственную регистрацию.
       Ведомственные нормативные   акты,   принятые    до    введения
   государственной    регистрации,    подлежат    переутверждению   и
   регистрации  при  внесении  в   них   существенных   изменений   и
   дополнений.
       При таких  обстоятельствах  ссылка  заявителя  на   заключение
   Комитета  Конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г.  N 12
   "О правилах,  допускающих применение неопубликованных  нормативных
   актов  о  правах,  свободах  и обязанностях граждан" не может быть
   принята во внимание, т.к. Российская Федерация, являясь суверенным
   государством,  самостоятельно  решила  вопрос  о  юридической силе
   неопубликованных нормативных актов министерств и ведомств, которые
   применяются  на  территории  России  в  части,  не  противоречащей
   Конституции РФ и законодательству РФ.
       Что касается  утверждений заявителя о нарушении прав отдельных
   граждан при их доставлении в медицинский вытрезвитель,  то в  силу
   ст.  46  Конституции  РФ каждому гарантируется судебная защита его
   прав и свобод.
       Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что
   неправомерными действиями административных органов  и  должностных
   лиц нарушены его права или свободы.
       Учитывая, что оспариваемый Приказ издан компетентным органом в
   соответствии  с  законом,  его  действие  на  территории России не
   противоречит     конституционным     нормам     и     действующему
   законодательству и не нарушает права либо свободы граждан,  жалоба
   Ландо А.С. не подлежит удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191,  192,
   197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                 решил:
   
       жалобу Ландо Александра Соломоновича  о  признании  незаконным
   Приказа МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106 "Об утверждении Положения
   о медицинском  вытрезвителе  при  горрайоргане  внутренних  дел  и
   Инструкции  по  оказанию медицинской помощи лицам,  доставляемым в
   медицинские вытрезвители" оставить без удовлетворения.
       Взыскать с  Ландо А.С.  госпошлину в доход государства 12 руб.
   50 коп.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской  Федерации  в  течение  десяти
   дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
   
                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                       Н.С.РОМАНЕНКОВ
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz