Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ВКПИ01-19 ОТ 25.03.2002] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 10.07.1992 N 479-28 "О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" ОТКАЗАНО, ТАК КАК ПРАВА ЗАЯВИТЕЛЕЙ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСПАРИВАЕМЫМ АКТОМ НЕ НАРУШАЮТСЯ, А ОПУБЛИКОВАНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕ НЕ ПОДЛЕЖИТ, ПОСКОЛЬКУ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 25 марта 2002 г. N ВКПИ01-19
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный     Суд     Российской     Федерации    в   составе:
   председательствующего   -  генерал-лейтенанта  юстиции  Пархомчука
   Ю.В.,  при секретаре лейтенанте юстиции Коваленко А.А., с участием
   военного   прокурора   управления   Главной   военной  прокуратуры
   подполковника  юстиции Пайгина Р.Х.,  представителей Правительства
   Российской   Федерации   полковника   юстиции  Шендяпина  В.В.   и
   подполковника  Буянова  С.В,   представителя  Главного  Управления
   международного   военного   сотрудничества   Министерства  обороны
   Российской Федерации майора Денисюка Д.В., участвующего в качестве
   третьего  лица,   не  заявляющего  самостоятельных  требований,  с
   участием  представителя  заявителей  Зарбеева  Р.А.,  рассмотрев в
   открытом  судебном  заседании  гражданское дело по жалобам граждан
   Воронина  В.В.,  Тарусина  В.И.   и  Голубева  С.И.,  поданным  их
   представителем,  о  признании  п.   "а"  Приложения  N 1  Нормы  1
   Постановления  Правительства  РФ  от 10 июля 1992 года N 479-28 "О
   продовольственном  обеспечении военнослужащих и приравненных к ним
   потребителей"  не соответствующим статье 14 Федерального закона "О
   статусе  военнослужащих",   а  также  их  заявления  с просьбой  о
   признании   незаконным   и не  действующим  в целом  Постановления
   Правительства  РФ  от 10 июля 1992 г.  N 479-28,  поскольку оно не
   было  опубликовано  в установленном порядке,  и заявление Воронина
   В.В.  о  взыскании  с ответчика расходов,  понесенных им в размере
   1829 руб.  50 коп., связанных с защитой его прав и израсходованных
   на  оплату  неоднократного  проезда  его  представителя  из города
   Санкт-Петербурга в город Москву и обратно,
   
                              установил:
   
       граждане Воронин В.В., Тарусин В.И.  и Голубев С.И. обратились
   в  Верховный  Суд  Российской Федерации через своего представителя
   Зарбеева  Р.А.  с  указанными  выше требованиями,  а Воронин В.В.,
   кроме того, с просьбой взыскать с ответчика расходы в размере 1829
   руб.  50  коп.,  понесенные  им  в связи  с оплатой неоднократного
   проезда  его  представителя  из  города  Санкт-Петербурга  в город
   Москву и обратно.
       В  судебном  заседании  представитель заявителей Зарбеев Р.А.,
   участвовавший  по  доверенности  от 18 апреля 2000 года,  выданной
   Ворониным  В.В.,  и  по  доверенности  от  4 сентября  2000  года,
   выданной Тарусиным В.И.  и Голубевым С.И., настаивал на изложенных
   выше требованиях.  При этом он отметил, что п.  "а" Приложения N 1
   нормы  1 Постановления  Правительства  РФ  от  10 июля 1992 года N
   479-28 не соответствует требованиям ст.  14 Федерального закона "О
   статусе  военнослужащих",  поскольку нарушает права военнослужащих
   на продовольственное обеспечение их Министерством обороны РФ.
       Кроме   того,   любые   нормативные  правовые  акты,   которые
   определяют   или   изменяют   нормы   и  сроки  продовольственного
   обеспечения военнослужащих, затрагивают их права, в соответствии с
   п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться,
   если  официально  не  опубликованы для всеобщего сведения.  Однако
   данное  Постановление  Правительства  РФ  является  секретным и не
   опубликовано.
       В  перечень  сведений,   отнесенных  к государственной  тайне,
   утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203, с
   внесенными  в него  изменениями,  не  предусмотрено засекречивание
   сведений о правах граждан.  В ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 года
   N 5481-1 "О государственной тайне" прямо указано,  что не подлежат
   отнесению  к государственной  тайне  и засекречиванию  сведения  о
   привилегиях,  компенсациях и льготах, предоставляемых государством
   гражданам,   к   которым,   по   его   мнению,   следует  относить
   продовольственное   обеспечение  военнослужащих  и компенсацию  за
   него.
       Представители Правительства РФ полковник юстиции Шендяпин В.В.
   и  подполковник  Буянов  С.В.,  осуществлявшие  свои полномочия по
   поручению Правительства РФ от 17 декабря 2001 года N ВМ-П4-21538 и
   в  порядке  передоверия,  по  доверенности,  выданной заместителем
   Министра  обороны  РФ  21 декабря 2001 года,  в судебном заседании
   требований  заявителей  не  признали и пояснили,  что оспариваемые
   пункты Постановления Правительства РФ не противоречат Федеральному
   закону    "О   статусе   военнослужащих"   и  не   нарушают   прав
   военнослужащих,  в  частности  российских  военных наблюдателей от
   ООН, на продовольственное обеспечение.
       Согласно  ст.  14 данного Закона продовольственное обеспечение
   военнослужащих   осуществляется  по  нормам  и в  сроки,   которые
   устанавливаются  Правительством РФ.  Поэтому изданное 10 июля 1992
   года   Постановление   Правительства   РФ   N 479-28,   в  котором
   установлены  нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и
   приравненных  к ним  потребителей,  соответствует  предоставленным
   Правительству РФ полномочиям, закрепленным в данном Законе.
       В  соответствии с п.  "а" Приложения N 1 нормы 1 Постановления
   Правительства  РФ  по  данной норме обеспечиваются продовольствием
   военнослужащие  и приравненные  к ним  лица,  за  исключением тех,
   которые  получают питание по другим нормам или денежное содержание
   в  иностранной  валюте,  включающее  стоимость питания.  Эта норма
   воспроизведена  в полном  объеме  и в  Приложении N 1 "Положения о
   продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время",
   которое утверждено Приказом МО РФ 22 июля 2000 года N 400 и прошло
   регистрацию в Министерстве юстиции РФ 16 октября 2000 года.
       Продовольственное  обеспечение российских военных наблюдателей
   от ООН, в соответствии с достигнутыми международными соглашениями,
   осуществляется  за  счет  суточных денег,  получаемых ими от ООН и
   направленных  на  покрытие  расходов  на питание,  жилье,  местный
   проезд и другие расходы.  Состоят они из трех компонентов:  50% из
   них  идет  на проживание;  30% - на питание с учетом цен в средних
   ресторанах  и 20%  - побочные расходы.  В количественном выражении
   размер  выплат  на  питание  достигает  более  500  долларов,  а в
   некоторых странах - более 1000 долларов США на человека в месяц.
       Российская Федерация,  соблюдая международные договоры, вносит
   в бюджет ООН членские взносы,  за счет которых ООН выплачивает,  в
   том  числе  и военным  наблюдателям,  миссионные  суточные деньги.
   Следовательно,    Россия,    согласно   международным   договорам,
   оплачивает  содержание  военных  наблюдателей,  в  том  числе и их
   продовольственное обеспечение.
       Что  касается  того факта,  что некоторые пункты Постановления
   Правительства N 479-28 признаны секретными, то сделано это было на
   основании действовавших в период издания Постановления нормативных
   документов  о порядке  установления  степени секретности сведений,
   содержащихся   в  документах.   Сделанный  тогда  такой  вывод  не
   противоречит и ныне действующему Закону "О государственной тайне",
   а также Указу Президента РФ, которым утвержден "Перечень сведений,
   отнесенных к государственной тайне".
       Поскольку   нормы   Постановления,    признанные   секретными,
   подпадают  под  абзац  1 пункта  2,  а  также  под  пункты  5 и 31
   указанного   выше   Перечня,   а   также  под  ст.   5  Закона  "О
   государственной  тайне",  никаких  оснований полагать,  что данное
   Постановление Правительства является незаконным, поскольку не было
   своевременно опубликовано, не имеется.
       Не   подлежит   удовлетворению   и просьба  Воронина  В.В.   о
   возмещении ему расходов,  понесенных в связи с оплатой проезда его
   представителя.
       Представитель   Главного  Управления  международного  военного
   сотрудничества   Министерства   обороны  РФ  майор  Денисюк  Д.В.,
   участвовавший  в суде  на  основании доверенности начальника этого
   Главного  Управления  МО  РФ  от  15  января  2002  года  N 335/1,
   поддержал предложения представителей ответчика.
       Заслушав  объяснения  сторон,  исследовав  представленные  ими
   письменные   доказательства,   а   также   заключение   прокурора,
   полагавшего   необходимым   отказать  в удовлетворении  требований
   заявителей,  Верховный  Суд РФ находит,  что жалобы Воронина В.В.,
   Тарусина  В.И.  и Голубева С.И.,  представленные их представителем
   Зарбеевым Р.А.  в суде, не подлежат удовлетворению в полном объеме
   по следующим основаниям.
       Пунктом  "а"  Приложения  N 1  нормы  1 общевойскового  пайка,
   который  оспаривается  заявителем,  предусмотрено,  что  по данной
   норме  питания  за счет государства обеспечиваются военнослужащие,
   за  исключением  получающих  продовольствие  по  другим нормам или
   денежное  содержание  в иностранной  валюте,  включающее стоимость
   питания.
       Утверждение  в жалобе  о том,  что  в этой части Постановление
   противоречит ст. 14 Закона РФ "О статусе военнослужащих", является
   несостоятельным.  Пунктом 1 данной статьи Закона,  в редакции 1998
   года,   предусматривается,   что   продовольственное   обеспечение
   военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, устанавливаемые
   Правительством РФ,  в порядке,  определяемом Министерством обороны
   РФ.  Такое  положение  содержалось  и в  прежнем Законе "О статусе
   военнослужащих" 1993 года.
       Поскольку  Законом РФ "О статусе военнослужащих" Правительство
   РФ  наделено  правом установления норм и сроком продовольственного
   обеспечения     военнослужащих,     оспариваемое     Постановление
   Правительства  РФ,  хотя  и издано до вступления в силу указанного
   Закона,   но   в пределах  предоставленных  Правительству  Законом
   полномочий,  не  может  быть  признано незаконным,  о чем ставится
   вопрос в заявлениях.
       Как видно из объяснений в суде представителя ответчика,  нормы
   питания  или размер денежных средств,  составляющих его стоимость,
   рассчитывались   в норме  N 1  общевойскового  пайка,   исходя  из
   суточной  потребности  человека в питании.  Выплата его в размере,
   превышающем  такую  потребность,  противоречила  бы  самой природе
   продовольственного обеспечения военнослужащих.  Это утверждение не
   опровергнуто представителем заявителей.
       В  суде также установлено,  что российские военные наблюдатели
   от   ООН,   в   соответствии   с  достигнутыми   договоренностями,
   обеспечиваются  денежным  содержанием  за  счет  суточных  денег в
   иностранной валюте (долларах США), получаемых ими от ООН. В размер
   суточных   денег   включается  и стоимость  питания.   Эти  деньги
   рассчитаны  на  покрытие  различных  расходов,   в  том  числе  30
   процентов   из   них   идет  на  питание  с учетом  цен  в средних
   ресторанах.  Размер  выплат на питание в разных странах составляет
   от 500 и более,  а в некоторых случаях - более 1000 долларов США в
   месяц  на  человека.  Такой размер расходов на питание многократно
   превышает  размер  общевойскового пайка военнослужащих Вооруженных
   Сил РФ.
       Неоднократное  обеспечение  продовольствием военнослужащих,  о
   чем   фактически   ставится   вопрос  в заявлениях,   действующими
   нормативными  документами  не  предусмотрено.   Напротив,  п.   31
   "Положения  о продовольственном  обеспечении Вооруженных Сил РФ на
   мирное  время",   изданного  на  основании  данного  Постановления
   Правительства  РФ и утвержденного Приказом МО РФ 22 июля 2000 года
   N  400,  установлено,  что все военнослужащие и другие контингенты
   имеют право на получение только одного продовольственного пайка.
       Приведенные  доказательства,  исследованные в суде,  позволяют
   прийти   к выводу,   что  права  заявителей  на  продовольственное
   обеспечение,   предусмотренное   ст.    14   Закона   "О   статусе
   военнослужащих",      оспариваемыми     пунктами     Постановления
   Правительства РФ нарушены не были.
       Не   установлено  в суде  и оснований  для  признания  в целом
   данного Постановления незаконным и недействующим, о чем настаивают
   заявители в жалобах.
       Из  текста исследованного в суде Постановления N 479-28 видно,
   что некоторые его пункты и нормы продовольственного обеспечения на
   основании действовавших во время издания нормативных документов, в
   частности  "Положения  о порядке  установления степени секретности
   категорий  сведений  и определения  степени  секретности сведений,
   содержащихся  в работах,   документах  и изделиях",  утвержденного
   Постановлением  Совета  Министров  СССР  от  3 декабря 1980 года N
   1120-387, были признаны секретными.  Ответственность за правильное
   присвоение грифа секретности, в соответствии со ст.  15 названного
   Положения, возлагалась  на  исполнителя документов и руководителя,
   подписавшего или утвердившего документы.
       Вместе  с тем   решение  о  признании  Постановления  N 479-28
   секретным   отвечает   и требованиям  ныне  действующего  "Перечня
   сведений,   отнесенных  к государственной  тайне",   утвержденного
   Указом Президента РФ от 24 января 1998 года N 61, в частности, его
   пунктам N 31,  N 59 и другим, поскольку в Постановлении приводятся
   данные,   позволяющие   судить   о возможности  обеспечения  войск
   материальными  средствами,  об  объеме  государственных  поставок,
   переходящих    запасов   продовольствия   для   военных   округов,
   региональных   управлений, и другие  важные  вопросы,   касающиеся
   обороноспособности   страны,   что   в  соответствии  с названными
   нормативными документами составляет государственную тайну.
       Поскольку содержащиеся в Постановлении сведения относились и в
   настоящее время относятся к сведениям,  подлежащим засекречиванию,
   в соответствии с абзацем 2 п. 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996
   года  N 763  "О  порядке  опубликования  и вступления в силу актов
   Президента  РФ,  Правительства  РФ  и нормативных  правовых  актов
   федеральных  органов исполнительной власти" они вступают в силу со
   дня их издания без официального опубликования.
       В  соответствии со ст.  13 Закона РФ "О государственной тайне"
   от  21  июля 1993 года N 5485-1,  с внесенными в него изменениями,
   срок рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну,
   не  должен  превышать  30  лет с момента признания,  что сведения,
   отнесенные к государственной тайне, таковыми не являются.  Решение
   о рассекречивании  принимает  межведомственная  комиссия по защите
   государственной тайны.
       Несостоятельным    является    и   утверждение   представителя
   заявителей в суде о том,  что нормы продовольственного обеспечения
   военнослужащих  относятся к "привилегиям,  компенсациям и льготам,
   представляемым    государством    гражданам".    Продовольственное
   обеспечение   военнослужащих   является  составляющей  обеспечения
   жизнедеятельности  войск  и не относится к привилегиям,  льготам и
   компенсациям,   о   которых   сказано   в  ст.   7  Закона  РФ  "О
   государственной тайне".
       Наряду   с  этим    все  нормы  продовольственного  снабжения,
   утвержденные  Постановлением  Правительства  РФ,   за  исключением
   незначительного числа,  о чем сказано выше, отнесенных к секретным
   данным,    воспроизведены    в   выше   названном   "Положении   о
   продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время",
   утвержденном   Министром   обороны   РФ   и  зарегистрированном  в
   Министерстве  юстиции  РФ 16 октября 2000 года,  регистрационный N
   2421.
       Поскольку  в суде  не установлено оснований для удовлетворения
   требований  заявителей  по  оспариваемым  ими  выше  вопросам,  не
   подлежит  удовлетворению,  в соответствии со ст.  91 ГПК РСФСР,  и
   просьба  заявителя  Воронина  В.В.  о  возмещении  ему расходов на
   оплату проезда его представителя Зарбеева Р.А.
       На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст. ст.
   191, 196 - 197, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       в удовлетворении жалоб Воронину В.В., Тарусину В.И. и Голубеву
   С.И., поданных через их представителя Зарбеева Р.А. о признании п.
   "а" Приложения 1 нормы 1 Постановления Правительства РФ от 10 июля
   1992  года  N 479-28  не  соответствующим  статье  14 Федерального
   Закона   "О   статусе  военнослужащих"  и о  признании  названного
   Постановления  Правительства  РФ  незаконным  и не  действующим  в
   целом, поскольку оно не было опубликовано в установленном порядке,
   - отказать.
       Заявителю Воронину В.В.  отказать также в возмещении расходов,
   понесенных им в связи с оплатой проезда его представителя.
       Настоящее  решение  может  быть  обжаловано  и опротестовано в
   Кассационную  коллегию  Верховного  Суда  Российской  Федерации  в
   течение  10  дней  после  вынесения  судом решения в окончательной
   форме.
   
                                         Председательствующий по делу
                                                                Судья
                                                      Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                            генерал-лейтенант юстиции
                                                        Ю.В.ПАРХОМЧУК
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz