Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.05.2002] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ПРАВО СУБЪЕКТА РФ УСТАНАВЛИВАТЬ СВОИМИ ЗАКОНАМИ ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СТАТУСОМ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА ВЫБОРНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 20 мая 2002 года
   
                                                      Дело N 75-Г02-8
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                        Макарова Г.В.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании от 20 мая 2002 года
   дело   по  жалобе  Максимова  Михаила  Александровича  о признании
   отдельных положений Конституции Республики Карелия противоречащими
   федеральному  законодательству  по  кассационной  жалобе Максимова
   М.А.  на  решение  Верховного  суда Республики Карелия от 12 марта
   2002 года, которым постановлено: в удовлетворении жалобы отказать.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Т.И.   Еременко,   объяснения   заявителя   Максимова  М.А.,   его
   представителя   адвоката   Беляка   С.В.,    поддержавших   доводы
   кассационной  жалобы,   объяснения  представителя  ЦИК  Республики
   Карелия  по доверенности Бариновой Н.Ф.,  представителя Управления
   Минюста  РК по доверенности Корчемкиной М.В.,  представителя главы
   Республики  Карелия  по доверенности Завьяловой Л.А.,  возражавших
   против  удовлетворения  жалобы,  Судебная  коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       согласно  части  1 статьи  35 Конституции Республики Карелия в
   редакции   от   12.02.2001   депутат   Законодательного   Собрания
   Республики  Карелия  в течение  срока  своих  полномочий  не может
   занимать иные государственные и муниципальные должности, если иное
   не предусмотрено федеральным законом.
       Максимов М.А.  обратился в суд с жалобой о признании указанной
   нормы  Конституции  Республики Карелия в части запрещения депутату
   законодательного   Собрания   Республики   Карелия  занимать  иные
   муниципальные  должности  противоречащей  статье  12  Федерального
   закона    "Об    общих   принципах   организации   законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной власти
   субъектов  Российской  Федерации"  и части 7 статьи 4 Федерального
   Закона  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и права  на
   участие в референдуме граждан Российской Федерации".
       В   обоснование   жалобы  заявитель  указал,   что  статья  12
   Федерального    закона    "Об    общих    принципах    организации
   законодательных   (представительных)   и  исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов  Российской Федерации" содержит
   исчерпывающий  перечень  ограничений  и не предусматривает запрета
   депутату занимать иные муниципальные должности.
       Данный запрет,  по мнению заявителя,  ущемляет права и свободы
   человека и гражданина, которые в соответствии с частью 3 статьи 55
   Конституции  РФ могут быть ограничены федеральным законом и только
   в   той  мере,   в  какой  это  необходимо  в целях  защиты  основ
   конституционного строя,  нравственности, здоровья, прав и законных
   интересов  других  лиц,  обеспечения обороны страны и безопасности
   государства.
       В  судебном  заседании  представитель  заявителя  Баранов М.Н.
   жалобу поддержал.
       Представители  Законодательного  Собрания  Республики Карелия,
   представитель   Председателя   Правительства   РК,   представители
   Управления Министерства юстиции РФ по РК с жалобой не согласились,
   полагая,  что  оспариваемые  положения  Конституции  РК  приняты в
   пределах  компетенции  субъекта  РК,  не противоречат федеральному
   законодательству и не ущемляют права и свободы граждан.
       Представитель  Центральной  избирательной  комиссии Республики
   Карелия  в суд  не  явился.   Центральная  избирательная  комиссия
   Республики   Карелия   просила   рассмотреть   дело   в отсутствие
   представителя Центризбиркома.
       По делу постановлено указанное выше решение.
       Максимов  М.А.  подал  кассационную  жалобу,  в которой просит
   решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявления.
   Полагает,   что   суд  неправильно  применил  материальный  закон,
   допустил  существенные  нарушения норм процессуального права,  дал
   неправильную оценку доводам заявления.
       Проверив  материалы дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
       Разрешая   спор,   суд   исходил  из  того,   что  принятый  в
   соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный закон
   "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
   и   исполнительных   органов   государственной   власти  субъектов
   Российской  Федерации" содержит перечень ограничений,  связанных с
   депутатской  деятельностью.   Так,   согласно  части  1 статьи  12
   названного  Закона  депутат  законодательного  (представительного)
   органа  государственной  власти  не может занимать государственные
   должности.  В  данной  норме  Закона  отсутствует  запрет депутату
   занимать муниципальные должности,  то есть в указанном Федеральном
   законе  имеется  правовой  пробел,  который  восполняется  другими
   нормативными  правовыми  актами,   следовательно,   в  Конституции
   Республики  Карелия  могут содержаться нормы,  регулирующие статус
   депутата  Законодательного  Собрания  Республики  Карелия  (в  том
   числе ограничения, связанные с этой должностью).
       Право   субъекта  Российской  Федерации  устанавливать  своими
   законами  ограничения,   связанные  со  статусом  депутата,  члена
   выборного  органа местного самоуправления,  выборного должностного
   лица местного самоуправления,  также предусмотрено частью 6 статьи
   18  Федерального  закона  "Об общих принципах организации местного
   самоуправления в Российской Федерации", что не противоречит статье
   72 Конституции Российской Федерации,  согласно которой защита прав
   и  свобод  человека  и гражданина,  установление  общих  принципов
   организации  системы  органов  государственной  власти  и местного
   самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации
   и  ее  субъектов,  в  связи с чем они вправе осуществлять по таким
   вопросам собственное правовое регулирование.  Федеральных законов,
   регулирующих  статус  депутата  законодательного  органа  субъекта
   Российской  Федерации  либо  выборного  должностного лица местного
   самоуправления,  за исключением названных,  на сегодняшний день не
   принято.
       При  таком положении суд правильно пришел к выводу о том,  что
   Республика Карелия  вправе  осуществлять правовое регулирование по
   установлению ограничений, связанных со статусом депутата.
       Поскольку  согласно статье 12 Конституции Российской Федерации
   органы   местного   самоуправления  не  входят  в систему  органов
   государственной   власти,   то  Конституция  Российской  Федерации
   устанавливает  прямой  запрет на смешение полномочий государства и
   местного самоуправления.
       Анализ   правовых   норм  свидетельствует  о том,   что  лицо,
   замещающее  государственную  должность,   каким  является  депутат
   законодательного (представительного) органа государственной власти
   субъекта   Российской   Федерации,   не  может  замещать  выборную
   муниципальную должность.
       При  таком  положении  суд  правильно  указал  в решении,  что
   оспариваемые  заявителем  положения Конституции Республики Карелия
   не  противоречат  федеральному  законодательству,  что  нашло свое
   подтверждение  в определениях  Конституционного Суда РФ от 11 июня
   1999 года N 104-О, от 15.05.2001 N 98-О, от 15.11.2001 N 277-О.
       Суд  также  правильно пришел к выводу о том,  что оспариваемые
   положения  части  1 статьи  35  Конституции  Республики Карелия не
   ограничивают  и не ущемляют избирательных прав граждан,  поскольку
   они   распространяются  на  кандидатов,   избранных  депутатами  и
   реализовавших   свои   избирательные  права  в полном  объеме.   В
   кассационной  жалобе  не содержится доводов,  опровергающих выводы
   суда.
       Руководствуясь  ст.   305  ГПК  РСФСР,  Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного  суда  Республики Карелия от 12 марта 2002
   года оставить без изменения,  а кассационную жалобу Максимова М.А.
   - без удовлетворения.
   
                                                 Председательствующий
                                                         Г.В.МАНОХИНА
   
                                                                Судьи
                                                         Т.И.ЕРЕМЕНКО
                                                          Г.В.МАКАРОВ
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz