Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.07.2001 N КАС01-246 О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЖАЛОБЕ СЕМЕНОВА Р.П.

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 26 июля 2001 г. N КАС01-246
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             А.И. Федина,
       членов коллегии                                  В.И. Нечаева,
                                                           Ю.Г. Кебы,
       с участием прокурора                            А.В. Федотовой
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании от 26 июля  2001  г.
   гражданское  дело  по жалобе Семенова Р.П. на  п.  37  Положения  о
   медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел  и  на  п.
   п.  1,  2  и  4  Инструкции по оказанию медицинской  помощи  лицам,
   доставляемым в медицинские вытрезвители, утвержденных Приказом  МВД
   СССР  от  30 мая 1985 г. N 106, по кассационной жалобе Министерства
   внутренних  дел  РФ и кассационному протесту прокурора  Генеральной
   прокуратуры РФ на решение Верховного Суда РФ от 25 мая  2001  года,
   которым жалоба удовлетворена частично: признаны незаконными  пункты
   2   и   4   Инструкции  по  оказанию  медицинской   помощи   лицам,
   доставляемым в медицинский вытрезвитель, утвержденной Приказом  МВД
   СССР  от 30 мая 1985 г. N 106, а в остальной части жалоба оставлена
   без удовлетворения.
       Заслушав   доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ   Федина   А.И.,
   объяснения  представителей МВД РФ Быченковой И.В., Бойцова  М.Н.  и
   Нечаева  И.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,  объяснения
   Семенова  Р.П.,  возражавшего  против  удовлетворения  кассационных
   жалобы  и  протеста, выслушав заключение прокурора Федотовой  А.В.,
   поддержавшей доводы протеста, Кассационная коллегия
   
                              установила:
   
       Приказом  МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106 утверждено Положение
   о  медицинском  вытрезвителе  при  горрайоргане  внутренних  дел  и
   Инструкция  по  оказанию медицинской помощи лицам,  доставляемым  в
   медицинские вытрезвители.
       Семенов  Р.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации  с
   жалобой  о  признании  незаконными п. 37  Положения  о  медицинском
   вытрезвителе  при горрайоргане внутренних дел и  пунктов  1,  2,  4
   Инструкции  по  оказанию медицинской помощи лицам,  доставляемым  в
   медицинские  вытрезвители, ссылаясь на то, что они не соответствуют
   требованиям   федерального  закона  и  нарушают  его   право   быть
   освидетельствованным врачом-наркологом.
       Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
       В  кассационной  жалобе  МВД России и в  кассационном  протесте
   прокурор  Генеральной прокуратуры РФ Гончарова Н.Ю.  ставит  вопрос
   об  отмене судебного решения в части признания незаконными п. п.  2
   и  4  Инструкции,  полагая выводы суда о несоответствии  их  закону
   ошибочными.
       Проверив  материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы  и
   протеста,   Кассационная   коллегия   находит   судебное    решение
   подлежащим  отмене  в  части признания незаконными  п.  п.  2  и  4
   Инструкции по следующим основаниям.
       Согласно  п.  37  Положения  о  медицинском  вытрезвителе   при
   горрайоргане    внутренних   дел   доставленные   на   вытрезвление
   осматриваются  фельдшером и дежурным в присутствии  понятых  одного
   пола  с  доставляемым. Осмотр и оказание медицинской помощи  лицам,
   доставленным    на   вытрезвление,   производятся   фельдшером    в
   соответствии  с Инструкцией по оказанию медицинской  помощи  лицам,
   доставляемым в медицинские вытрезвители.
       Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991  г.  N
   1027-1  "О  порядке  введения в действие Закона РСФСР  "О  милиции"
   Совету  Министров РСФСР поручалось осуществить меры по  передаче  в
   ведение  других органов обязанностей милиции по организации  работы
   медицинских вытрезвителей.
       Во  исполнение  Постановления Верховного  Совета  РСФСР  от  18
   апреля  1991  г.  "О порядке введения в действие  Закона  РСФСР  "О
   милиции" Правительство Российской Федерации издало Постановление  N
   723  от  17 сентября 1992 г., в соответствии с которым на  Минздрав
   России  возложены  обязанности по руководству  работой  медицинских
   вытрезвителей   и  установлено,  что  до  внесения  соответствующих
   изменений   в   действующее   законодательство   и   решения   всех
   организационных   вопросов,  связанных  с  передачей   обязанностей
   милиции   другим  органам,  Министерство  внутренних   дел   России
   продолжает  выполнять функции, указанные в пункте  2  Постановления
   Верховного  Совета  Российской  Федерации  "О  порядке  введения  в
   действие Закона РСФСР "О милиции".
       В  настоящее  время МВД России продолжает выполнять обязанности
   по руководству работой медвытрезвителей.
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 7  декабря
   2000  г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности"
   утверждена структура милиции общественной безопасности,  в  которую
   входят  медицинские  вытрезвители при  органах  внутренних  дел  до
   решения  вопроса  о  передаче обязанностей по  руководству  работой
   медицинских вытрезвителей Минздраву России.
       Согласно  п.  11  ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"  милиции  для
   выполнения  возложенных на нее обязанностей  предоставляется  право
   доставлять  в медицинские учреждения либо в дежурные части  органов
   внутренних  дел и содержать в них до вытрезвления лиц,  находящихся
   в   общественных   местах  в  состоянии  опьянения   и   утративших
   способность  самостоятельно  передвигаться  или  ориентироваться  в
   окружающей  обстановке либо могущих причинить вред  окружающим  или
   себе.
       Пунктом   37   Положения   о   медицинском   вытрезвителе   при
   горрайоргане   внутренних  дел  предусмотрен  осмотр   и   оказание
   медицинской помощи лицам, доставленным на вытрезвление фельдшером.
       Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в
   медицинские   вытрезвители,   в   пункте   1   устанавливает,   что
   медицинский осмотр состоит из:
       - тщательного осмотра состояния кожных покровов;
       - определения частоты и других характеристик пульса;
       - измерения артериального давления;
       - выслушивания сердца и легких;
       - пальпации живота;
       - определения психического и неврологического статусов.
       Приведенные   пункты   Положения  и  Инструкции   суд   признал
   соответствующими  требованиям законодательства об  охране  здоровья
   граждан и не нарушающими прав и свобод граждан.
       В  указанной  части решение Верховного Суда РФ  в  кассационном
   порядке не обжаловано.
       Пункт  2  Инструкции  по  оказанию  медицинской  помощи  лицам,
   доставляемым  в медицинские вытрезвители, предусматривает,  что  на
   основании  изучения  психического, неврологического,  соматического
   состояния  лиц,  доставленных в медицинский вытрезвитель,  фельдшер
   устанавливает  наличие алкогольной или наркотической  интоксикации,
   различных  отравлений, повреждений, заболеваний внутренних  органов
   и  согласно пункту 4 вышеназванной Инструкции при отсутствии у лица
   медицинских  противопоказаний к помещению на вытрезвление  фельдшер
   определяет  степень его алкогольного опьянения и принимает  решение
   о возможности помещения данного лица на вытрезвление.
       Признавая  незаконными приведенные пункты Инструкции, Верховный
   Суд  РФ  сослался  на ст. 44 Федерального закона  "О  наркотических
   средствах  и психотропных веществах", предусматривающую медицинское
   освидетельствование  лиц,  находящихся в  состоянии  наркотического
   опьянения,  в  специально уполномоченных на то органами  управления
   здравоохранения учреждениях здравоохранения.
       Между  тем при разрешении спора в указанной части суд  применил
   норму   закона,  не  подлежащую  применению,  поскольку  оспоренные
   заявителем  пункты  2  и  4  Инструкции  регулируют  не  вопрос   о
   медицинском освидетельствовании лица, в отношении которого  имеются
   достаточные   основания  полагать,  что  оно  больно   наркопатией,
   находится  в  состоянии  наркотического  опьянения  либо  потребило
   наркотическое  средство  или психотропное вещество  без  назначения
   врача  (ст.  44  указанного Закона), а лишь вопрос об  установлении
   фельдшером  наличия  алкогольной  или  наркотической  интоксикации,
   различных  отравлений, повреждений, заболеваний внутренних  органов
   и  при  отсутствии у лица медицинских противопоказаний к  помещению
   на  вытрезвление  об  определении степени его  (лица)  алкогольного
   опьянения  и принятии решения о возможности помещения данного  лица
   на вытрезвление.
       Кроме  того,  в  медвытрезвители в соответствии  с  действующим
   законодательством  могут  доставляться  лишь  лица,  находящиеся  в
   общественных местах в состоянии опьянения и утратившие  способность
   передвигаться  или  ориентироваться в  окружающей  обстановке  либо
   могущие причинить вред окружающим или себе, а находящиеся в  жилище
   -  по  письменному  заявлению проживающих там  граждан,  если  есть
   основания   полагать,  что  поведение  указанных  лиц  представляет
   опасность  для  их  здоровья, жизни и имущества (пункт  11  ст.  11
   Закона  РФ  "О  милиции";  пункты 1 и 18  Положения  о  медицинском
   вытрезвителе).
       Согласно   же   пунктам  26  и  39  Положения   о   медицинском
   вытрезвителе  доставка лиц, находящихся в состоянии  наркотического
   опьянения, в медвытрезвитель категорически запрещена.
       При   таких  обстоятельствах  суд  первой  инстанции   ошибочно
   руководствовался  при разрешении спора ст. 44  Федерального  закона
   "О  наркотических средствах и психотропных веществах",  которая  не
   применима   к   рассматриваемому  вопросу,  поскольку   обязанность
   фельдшера  установить  наличие  наркотической  интоксикации   имеет
   своей  целью  лишь  выявить противопоказания  к  помещению  лица  в
   медвытрезвитель  и  не имеет отношения к регулированию  вопросов  в
   области оказания наркологической помощи больным наркоманией.
       Признавая  незаконными  пункты 2 и  4  Инструкции,  суд  первой
   инстанции также ошибочно руководствовался пунктом 19 ст. 11  Закона
   РФ "О милиции".
       Основания   для  помещения  лица  в  медицинский   вытрезвитель
   предусмотрены  п.  11 ст. 11 данного Закона, и именно  этой  нормой
   следовало суду руководствоваться при разрешении спора.
       Пунктом же 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции" (которому, по мнению
   суда  первой  инстанции,  противоречат п.  п.  2  и  4  Инструкции)
   предусмотрена  необходимость направления в  медицинские  учреждения
   для  установления факта алкогольного опьянения иных категорий  лиц,
   подозреваемых   в   совершении   правонарушений,   если   результат
   освидетельствования  необходим для подтверждения  или  опровержения
   факта   правонарушения  или  объективного   рассмотрения   дела   о
   правонарушении.
       Как  указано  выше, освидетельствование на предмет установления
   состояния  алкогольного опьянения и показаний к  помещению  лица  в
   медвытрезвитель проводится фельдшером медвытрезвителя совершенно  в
   иных  (не  предусмотренных  п. 19 ст. 11  Закона  РФ  "О  милиции")
   целях.
       Оспоренные  заявителем пункты 2 и 4 не противоречат требованиям
   закона и не нарушают права и свободы граждан.
       При  этом Кассационная коллегия учитывает и наличие вступившего
   в  законную силу решения Верховного Суда РФ от 2 апреля  1999  года
   по   жалобе  Ландо  А.С.,  которым  признан  необоснованным   довод
   заявителя  о  том, что закон вообще не предусматривает деятельность
   медицинских  вытрезвителей,  а якобы предписывает  доставлять  лиц,
   находящихся  в  состоянии опьянения, в медицинские учреждения  либо
   дежурные части милиции.
       По  изложенным  мотивам вынесенное по делу судебное  решение  в
   части признания незаконными пунктов 2 и 4 Инструкции не может  быть
   признано законным и подлежит отмене.
       Поскольку   обстоятельства,   имеющие   значение   для    дела,
   установлены  на основании имеющихся материалов, а при применении  к
   возникшему   спору  суд  применил  норму  закона,   не   подлежащую
   применению, неправильно истолковав ее, и не применил норму  закона,
   подлежащую применению, Кассационная коллегия находит возможным,  не
   передавая  дело  на новое рассмотрение, вынести  новое  решение  об
   отказе  в  удовлетворении  жалобы  заявителя  на  пункты  2   и   4
   Инструкции.
       Руководствуясь п. 4 ст. 305, п. 4 ст. 306 и п. п. 1, 2 и 3  ст.
   307 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Российской Федерации от  25  мая  2001
   года  в  части  признания незаконными пунктов 2 и 4  Инструкции  по
   оказанию  медицинской  помощи  лицам,  доставляемым  в  медицинский
   вытрезвитель, утвержденной Приказом МВД СССР от 30 мая  1985  г.  N
   106, отменить.
       Вынести  новое  решение  в  указанной части,  которым  Семенову
   Радимиру Петровичу отказать в удовлетворении жалобы на пункты  2  и
   4 Инструкции.
       В  остальной  части решение Верховного Суда РФ от 25  мая  2001
   года оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                             А.И.ФЕДИН
   
                                                        Члены коллегии
                                                            В.И.НЕЧАЕВ
                                                              Ю.Г.КЕБА
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz