Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ГКПИ00-1464 ОТ 15.02.2001] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ "ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ ОТ 30.10.1998 N 74, ОТКАЗАНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ПРИНЯТ В ПРЕДЕЛАХ ПОЛНОМОЧИЙ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 15 февраля 2001 г. N ГКПИ00-1464
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       Председательствующего                         Романенкова Н.С.
       при секретаре                                    Самолине В.В.
   
       рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению Авдеевой Татьяны Платоновны о признании недействительным
   "Положения   об   аттестации   работников   органов   и учреждений
   прокуратуры   Российской   Федерации",    утвержденного   Приказом
   Генерального  прокурора Российской Федерации от 30 октября 1998 г.
   N 74, и компенсации морального вреда,
   
                              установил:
   
       Авдеева Т.П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с
   заявлением  о признании  недействительным "Положения об аттестации
   работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации",
   утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации
   от 30 октября 1998 г. N 74, и компенсации морального вреда.
       Как пояснила в суде Авдеева Т.П., оспариваемый нормативный акт
   не  был  официально  опубликован  для всеобщего сведения,  пункты:
   10.1,  11,  13.1,  20, 4.1 "б" "Положения об аттестации работников
   органов   и  учреждений   прокуратуры   Российской  Федерации"  не
   соответствуют действующему законодательству и нарушают ее права.
       Представитель  Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации
   Коробков Е.И. возражал против удовлетворения заявленных требований
   и   пояснил  в суде,   что  Положение  соответствует  действующему
   законодательству и не нарушает прав Авдеевой Т.П.
       Выслушав  объяснения  заявителя  Авдеевой Т.П.,  представителя
   заинтересованного    лица   Генеральной   прокуратуры   Российской
   Федерации Коробкова Е.И., исследовав материалы дела, Верховный Суд
   Российской  Федерации  не  находит  оснований  для  удовлетворения
   заявленных требований.
       Приказом  Генерального  прокурора  Российской  Федерации от 30
   октября   1998  г.   N  74  утверждено  "Положение  об  аттестации
   работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации".
       Настоящее  Положение  определяет порядок аттестации работников
   органов   и  учреждений   прокуратуры   Российской   Федерации   и
   деятельности соответствующих аттестационных комиссий.
       В соответствии с ч.  3 ст. 15 Конституции Российской Федерации
   любые  нормативные  правовые  акты, затрагивающие права, свободы и
   обязанности человека и гражданина,  не могут применяться, если они
   не опубликованы официально для всеобщего сведения.
       Из объяснений представителя Генеральной прокуратуры Российской
   Федерации  Коробкова  Е.И.  следует,  что "Положение об аттестации
   работников  органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации"
   после  его утверждения Генеральным прокурором Российской Федерации
   направлено  во  все прокуратуры субъектов Российской Федерации,  с
   ним ознакомлены все подлежащие аттестации прокурорские работники.
       Обжалуемое  Положение  опубликовано  в 1999 году издательством
   "Норма"   в Сборнике  основных  приказов  и указаний  Генерального
   прокурора Российской Федерации.
       В  судебном  заседании обозревался Сборник основных приказов и
   указаний Генерального прокурора Российской Федерации, выпущенный в
   свет издательством "Норма" в 1999 г. тиражом 10000 экземпляров.
       В  указанном  сборнике  опубликовано  "Положение об аттестации
   работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации".
       Прокуратура  Российской  Федерации, будучи  единой федеральной
   централизованной   системой   органов,   осуществляющих  от  имени
   Российской  Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской
   Федерации   и  исполнением  законов,   действующих  на  территории
   Российской  Федерации,  не  входит  в систему  федеральных органов
   исполнительной власти.
       Федеральный  закон  "О  прокуратуре  Российской  Федерации" не
   устанавливает   органы   печати   (газеты,   журналы,   бюллетени,
   вестники),   в   которых   подлежат   обязательному  опубликованию
   нормативные  акты  Генеральной  прокуратуры  Российской Федерации.
   Ссылки заявителя на Указ Президента Российской Федерации от 23 мая
   1996  г.  N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
   Президента   Российской   Федерации,    Правительства   Российской
   Федерации   и  нормативных   правовых  актов  федеральных  органов
   исполнительной   власти"   при   таких   обстоятельствах  являются
   неправомерными.
       В  соответствии  со  ст.  13  Гражданского  кодекса Российской
   Федерации  ненормативный акт  государственного  органа  или органа
   местного  самоуправления,  а  в случаях,  предусмотренных законом,
   также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
   актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
   гражданина  или  юридического  лица,  могут  быть  признаны  судом
   недействительными.
       Положением   об  аттестации  работников  органов  и учреждений
   прокуратуры    Российской   Федерации   предусмотрено   проведение
   аттестации  не  реже  одного  раза  в пять лет,  а также досрочная
   аттестация работника в межаттестационный период:
       а) при выдвижении на вышестоящую должность;
       б)  при  наличии существенных упущений в работе или совершении
   порочащего его проступка;
       в) по просьбе самого работника.
       По   объяснениям  Авдеевой  Т.П.,   она  не  оспаривает  право
   администрации на проведение досрочной аттестации,  но считает, что
   предусмотренное   п.   4.1   "б"   Положения  основание  досрочной
   аттестации   не   соответствует   п.   1  "Положения  о проведении
   аттестации федерального государственного служащего", утвержденного
   Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353.
       Для   определения   уровня   профессиональной   подготовки   и
   соответствия государственного служащего занимаемой государственной
   должности  государственной  службы,  а также для решения вопроса о
   присвоении  государственному  служащему  государственного  разряда
   проводится его аттестация.
       Порядок   и  условия   проведения  аттестации  устанавливаются
   федеральными  законами  и законами  субъектов Российской Федерации
   (ст.   24   ФЗ   "Об  основах  государственной  службы  Российской
   Федерации").
       В  целях  определения  уровня  профессиональной  подготовки  и
   соответствия  федерального  государственного  служащего замещаемой
   государственной  должности,  а  также решения вопроса о присвоении
   федеральному  государственному служащему квалификационного разряда
   Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353 до
   принятия    соответствующего    федерального   закона   утверждено
   "Положение  о проведении  аттестации федерального государственного
   служащего".
       Вместе  с тем  в силу  ст.  41  ФЗ  "О  прокуратуре Российской
   Федерации"  порядок  и сроки  проведения  аттестации  прокурорских
   работников   устанавливаются   Генеральным  прокурором  Российской
   Федерации.  Предусмотренное  пунктом  4.1  "б" Положения основание
   досрочной   аттестации   прокурорского   работника   соответствует
   действующему законодательству. Согласно ст. 41.7 ФЗ "О прокуратуре
   Российской  Федерации"  совершение  проступков,   порочащих  честь
   прокурорского   работника,    влечет   наложение   дисциплинарного
   взыскания, вплоть до увольнения из органов прокуратуры.
       Поскольку  аттестация  прокурорских  работников проводится для
   определения  их  соответствия  занимаемой  должности,  то  наличие
   существенных   упущений   в  работе   или   совершение  проступка,
   порочащего   честь   прокурорского   работника,   могут   являться
   основаниями досрочной аттестации.
       "Положение     о    проведении     аттестации     федерального
   государственного  служащего"  также устанавливает,  что аттестация
   призвана   способствовать   определению   уровня  профессиональной
   подготовки  государственного  служащего  и соответствия замещаемой
   должности (п. 1 Положения).
       Согласно п. 10.1 "Положения об аттестации работников органов и
   учреждений  прокуратуры  Российской  Федерации"  аттестация должна
   содержать краткие сведения о работнике: год рождения, образование,
   стаж   работы   в  прокуратуре,   наличие  наград,   данные  о его
   профессиональной    подготовке,    творческих   и  организаторских
   способностях,  инициативности,  компетентности,  организованности,
   деловитости,   ответственности  за  выполнение  служебного  долга,
   повышении   профессионального   уровня   (самостоятельной   учебе,
   прохождении  стажировок,  обучении в региональных учебных центрах,
   институтах       повышения       квалификации,       аспирантуре),
   морально-психологических     качествах,      чертах     характера,
   наклонностях,  отношении к коллегам,  умении опираться в работе на
   подчиненных,   обучать  и воспитывать  их,  способности  принимать
   ответственные  решения,  готовности служить в отдаленных регионах,
   местностях  с неблагоприятными  климатическими условиями,  в зонах
   вооруженных  конфликтов,  состоянии  здоровья,  работоспособности,
   фактах   упущений   и  ошибок  в работе,   причинах  неправильного
   поведения,  а  также  об  устранении  недостатков,  отмеченных при
   предыдущей   аттестации,   сведения   о которой  представляются  в
   аттестационную комиссию.
       Представление    в  аттестационную   комиссию   дополнительных
   сведений   о служебной  деятельности  прокурорского  работника  не
   свидетельствует  о нарушении его прав и свобод,  т.к.  не нарушают
   права  на  неприкосновенность  частной  жизни,  личную  и семейную
   тайну.
       Установленный      Положением      перечень     представляемых
   аттестационной  комиссии  документов  служит цели получения полной
   информации  о профессиональных  и моральных качествах аттестуемого
   прокурорского  работника,   которыми  он  должен  обладать  в силу
   требований закона о прокуратуре и присяги прокурорского работника.
       "Положение   об  аттестации  работников  органов  и учреждений
   прокуратуры  Российской  Федерации" предусматривает при подготовке
   аттестации  представление  в аттестационную  комиссию  аттестации,
   которая  содержит  сведения  о работнике,  выводы и рекомендации и
   подписывается   руководителем   (пункты   10  - 11.11  Положения).
   Кадровое    подразделение   прокуратуры   знакомит   работника   с
   материалами.   При  этом  аттестуемый  работник  вправе  подать  в
   аттестационную комиссию дополнительные сведения, а также заявление
   о   своем   несогласии  с аттестацией, желании  присутствовать  на
   заседании комиссии и дать свои пояснения.
       Заседание  аттестационной  комиссии  проводится, и ее  решение
   считается правомочным при присутствии на заседании не менее 2/3 ее
   состава.   На  заседании  комиссии  ведется  протокол,  в  котором
   указывается решение по каждому аттестуемому, а также особое мнение
   членов комиссии.
       Аттестационная     комиссия    рассматривает    представленные
   документы,  выслушивает докладчика, аттестуемого, мнения кадрового
   органа,   членов   комиссии,   проводит   открытое  голосование  и
   большинством  голосов  присутствующих  членов  комиссии  принимает
   решение.
       Обсуждение  профессиональных и личных качеств работника должно
   быть объективным и доброжелательным (пункты 13 - 13.4 Положения).
       Установленный оспариваемый Положением порядок голосования ни в
   коей  мере  не  нарушает  прав прокурорского работника,  т.к.  они
   относятся   к  порядку   принятия   решения  самой  аттестационной
   комиссией.
       Из объяснений представителя Генеральной прокуратуры Российской
   Федерации  Коробкова  Е.И.  следует,  что  Положение  не  содержит
   запрета  членам  аттестационной  комиссии  подписывать  результаты
   аттестации.
       Доводы   Авдеевой   Т.П.,   что  ведение  протокола  заседания
   аттестационной  комиссии не предусмотрено "Положением о проведении
   аттестации федерального государственного служащего",  а отсутствие
   подписей   членов  комиссии  в аттестации  нарушает  ее  право  на
   обжалование,  не   могут  служить  основанием  для  удовлетворения
   заявления.
       Федеральный   закон   "О   прокуратуре  Российской  Федерации"
   допускает установление Генеральным прокурором Российской Федерации
   порядка и срока проведения аттестации.
       Составление  при аттестации прокурорских работников аттестации
   и  протокола заседания аттестационной комиссии,  которые по своему
   содержанию   соответствуют   аттестационному   листу  федерального
   государственного   служащего,   утвержденного   Указом  Президента
   Российской  Федерации  от  9 марта  1996  г.  N  353,  не является
   нарушением прав работника.
       То же  самое   относится   к доводам  относительно  пункта  20
   Положения,  согласно  которому утвержденная руководителем органа и
   учреждения   прокуратуры   аттестация   после  ознакомления  с ней
   работника под расписку приобщается к его личному делу.
       Работник  решение  аттестационной  комиссии может обжаловать в
   суд.   Как   пояснила  в судебном  заседании  Авдеева  Т.П.,   она
   воспользовалась   своим  правом  и в  соответствии  с правилами  о
   подсудности обжаловала решение аттестационной комиссии.
       Учитывая,   что  оспариваемый  нормативный  акт  соответствует
   действующему   законодательству,   принят   в пределах  полномочий
   Генерального  прокурора Российской Федерации и не нарушает права и
   свободы   Авдеевой   Т.П.,  заявленные   требования   не  подлежат
   удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191,  192,
   197,  239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР,  Верховный
   Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление    Авдеевой    Татьяны    Платоновны    о  признании
   недействительным  "Положения  об  аттестации  работников органов и
   учреждений   прокуратуры   Российской  Федерации",   утвержденного
   Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 октября
   1998  г.  N  74,  и  компенсации  морального  вреда  оставить  без
   удовлетворения.
       Решение   может   быть   обжаловано   в Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской  Федерации  в течение  10  дней после
   вынесения судом решения в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz