Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ГКПИ2002-1215 ОТ 21.11.2002] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 13.08.1996 N 965 "О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН ИНВАЛИДАМИ" ОТКАЗАНО, ТАК КАК НАПРАВЛЕНИЕ НА ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ, В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО ТАКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНО С СОГЛАСИЯ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                 от 21 ноября 2002 г. N ГКПИ2002-1215
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                   Савченко Д.В.,
       с участием прокурора                            Любимовой И.Б.
   
       рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  Лукьянова  Владимира  Ивановича  о признании незаконным
   Постановления  Правительства  Российской  Федерации  от 13 августа
   1996 г.  N 965 "О порядке  признания граждан инвалидами" в  части,
   предусматривающей,    что    учреждения   государственной   службы
   медико-социальной   экспертизы   имеют   право   направлять   лиц,
   проходящих  медико-социальную  экспертизу,  с  целью  уточнения их
   клинико-функционального диагноза в лечебные учреждения,
   
                              установил:
   
       Лукьянов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
   заявлением  о признании  незаконным Постановления Правительства РФ
   от  13  августа  1996  г.  N  965  "О  порядке  признания  граждан
   инвалидами"    в    части,   предусматривающей,   что   учреждения
   государственной  службы  медико-социальной  экспертизы имеют право
   направлять лиц,  проходящих медико-социальную экспертизу,  с целью
   уточнения    их   клинико-функционального   диагноза   в  лечебные
   учреждения.
       Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт
   не    соответствует    действующему    законодательству,    нормам
   международного права и нарушает его гражданские права и охраняемые
   законом интересы.
       Заявитель Лукьянов В.И.  о дне слушания дела извещен, в суд не
   явился.
       Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Шаронова
   В.Н.  возражала против удовлетворения заявления и пояснила в суде,
   что   положения    оспариваемого   нормативного   правового   акта
   соответствуют  действующему  законодательству,  изданы  в пределах
   полномочий высшего исполнительного органа государственной власти и
   не нарушают гражданские права и свободы граждан.
       Выслушав   объяснения   представителя  заинтересованного  лица
   Правительства  РФ  Шароновой  В.Н.,  исследовав  материалы  дела и
   заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой
   И.Б.,   полагавшей,  что  заявление  не  подлежит  удовлетворению,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации  не  находит  оснований  для
   удовлетворения заявленных требований.
       Согласно  ст.  13  ГК  РФ в случаях,  предусмотренных законом,
   нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
   и  нарушающий  гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического  лица,   может  быть  признан  судом
   недействительным.
       Федеральный  конституционный закон "О Правительстве Российской
   Федерации"  предусматривает  возможность  обжалования  в суд актов
   Правительства Российской Федерации.
       В  целях  реализации  Федерального закона "О социальной защите
   инвалидов  в Российской  Федерации"  и Указа Президента Российской
   Федерации  от  1 июля  1996  г.  N  1011  "О  мерах по обеспечению
   государственной   поддержки  инвалидов"  Правительство  Российской
   Федерации   издало  Постановление  "О  порядке  признания  граждан
   инвалидами"  от  13  августа 1996 г.  N 965 (в ред.  Постановлений
   Правительства РФ от 21.09.2000 N 707, от 26.10.2000 N 820).
       Настоящим Постановлением утверждены Положение о признании лица
   инвалидом;  Примерное  положение  об  учреждениях  государственной
   службы медико-социальной экспертизы.
       Оспариваемая    заявителем    норма    о   праве    учреждений
   государственной  службы  медико-социальной  экспертизы  направлять
   лиц,  проходящих  медико-социальную экспертизу,  на обследование с
   целью    уточнения    их    клинико-функционального   диагноза   и
   профессиональных     возможностей    в    лечебно-профилактические
   учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения,
   реабилитационные    и  другие   государственные   и  муниципальные
   учреждения,  осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной
   экспертизы  и реабилитации  инвалидов,  предусмотрена  пунктом  18
   Примерного   положения   об   учреждениях  государственной  службы
   медико-социальной экспертизы.
       Государственную политику в области социальной защиты инвалидов
   в  Российской Федерации определяет Федеральный закон "О социальной
   защите инвалидов в Российской Федерации".
       В  соответствии  со  ст. 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в
   Российской  Федерации"  инвалидом  признается лицо,  которое имеет
   нарушение  здоровья  со  стойким  расстройством функций организма,
   обусловленное  заболеваниями,  последствиями  травм или дефектами,
   приводящее    к   ограничению    жизнедеятельности   и  вызывающее
   необходимость его социальной защиты.
       Ограничение  жизнедеятельности  - полная  или частичная утрата
   лицом  способности  или возможности осуществлять самообслуживание,
   самостоятельно    передвигаться,     ориентироваться,    общаться,
   контролировать  свое  поведение,  обучаться  и заниматься трудовой
   деятельностью.
       Таким  образом,  исходя  из  требований  Закона,  само по себе
   заболевание,  если  оно  не  сопровождается  стойким расстройством
   функций организма,  не ведет к ограничениям жизнедеятельности и не
   требует мер социальной защиты,  не является условием,  достаточным
   для установления инвалидности.
       Законом   функция   определения   инвалидности   возложена  на
   Государственную  службу  медико-социальной экспертизы,  входящую в
   систему  (структуру) органов социальной защиты населения субъектов
   Российской   Федерации.    Порядок   организации   и  деятельности
   Государственной  службы  медико-социальной экспертизы определяется
   Правительством Российской Федерации.
       Из объяснений представителя Правительства РФ Шароновой В.Н.  в
   суде  следует,  что  учреждения  медико-социальной  экспертизы  не
   занимаются  диагностированием  того или иного заболевания.  В этой
   связи  п.  17  Положения о признании лица инвалидом предусмотрено,
   что    в   случаях,    требующих    применения    сложных    видов
   экспертно-реабилитационной   диагностики,    специальных   методов
   обследования,   тестирования,  а  также  получения  дополнительных
   сведений,       составляется       программа       дополнительного
   освидетельствования,    которая   утверждается   руководителем   и
   доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.
       Программа     дополнительного     освидетельствования    может
   предусматривать    проведение   дополнительного   обследования   в
   лечебно-профилактическом,  реабилитационном или другом учреждении,
   получение  заключения главного бюро медико-социальной  экспертизы,
   запрос  необходимых  сведений,  проведение  обследования условий и
   характера   профессиональной   деятельности,    социально-бытового
   положения лица и другие меры.
       Пунктом 18 Примерного положения об учреждениях государственной
   службы медико-социальной экспертизы предусмотрено,  что учреждения
   для  осуществления  своих  полномочий  имеют право направлять лиц,
   проходящих  медико-социальную экспертизу,  на обследование с целью
   уточнения  их  клинико-функционального диагноза и профессиональных
   возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной
   и муниципальной систем здравоохранения.
       Однако    оспариваемые   заявителем   положения   нормативного
   правового акта не предусматривают направление на обследование лиц,
   проходящих         медико-социальную         экспертизу,         в
   лечебно-профилактические учреждения без их согласия.
       Доводы   заявителя  о несоответствии  положений  оспариваемого
   нормативного правового акта требованиям статей 23,  24,  25 Закона
   РФ  "О  психиатрической  помощи  и гарантиях  прав  граждан при ее
   оказании" являются неправомерными. В указанных нормах Федерального
   закона  речь  идет  о видах  психиатрической  помощи  и порядке ее
   оказания, тогда как медико-социальная экспертиза - это определение
   в  установленном  порядке  потребностей освидетельствуемого лица в
   мерах  социальной  защиты,  включая  реабилитацию на основе оценки
   ограничений  жизнедеятельности,  вызванных  стойким  расстройством
   функций  организма  (ст. 7 ФЗ  "О  социальной  защите  инвалидов в
   Российской Федерации").
       Поскольку   направление   на   обследование  лиц,   проходящих
   медико-социальную    экспертизу,     в    лечебно-профилактические
   учреждения  предполагает,  что  такое  направление  осуществляется
   добровольно   с  согласия   лица,   проходящего  медико-социальную
   экспертизу, то положения оспариваемого нормативного правового акта
   не  противоречат  требованиям  Конвенции  о защите прав человека и
   основных свобод.
       Постановление  Правительства  РФ  от 13 августа 1996 г.  N 965
   издано в целях реализации Федерального закона "О социальной защите
   инвалидов в Российской Федерации" и не регулирует вопросы оказания
   медицинской помощи военнослужащим,  поэтому ссылки заявителя на п.
   2  ст.  16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются
   несостоятельными.
       Учитывая,  что  положения оспариваемого нормативного правового
   акта   соответствуют   действующему  законодательству,   изданы  в
   пределах  полномочий  Правительства  РФ  и не нарушают гражданские
   права  и охраняемые законом интересы граждан,  заявление Лукьянова
   В.И. не подлежит удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191,  192,
   197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление Лукьянова Владимира Ивановича о признании незаконным
   Постановления  Правительства  Российской  Федерации  от 13 августа
   1996  г.  N  965 "О порядке признания граждан инвалидами" в части,
   предусматривающей,    что    учреждения   государственной   службы
   медико-социальной   экспертизы   имеет   право   направлять   лиц,
   проходящих  медико-социальную экспертизу,  на обследование с целью
   уточнения  их  клинико-функционального диагноза и профессиональных
   возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной
   и муниципальной систем здравоохранения,  реабилитационные и другие
   государственные   и  муниципальные   учреждения,    осуществляющие
   деятельность  в сфере  медико-социальной экспертизы и реабилитации
   инвалидов    (п.  18   Примерного   положения    об    учреждениях
   государственной  службы медико-социальной экспертизы) оставить без
   удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней
   после вынесения судом решения в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz