Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.12.2002 N ГКПИ 2002-1291 О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 4 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 18.12.1997 N 1582 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГРАНИЦАХ ЗОН РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                от 23 декабря 2002 г. N ГКПИ 2002-1291
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда
       Российской Федерации                             Зайцева В.Ю.,
       при секретаре                                    Жуковой И.В.,
       с участием прокурора                          Гончаровой Н.Ю.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению   Сафронова   Ю.В.,  Лапшиновой  М.П.,   Ермакова   И.С.,
   Кирилкина  Ф.И.,  Серегиной Р.А., Осипчука  В.В.,  Филатовой  Г.В.,
   Осипчук  А.И.  и  Горбачевой Н.Л. о признании  частично  незаконным
   пункта  4  Постановления Правительства Российской Федерации  от  18
   декабря  1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов,
   находящихся  в  границах зон радиоактивного загрязнения  вследствие
   катастрофы на Чернобыльской АЭС",
   
                              установил:
   
       Жители  пос.  Колонна Хвастовичского района  Калужской  области
   Сафронов  Ю.В.,  Лапшинова  М.П.,  Ермаков  И.С.,  Кирилкин   Ф.И.,
   Серегина  Р.А.,  Осипчук  В.В.,  Филатова  Г.В.,  Осипчук  А.И.   и
   Горбачева  Н.Л. обратились в Верховный Суд Российской  Федерации  с
   заявлением  о  признании частично незаконным пункта 4 Постановления
   Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года  N  1582
   "Об  утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах
   зон    радиоактивного   загрязнения   вследствие   катастрофы    на
   Чернобыльской АЭС" в части исключения населенного пункта,  где  они
   проживают,   из  границ  зоны  проживания  с  льготным   социально-
   экономическим статусом.
       В  обоснование  требований заявители указали, что  оспариваемое
   Постановление Правительства Российской Федерации нарушает их  право
   на  благоприятную окружающую среду, возмещение ущерба, причиненного
   экологическим   нарушением,   и  противоречит   Закону   Российской
   Федерации  "О  социальной защите граждан, подвергшихся  воздействию
   радиации  вследствие  катастрофы на Чернобыльской  АЭС",  поскольку
   радиационное  загрязнение  территории  пос.  Колонна  в   1999   г.
   составило 1,07 Ки/кв. км.
       В  судебном  заседании заявители Осипчук В.В. и Сафронов  Ю.В.,
   представитель   Лапшиновой   М.П.  -  Сухов   В.П.,   представитель
   Кирилкина  Ф.И.  - Гусакова Н.М., представитель Горбачевой  Н.Л.  -
   Шафеев  В.М.  поддержали  заявленные требования  и  просили  об  их
   удовлетворении, ссылаясь на то, что после исключения  пос.  Колонна
   из  зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом они
   лишились   права  на  льготную  пенсию,  на  получение   доплат   к
   заработной плате, на дополнительные отпуска, а также иные льготы  и
   выплаты компенсационного характера.
       Заявители Серегина Р.А., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и  Ермаков
   И.С. в судебное заседание не явились, представив в суд заявление  о
   рассмотрении дела без их участия.
       Представители Правительства Российской Федерации Бублий С.А.  и
   Нечаевская  Е.В. требования заявителей не признали и пояснили,  что
   пос.  Колонна правомерно был исключен из зоны проживания с льготным
   социально-экономическим  статусом,  поскольку   по   состоянию   на
   01.01.1996  плотность загрязнения почв цезием-137  составляла  0,89
   Ки/кв. км.
       Заслушав   объяснения   лиц,   участвующих   в   деле,   и   их
   представителей,   изучив  материалы  дела  и  выслушав   заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Гончаровой
   Н.Ю.,  просившей требования заявителей удовлетворить, суд полагает,
   что  требования  Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова  И.С.  и
   других заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
       Согласно  статье  7 Закона Российской Федерации  "О  социальной
   защите   граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации   вследствие
   катастрофы   на   Чернобыльской   АЭС"   территории,   подвергшиеся
   радиоактивному  загрязнению вследствие катастрофы на  Чернобыльской
   АЭС,  подразделяются  на  следующие  зоны:  зона  отчуждения;  зона
   отселения;  зона проживания с правом на отселение; зона  проживания
   с льготным социально-экономическим статусом.
       Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся  в  них,
   устанавливаются в зависимости от изменения радиационной  обстановки
   и  с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не
   реже чем один раз в пять лет.
       Статьей  11  Закона  Российской Федерации "О социальной  защите
   граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие  катастрофы
   на   Чернобыльской  АЭС"  зона  проживания  с  льготным  социально-
   экономическим   статусом   определяется   как   часть    территории
   Российской  Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны  отселения
   и   зоны   проживания   с   правом  на   отселение   с   плотностью
   радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км.  В
   указанной   зоне   среднегодовая  эффективная  эквивалентная   доза
   облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
       Таким  образом, критерием отнесения населенного пункта  к  зоне
   проживания  с  льготным социально-экономическим  статусом  является
   плотность  радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от  1  до  5
   Ки/кв.  км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения
   населения до 1 мЗв (0,1 бэр).
       В  соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона является
   допустимым  и  не требующим каких-либо вмешательств  дополнительное
   превышение  (над уровнем естественного и техногенного радиационного
   фона  для  данной  местности) облучения населения от  радиоактивных
   выпадений  в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее
   в   1991  году  и  в  последующие  годы  среднегодовую  эффективную
   эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр) в год.
       При  рассмотрении  дела  судом установлено,  что  распоряжением
   Правительства  РСФСР  от 28 декабря 1991 г. N 237-р  был  утвержден
   Перечень    населенных   пунктов,   относящихся    к    территориям
   радиоактивного загрязнения, в котором пос. Колонна  был  включен  в
   зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
       Оспариваемым Постановлением Правительства Российской  Федерации
   от  18 декабря 1997 года N 1582 утвержден новый Перечень населенных
   пунктов,  находящихся  в  границах зон  радиоактивного  загрязнения
   вследствие  катастрофы на Чернобыльской АЭС, где  пос.  Колонна  не
   указан.
       Суд  полагает,  что  пос.  Колонна  неправомерно  был  исключен
   Правительством  Российской Федерации из числа  населенных  пунктов,
   находящихся  в  зоне  проживания с льготным социально-экономическим
   статусом.
       Из   имеющихся   в  материалах  дела  сведений  о  радиационной
   обстановке  в  пос. Колонна следует, что радиоактивное  загрязнение
   почвы  цезием-137 по состоянию на 1 января составляло:  2000  г.  -
   1,07 Ки/кв. км; 2001 г. - 1,04 Ки/кв. км; 2002 г. - 1,1 Ки/кв.  км.
   Данные  сведения  прошли  проверку в НПО "Тайфун"  Росгидромета  по
   результатам   обследований,   прошедших   экспертную    оценку    в
   Межведомственной  экспертной комиссии по радиационному  мониторингу
   окружающей    природной    среды,    утвержденной    Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г.  N  121,  и
   представителями    Правительства    Российской     Федерации     не
   оспариваются.
       Исходя  из этого, суд приходит к выводу о том, что по состоянию
   на  1996  г. уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137  в
   пос.  Колонна  был  определен неверно, так как в  силу  физического
   закона о периоде распада цезия-137 радиационная обстановка в  зонах
   радиоактивного  загрязнения с течением времени, прошедшего  со  дня
   аварии на Чернобыльской АЭС, должна улучшаться, а не ухудшаться.
       При  этом  суд  учитывает, что из материалов дела и  объяснений
   представителей  Правительства  Российской  Федерации  следует,  что
   после   1996   г.   каких-либо   новых  источников   радиоактивного
   загрязнения на территории пос. Колонна не было.
       Поскольку   даже   по   истечении  пяти   лет   после   издания
   оспариваемого  Постановления  Правительства  Российской   Федерации
   уровень  радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в пос. Колонна
   превышает  1,0 Ки/кв. км, действительный уровень такого загрязнения
   в  этом  населенном пункте в 1996 г. не мог быть менее  1,0  Ки/кв.
   км.  В  связи  с  этим не имелось и оснований для  исключения  пос.
   Колонна   из  перечня  населенных  пунктов,  находящихся   в   зоне
   проживания с льготным социально-экономическим статусом.
       Согласно  статье  13 Гражданского кодекса Российской  Федерации
   ненормативный  акт  государственного  органа  или  органа  местного
   самоуправления,  а  в  случаях,  предусмотренных   законом,   также
   нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым  актам
   и  нарушающие  гражданские  права  и  охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического  лица,  могут  быть  признаны   судом
   недействительными.
       С    учетом    вышеизложенного    оспариваемое    Постановление
   Правительства   Российской  Федерации  как  противоречащее   Закону
   Российской  Федерации  "О социальной защите  граждан,  подвергшихся
   воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"  и
   нарушающее  права заявителей на компенсационные выплаты  и  льготы,
   предусмотренные  законодательством,  подлежит  признанию   частично
   незаконным.
       Руководствуясь  ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК  РСФСР,  Верховный
   Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление  Сафронова  Ю.В.,  Лапшиновой  М.П.,  Ермакова  И.С.,
   Кирилкина  Ф.И.,  Серегиной Р.А., Осипчука  В.В.,  Филатовой  Г.В.,
   Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. удовлетворить.
       Признать незаконным и недействующим со дня вступления решения в
   законную   силу  пункт  4  Постановления  Правительства  Российской
   Федерации  от  18  декабря 1997 г. N 1582 "Об  утверждении  Перечня
   населенных  пунктов,  находящихся  в  границах  зон  радиоактивного
   загрязнения  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС"  в  части
   исключения  из Перечня населенных пунктов, находящихся  в  границах
   зоны  проживания с льготным социально-экономическим статусом,  пос.
   Колонна Хвастовичского района Калужской области.
       Решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную   коллегию
   Верховного  Суда Российской Федерации в течение десяти  дней  после
   вынесения решения суда в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz