Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N КАС03-183 ОТ 29.05.2003 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ П. 11 "ПРАВИЛ УЧЕТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОДЛЕЖАЩИХ УВОЛЬНЕНИЮ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАПАС ИЛИ В ОТСТАВКУ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОЛУЧЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЛИ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ В ИЗБРАННОМ ПОСТОЯННОМ МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА" ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 29 мая 2003 г. N КАС03-183
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,
                                                   Петроченкова А.Я.,
       с участием прокурора                              Грубого И.А.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании 29  мая  2003  года
   гражданское дело по жалобе К. о признании незаконным п. 11  "Правил
   учета  военнослужащих, подлежащих увольнению с  военной  службы,  и
   граждан,  уволенных  с  военной службы в запас  или  в  отставку  и
   службы  в  органах  внутренних дел, нуждающихся в  получении  жилых
   помещений  или  улучшении жилищных условий в  избранном  постоянном
   месте   жительства",   утвержденных  Постановлением   Правительства
   Российской  Федерации  "О порядке учета военнослужащих,  подлежащих
   увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной  службы
   в  запас  или  в  отставку  и  службы  в  органах  внутренних  дел,
   нуждающихся  в  получении жилых помещений  или  улучшении  жилищных
   условий  в  избранном постоянном месте жительства"  от  6  сентября
   1998  года  N  1054,  по кассационной жалобе заявителя  на  решение
   Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Петроченкова А.Я. и заключение прокурора Грубого И.А.,  полагавшего
   кассационную  жалобу  не  подлежащей  удовлетворению,  Кассационная
   коллегия
   
                              установила:
   
       К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой,  в
   которой  поставил вопрос о признании незаконным п. 11 вышеуказанных
   Правил,    поскольку    оспариваемым   нормативно-правовым    актом
   нарушаются его конституционные права и свободы, закрепленные в  ст.
   7  Всеобщей  декларации прав и свобод человека от 10  декабря  1948
   года, ч. 2 ст. 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина  от
   22 ноября 1991 года, ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, п. 1 ст.  3
   Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" от  27  мая  1998
   года  N  76-ФЗ.  Кроме  того,  по мнению  К.,  оспариваемой  нормой
   нарушается его право на жилье, продекларированное в ч.  ч.  1  и  2
   ст.  40  Конституции РФ и п. п. 1 и 8 ст. 15 Закона РФ  "О  статусе
   военнослужащих",    согласно   которым   государство    гарантирует
   военнослужащим  предоставление  жилых  помещений,  в  том  числе  с
   учетом   права  на  дополнительную  площадь.  При  этом   заявитель
   обращает   внимание   на  то,  что  данная  норма   закона   лишает
   военнослужащих,  имеющих  жилье по установленным  нормам,  улучшить
   жилищные  условия и реализовать свое право на дополнительную  жилую
   площадь.
       Решением  Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта  2003
   года К. отказано в удовлетворении жалобы.
       В  кассационной  жалобе  заявитель  просит  об  отмене  решения
   Верховного  Суда РФ, ссылаясь на его незаконность. По  его  мнению,
   оспариваемый  нормативно-правовой акт в  том  смысле,  который  ему
   придается  сложившейся правоприменительной практикой, нарушает  его
   право  на  жилье, а также основные права и свободы, предусмотренные
   ст.  ст. 2, 15, 19, ч. ч. 1 и 2, 35, ч. ч. 1 и 2, 40, ч. ч. 1 и  2,
   ст. 55 Конституции Российской Федерации.
       Рассмотрев   материалы  дела  и  доводы  кассационной   жалобы,
   Кассационная  коллегия находит ее не подлежащей  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       Согласно  ст. 39 ЖК РСФСР, сверх нормы жилой площади  отдельным
   категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь,  а
   порядок  и условия предоставления этой дополнительной жилой площади
   устанавливается    действующим   законодательством.    Определенным
   категориям  военнослужащих,  в  качестве  льготы,  также  разрешено
   получать дополнительную жилую площадь. Так, на основании п.  8  ст.
   15  Федерального  закона  РФ "О статусе военнослужащих"  офицеры  в
   воинских  званиях полковник, ему равном и выше, проходящие  военную
   службу  по  контракту, занимающиеся научной либо  преподавательской
   деятельностью,  имеющие  ученые степени или  ученые  звания,  имеют
   право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером  не
   менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
       Данная  норма  позволяет вышеназванным военнослужащим  получать
   дополнительную  площадь,  помимо  социальной  нормы,  установленной
   законодательством  субъектов  Российской  Федерации,  но   она   не
   является  основанием  для признания военнослужащего  нуждающимся  в
   улучшении  жилищных  условий,  так  как  эти  вопросы  регулируются
   только  жилищным законодательством, о чем прямо указано  в  ст.  15
   Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих".
       Так,  статья 28 ЖК РСФСР определяет, что правом на получение  в
   пользование   жилого   помещения  в  домах   государственного   или
   общественного  жилищных фондов наделены граждане,  в  установленном
   законом   порядке  признанные  нуждающимися  в  улучшении  жилищных
   условий.   Исчерпывающий  перечень  оснований   признания   граждан
   нуждающимися в улучшении жилищных условий приведен в статье  29  ЖК
   РСФСР.
       В  жилищном  законодательстве  не  имеется  нормы,  позволяющей
   признавать  граждан  нуждающимися  в  улучшении  жилищных   условий
   только  на  том  основании, что они не имеют  дополнительной  жилой
   площади  при наличии на нее права. Право на дополнительную  площадь
   может  быть реализовано при предоставлении жилья в случае признания
   гражданина  нуждающимся в улучшении жилищных условий на основаниях,
   предусмотренных ст. 29 ЖК РСФСР.
       Что  же  касается  действий Правительства РФ, то  оно,  издавая
   оспариваемое  Постановление,  действовало  в  пределах  полномочий,
   предоставленных законодательством Российской Федерации.
       В  соответствии  с  ч.  3  ст.  40  Конституции  РФ  гражданам,
   нуждающимся  в  улучшении жилищных условий, жилище  предоставляется
   бесплатно  или за доступную плату из государственных, муниципальных
   и  других  жилищных фондов в соответствии с установленными  законом
   нормами.  Статьей  13  Закона РФ "Об основах  федеральной  жилищной
   политики"  от  24  декабря  1992 года  N  4218-1  установлено,  что
   порядок  и  условия  предоставления жилого  помещения  по  договору
   найма   гражданам,   нуждающимся  в  улучшении  жилищных   условий,
   определяют  органы  государственной власти и управления  Российской
   Федерации,   субъектов  Российской  Федерации  в   соответствии   с
   существующей  очередью на улучшение жилищных  условий,  а  также  с
   учетом  льгот  по  предоставлению  жилых  помещений,  установленных
   органами  государственной власти и управления Российской  Федерации
   и  республик  в  составе Российской Федерации (в ред.  Федерального
   закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ).
       В  соответствии  со  ст. 115 Конституции  Российской  Федерации
   Правительство   РФ   на  основании  и  во  исполнение   Конституции
   Российской  Федерации,  федеральных  законов,  нормативных   указов
   Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает  их
   исполнение.
       Таким  образом,  Правительство Российской  Федерации  в  рамках
   указанной  конституционной нормы и ст. 13  Закона  РФ  "Об  основах
   федеральной    жилищной    политики",   принимая    соответствующее
   Постановление,  утвердило Правила учета военнослужащих,  подлежащих
   увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной  службы
   в  запас  или  в  отставку  и  службы  в  органах  внутренних  дел,
   нуждающихся  в  получении жилых помещений  или  улучшении  жилищных
   условий в избранном постоянном месте жительства.
       С  учетом изложенного, требования К. о признании незаконным  п.
   11 оспариваемых Правил удовлетворению не подлежат.
       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Российской Федерации от 4  марта  2003
   года  оставить  без  изменения,  а кассационную  жалобу  К.  -  без
   удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz