Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.01.2001] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ДУМЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, КАСАЮЩЕГОСЯ ВЫБОРОВ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЯТО С СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО И КРАЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 16 января 2001 года
   
                                                     Дело N 56-Г00-31
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                         Нечаева В.И.
   
       рассмотрела   в судебном  заседании  16  января  2001  г.   по
   кассационной  жалобе  администрации  г.  Владивостока  на  решение
   Приморского  краевого  суда от 3 ноября 2000 г.  дело по заявлению
   Фомина  Анатолия  Николаевича о признании незаконным Постановления
   Думы  Приморского  края  от  6 августа 1996 года N 423 "О внесении
   изменений и дополнений в постановление Думы Приморского края от 25
   июля 1996 года N 410 "О выборах в представительные органы местного
   самоуправления   и  глав  муниципальных  образований  в Приморском
   крае".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Горохова Б.А.,  объяснения представителя Владивостокской городской
   муниципальной  избирательной комиссии Романовского B.Г.,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Фомин А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным
   постановления  Думы  Приморского края от 6 августа 1996 года N 423
   "О   внесении   изменений   и  дополнений   в  постановление  Думы
   Приморского  края  от  25  июля  1996  года  N 410  "О  выборах  в
   представительные    органы    местного    самоуправления   и  глав
   муниципальных образований в Приморском крае",  ссылаясь на то, что
   этим    постановлением    был    установлен    численный    состав
   представительного органа местного самоуправления г.  Владивосток в
   количестве  22 депутатов.  Основой для принятия постановления Думы
   Приморского края от 6 августа 1996 года N 423 являлись ч. 1 ст. 58
   Федерального  закона  от  28  августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих
   принципах   организации   местного   самоуправления   в Российской
   Федерации" и ст. 24 закона Приморского края от 9 февраля 1996 года
   N 28-КЗ "О местном самоуправлении в Приморском крае".
       Положения    краевого    закона    устанавливают   численность
   представительных  органов  муниципальных  образований в Приморском
   крае в количестве от 5 до 25 депутатов, а ч. 1 ст. 58 Федерального
   закона  "Об  общих принципах организации местного самоуправления в
   Российской  Федерации"  дает  право определения численного состава
   представительного  органа местного самоуправления (городской Думы)
   представительному  органу  субъекта  Российской Федерации (краевой
   Думе),  но, по мнению заявителя, только в том случае, когда органы
   и  должностные лица местного самоуправления,  избранные населением
   до  вступления  в силу  названного Федерального закона,  сохраняют
   свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
       Принятие   названного   постановления  в период  осуществления
   избранным  главой администрации его полномочий соответствовало бы,
   по  мнению  Фомина  А.Н.,  законодательству,  но в момент принятия
   этого постановления полномочия главы администрации города исполнял
   не избранный глава администрации города, а назначенный исполняющим
   обязанности главы администрации г. Владивостока Толстошеин К.Б., в
   то время как избранный глава администрации с 16 марта 1994 года по
   14 августа 1996 года был незаконно отстранен от должности.
       Кроме  того,  с  принятием на городском референдуме 19 декабря
   1999  г.  Устава  муниципального  образования  город  Владивосток,
   ситуация  с формированием Владивостокской городской Думы стала еще
   более  неопределенной:  город  имеет Устав,  где определен порядок
   избрания депутатов городской Думы,  но выборы депутатов происходят
   не   в  соответствии   с  Уставом   и не  по  постановлению  главы
   администрации муниципального образования, как должно было бы быть,
   а по постановлению Думы Приморского края от 6 августа 1996 года. С
   учетом  безуспешности неоднократных,  предпринятых ранее,  попыток
   сформировать   представительный   орган  местного  самоуправления,
   заявитель  полагает,  что  несоблюдение  норм законодательства при
   проведении   выборов   городской   Думы   г.   Владивостока  будет
   способствовать возможности их очередного срыва либо опротестования
   результатов выборов.
       Решением   Приморского  краевого  суда  от  3 ноября  2000  г.
   заявление было оставлено без удовлетворения.
       В кассационной жалобе Администрации г.  Владивостока поставлен
   вопрос  об  отмене  решения  как  вынесенного  с  нарушением  норм
   материального права.
       Проверив  материалы  дела,  Судебная  коллегия  по гражданским
   делам  Верховного  Суда  Российской  Федерации  оснований к отмене
   решения суда не усматривает.
       В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 28 августа
   1995  года  N 154-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов
   от  22.04.1996  N 38-ФЗ,  от 26.11.1996 N 141-ФЗ,  от 17.03.1997 N
   55-ФЗ,  от  04.08.2000  N 107-ФЗ)  выборы представительных органов
   местного  самоуправления  в муниципальных  образованиях,  а  также
   выборы  должностных  лиц  местного  самоуправления  проводятся  не
   позднее  чем  через  шестнадцать  месяцев со дня вступления в силу
   настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном статьями
   15  и 16  настоящего  Федерального закона,  за исключением органов
   местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,
   указанных  в пункте  1 статьи  59  настоящего Федерального закона.
   Численный  состав представительных органов местного самоуправления
   в  этих случаях устанавливается законодательным (представительным)
   органом субъекта Российской Федерации.
       Суд    правильно    применил    данную    норму   федерального
   законодательства   и  сделал   обоснованный   вывод   о том,   что
   постановление  Думы  Приморского края от 6 августа 1996 года N 423
   "О   внесении   изменений   и  дополнений   в  постановление  Думы
   Приморского  края  от  25  июля  1996  года  N 410  "О  выборах  в
   представительные    органы    местного    самоуправления   и  глав
   муниципальных образований в Приморском" крае принято в пределах ее
   полномочий  и с  соблюдением  требований  федерального  и краевого
   законодательства,   регулирующих  вопросы  определения  численного
   состава  впервые  формирующегося представительного органа местного
   самоуправления.
       Довод заявителя о том, что отстранение от должности избранного
   населением   мэра   г.   Владивостока  препятствовало  определению
   численного  состава  городской  Думы  и назначению  выборов в этот
   представительный   орган   местного  самоуправления,   основан  на
   неверном толковании ч.  1 ст. 58 Федерального закона от 28 августа
   1995  года  N 154-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления  в Российской  Федерации" и правильно признан судом
   неубедительным.
       Правильно оценен судом и довод Фомина А.Н. о том, что принятие
   19 декабря 1999 г. Устава г. Владивостока препятствует продолжению
   формирования   этого  органа  местного  самоуправления  на  основе
   обжалуемого постановления Думы Приморского края.
       Принятие устава города после назначения выборов в соответствии
   с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ
   "Об   общих   принципах   организации  местного  самоуправления  в
   Российской   Федерации"  не  является  основанием  ни  для  отмены
   законного  постановления  Думы  Приморского края от 6 августа 1996
   г., ни для назначения новых выборов городской Думы первого созыва.
   В  настоящее  время  в Думу г.  Владивостока избраны 13 депутатов,
   результаты  этих выборов в установленном порядке недействительными
   не признаны.
       Формирование  Думы  г.  Владивостока при таких условиях должно
   быть  завершено на основе постановления Думы Приморского края от 6
   августа   1996   г.,   тем  более  что  Уставом  г.   Владивостока
   предусмотрены  тот  же  численный  состав  городской  Думы  и срок
   полномочий   его   депутатов  первого  созыва,   что  и обжалуемым
   заявителем постановлением Думы Приморского края.
       На  основании  п.  1 ст.  305,  ст.  ст.  306,  311 ГПК РСФСР,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение Приморского краевого суда от 3 ноября 2000 г. оставить
   без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Владивостока -
   без удовлетворения.
   
                                                Председательствующий:
                                                           В.П.КНЫШЕВ
   
                                                               Судьи:
                                                          Б.А.ГОРОХОВ
                                                           В.И.НЕЧАЕВ
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz