Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.06.2002] ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ИНСПЕКЦИИ МНС РФ ПО Г. СЕВЕРОМОРСКУ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ВЗЫСКАНИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ С РАЙОННЫМ КОЭФФИЦИЕНТОМ 1,5 УДОВЛЕТВОРЕНЫ ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ВПРАВЕ БЫЛА УСТАНАВЛИВАТЬ РАЙОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ 1,5, А ВЫПЛАТЫ ДОЛЖНЫ ФИНАНСИРОВАТЬСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПОСКОЛЬКУ РАБОТНИКИ ИНСПЕКЦИИ МНС РФ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 13 июня 2002 года
   
                                                    Дело N 34-В02пр-6
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                          Пирожкова В.Н.,
                                                        Толчеева Н.К.
   
       рассмотрела  в судебном  заседании от 13 июня 2002 г.  протест
   заместителя  Генерального  прокурора  РФ  на  определение судебной
   коллегии  по  гражданским  делам  Мурманского областного суда от 1
   августа  2001 г.,  постановление президиума Мурманского областного
   суда от 20 сентября 2001 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Пирожкова  В.Н.,  заключение  прокурора Генеральной прокуратуры РФ
   Гермашевой М.М., поддержавшей протест, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       Осипова Е.П., Колобова Н.А., Сергеева Д.В.  и другие (всего 49
   человек)  обратились  в суд  с иском  к инспекции  Министерства по
   налогам и сборам РФ по ЗАТО г.  Североморск о взыскании заработной
   платы.
       В  обоснование своего иска истцы указали,  что им с 01.01.2001
   по  указанию  Управления  МНС  РФ  по  Мурманской области районный
   коэффициент  к заработной плате стал начисляться и выплачиваться в
   размере 40%,  а не 50%, как было ранее, что противоречит Закону РФ
   "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,  работающих и
   проживающих   в  районах   Крайнего  Севера  и приравненных  к ним
   местностям", Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76
   "О  некоторых  мерах  по социально-экономическому развитию районов
   Севера"   и  Постановлению  администрации  Мурманской  области  от
   27.01.92  N 64,  установившему районный коэффициент в размере 1,5.
   Истцы просили обязать работодателя выплачивать им заработную плату
   с применением районного коэффициента 1,5 и произвести его доплату,
   начиная с 01.01.2001.
       Решением  Североморского городского суда от 15 июня 2001 г.  в
   иске отказано.
       Определением    судебной   коллегии   по   гражданским   делам
   Мурманского  областного  суда  от  1 августа 2001 г.  решение суда
   отменено и принято новое решение, которым инспекция МНС РФ по ЗАТО
   г.  Североморск  обязана  с 01.01.2001  по  01.08.2001  произвести
   истцам  начисление  и выплату  районного коэффициента к заработной
   плате   в размере  1,5,   в  дальнейшем  с 01.08.2001  производить
   начисление   и  выплату   заработной   платы   с учетом  районного
   коэффициента 1,5.
       Постановлением  президиума  Мурманского  областного суда от 20
   сентября 2001 г. отклонен протест прокурора Мурманской области.
       В  протесте  заместителя  Генерального  прокурора  РФ ставится
   вопрос  об  отмене судебных постановлений,  которыми удовлетворены
   требования  истцов, и об  оставлении в силе решения Североморского
   городского суда от 15 июня 2001 г. об отказе в иске.
       Судебная  коллегия  не  находит  оснований  для удовлетворения
   протеста.
       Удовлетворяя   требования   истцов,   судебная   коллегия   по
   гражданским   делам   и  президиум   Мурманского  областного  суда
   правильно  руководствовались Постановлением Совета Министров РСФСР
   от   4  февраля   1991   г.   N   76   "О   некоторых   мерах   по
   социально-экономическому развитию районов Севера" и принятым в его
   исполнение  Постановлением  Администрации Мурманской области от 27
   января 1992 г.  N 64,  которым для рабочих и служащих предприятий,
   организаций  и учреждений,  расположенных на территории Мурманской
   области,   установлен  районный  коэффициент  к заработной  плате,
   равный 1,5.
       Пунктом  13  указанного  выше  Постановления  Совета Министров
   РСФСР  облисполкомам  предоставлено  право  устанавливать районные
   коэффициенты к заработной плате рабочим и служащим.  Во исполнение
   этого  Постановления  администрацией  Мурманской области 27 января
   1992   г.    принято   Постановление,   устанавливающее   районный
   коэффициент к заработной плате, равный 1,5.
       Правильными  являются  выводы  судебной  коллегии и президиума
   Мурманского  областного  суда  и о  том,  что  выплата  средств по
   районному коэффициенту истцам должна производиться за счет средств
   федерального бюджета.
       Вопрос    финансирования    затрат   по   выплатам   районного
   коэффициента  установлен  Постановлением  Правительства  РФ  от  1
   сентября 1992 г.,  согласно которому для учреждений и организаций,
   находящихся  на  бюджетном  финансировании,  выплаты  по  районным
   коэффициентам  производятся  за  счет средств,  предусмотренных по
   сметам на их содержание, а в случае их недостачи - за счет средств
   соответствующих бюджетов.
       Работники  территориальных  органов  налоговой  службы  РФ,  в
   соответствии  с п.  8  Указа  Президента  Российской  Федерации от
   06.03.98,  регулирующего  вопросы денежного содержания федеральных
   государственных   служащих   территориальных  органов  федеральных
   органов  исполнительной  власти,  финансируются  за  счет  средств
   федерального бюджета.
       При   таких   обстоятельствах  судебная  коллегия  и президиум
   Мурманского   областного  суда  пришли  к обоснованному  выводу  о
   законности требований работников налоговой инспекции.
       Основаниями   для  отмены  судебных  постановлений  в протесте
   заместителя Генерального прокурора РФ указывается, в частности, на
   то,   что   администрация   Мурманской   области  не  вправе  была
   устанавливать   районный  коэффициент  1,5,   а  выводы  о выплате
   районного   коэффициента  за  счет  средств  федерального  бюджета
   противоречат действующему законодательству.
       Однако с данными доводами протеста согласиться нельзя.
       Статья  10  Закона  Российской  Федерации  "О  государственных
   гарантиях  и компенсациях  для  лиц,  работающих  и проживающих  в
   районах   Крайнего  Севера  и приравненных  к ним  местностях"  не
   содержит,  как  это  указывается в протесте,  указания на то,  что
   районные коэффициенты могут быть установлены только на федеральном
   уровне.  Как  указывалось  выше,  действующее Постановление Совета
   Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. предоставляет право субъектам
   Российской   Федерации   устанавливать   районные  коэффициенты  к
   заработной плате.
       Анализ  правовых  норм,  на  которых  основаны выводы судебных
   инстанций   о  финансировании   расходов   по   выплате  районного
   коэффициента  за  счет средств федерального бюджета,  позволяет не
   согласиться с доводами протеста в этой части.
       Кроме  того,  те  правовые акты,  на которые делается ссылка в
   протесте (ст.  86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 38
   Федерального  закона  "Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления  в Российской  Федерации"),  не содержат каких-либо
   ограничений,   связанных  с финансированием  расходов  по  выплате
   районных коэффициентов за счет средств федерального бюджета.
       То обстоятельство, что Постановлением администрации Мурманской
   области  от 27 января 1992 г.  предусматривается выплата районного
   коэффициента  за счет средств предприятий и организаций,  не может
   служить  основанием для отмены судебных постановлений,  поскольку,
   как  это  указывалось  выше,  порядок  финансирования  расходов по
   выплате  районных  коэффициентов  был  установлен  на  федеральном
   уровне.
       Судебной коллегией по гражданским делам Мурманского областного
   суда,  постановившей  новое решение об удовлетворении исков,  дана
   оценка  правовым  актам,  регулирующим  указанные  правоотношения,
   президиумом областного суда оставлено в силе законное решение.
       При   таких   обстоятельствах   оснований  для  удовлетворения
   протеста  заместителя Генерального прокурора РФ об отмене судебных
   постановлений по делу не имеется.
       Руководствуясь  ст.   329  ГПК  РСФСР,  Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского
   областного  суда  от  1 августа 2001 г.,  постановление президиума
   Мурманского  областного  суда от 20 сентября 2001 г.  оставить без
   изменения,  протест  заместителя  Генерального  прокурора РФ - без
   удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz