Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.05.2004 N ВКПИ04-42 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПУНКТА 24 "ПРИМЕРНЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В РСФСР", УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВМИНА РСФСР ОТ 31.07.1984 N 335, И ПУНКТА 19 "ПОЛОЖЕНИЯ О ЛЬГОТАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ВОЕННООБЯЗАННЫХ, И ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОИНСКОЙ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                     от 20 мая 2004 г. N ВКПИ04-42
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в лице
   
       председательствующего по делу - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации
       генерал-лейтенанта юстиции                    Пархомчука Ю.В.,
       при судебном секретаре майоре                  Пилипчуке А.А.,
       с участием представителя ответчика
       от Правительства Российской Федерации          Тараскина В.И.,
       военного прокурора управления
       Главной военной прокуратуры
       полковника                                     Белоусова Е.И.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  М.  о признании незаконными и недействующими  пункта  24
   "Примерных  правил учета граждан, нуждающихся в улучшении  жилищных
   условий,  и  предоставления жилых помещений в РСФСР",  утвержденных
   Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года  N  335,
   а   также  пункта  19  "Положения  о  льготах  для  военнослужащих,
   военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы  в  отставку,  и
   их  семей", утвержденного Постановлением Совета Министров  СССР  от
   17 февраля 1981 года N 193,
   
                              установил:
   
       М.   обратился   в   Верховный  Суд  Российской   Федерации   с
   вышеуказанным  заявлением  и считает, что  обжалованные  им  пункты
   указанных  "Примерных  правил..." и  "Положения  о  льготах...",  в
   которых   предусмотрено  первоочередное,  но   не   менее   чем   в
   трехмесячный  срок со дня прибытия к месту жительства,  обеспечение
   перечисленных    в    указанных   нормативных    актах    категорий
   военнослужащих  жилой  площадью, что  препятствует  реализации  его
   права  как  участника  боевых действий на первоочередное  получение
   жилого  помещения в г. Сызрани, где он в установленном порядке  был
   поставлен  на  учет  как нуждающийся в улучшении  жилищных  условий
   после увольнения его в 1994 году с действительной военной службы  в
   запас с выслугой свыше 10-ти лет.
       Заявитель  считает,  что п. 24 "Примерных правил..."  и  п.  19
   "Положения  о льготах..." не соответствуют ст. 115 Конституции  РФ,
   ст.  15  Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ  от
   27 мая 1998 г., ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР, а также пп. 3 п.  1
   ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
       В  связи  с этим М. просит признать указанные пункты обжалуемых
   им  нормативных  актов незаконными и недействующими  с  11  февраля
   1993  года, т.е. со дня опубликования Закона РФ от 22.01.93 N 4338-
   1 "О статусе военнослужащих".
       Судебное  заседание  проводилось  без  участия  М.,  который  в
   письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
       Представитель Правительства РФ Тараскин В.И., действовавший  на
   основании  поручения Правительства РФ N 2655п-ШО от 23 апреля  2004
   года  и  доверенности  N  38  от 20 мая  2004  г.,  против  доводов
   заявителя  возражал  и  просил  суд  требования  М.  оставить   без
   удовлетворения.
       Исследовав  материалы  дела, выслушав объяснения  представителя
   ответчика  и  заключение прокурора, полагавшего жалобу М.  признать
   необоснованной  и  не подлежащей удовлетворению,  Военная  коллегия
   Верховного  Суда  РФ  находит требования заявителя  не  подлежащими
   удовлетворению по следующим основаниям.
       Оспариваемые заявителем пункты "Примерных правил учета граждан,
   нуждающихся  в  улучшении жилищных условий, и предоставления  жилых
   помещений  в  РСФСР", утвержденных Постановлением Совета  Министров
   РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, а также "Положения о льготах  для
   военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской  службы
   в  отставку,  и  их  семей",  утвержденного  Постановлением  Совета
   Министров  СССР  от  17  февраля 1981 года N  193,  предусматривают
   обеспечение  жилой  площадью  военнослужащих  сверхсрочной  службы,
   прапорщиков,  мичманов и лиц офицерского состава  Вооруженных  Сил,
   уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту  или
   по  сокращению  штатов,  в  первую  очередь.  При  этом  указанными
   нормативными  актами  предусмотрено также,  что  обеспечение  жилой
   площадью   военнослужащих  сверхсрочной   службы,   прапорщиков   и
   мичманов  в  указанном порядке производится при условии,  если  они
   находились   на   действительной  военной  службе   не   менее   20
   календарных лет.
       В  соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, на
   которую   ссылается  заявитель  в  обоснование  своих   требований,
   Правительство   РФ   на  основании  и  во  исполнение   Конституции
   Российской  Федерации,  федеральных  законов,  нормативных   указов
   Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает  их
   исполнение.
       В рамках указанной конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ "Об
   основах  федеральной  жилищной политики" Правительством  Российской
   Федерации  Постановлением N 1054 от 6 сентября 1998 года утверждены
   "Правила  учета  военнослужащих, подлежащих  увольнению  с  военной
   службы,  и  граждан,  уволенных с военной  службы  в  запас  или  в
   отставку   и  службы  в  органах  внутренних  дел,  нуждающихся   в
   получении   жилых  помещений  или  улучшении  жилищных  условий   в
   избранном постоянном месте жительства". Пункт 8 указанных  "Правил"
   устанавливает,  что  граждане, уволенные с  военной  службы,  имеют
   право  на получение жилых помещений или улучшение жилищных  условий
   на   льготных  основаниях  в  соответствии  с  Законом  "О  статусе
   военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами.
       Согласно  ст.  33  ЖК  РСФСР  жилые  помещения  предоставляются
   гражданам,  состоящим  на учете нуждающихся  в  улучшении  жилищных
   условий,  в порядке очередности, исходя из времени принятия  их  на
   учет  и  включения в списки на получение жилых помещений. Граждане,
   имеющие  право  на  первоочередное  и  внеочередное  предоставление
   жилых помещений, включаются в отдельные списки.
       В  соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального  закона  "О
   статусе   военнослужащих"   N   76-ФЗ   от   27   мая   1998   года
   военнослужащие,  проходящие  военную  службу  по  контракту,  общая
   продолжительность  военной  службы  которых  составляет  20  лет  и
   более,  не  обеспеченные  на  момент увольнения  с  военной  службы
   жилыми  помещениями, не могут быть исключены  без  их  согласия  из
   списков  очередников  на  получение жилых помещений  по  последнему
   перед  увольнением  месту  военной службы и  обеспечиваются  жилыми
   помещениями   в  соответствии  с  настоящим  Федеральным   законом,
   федеральными    законами   и   иными   нормативными    актами,    а
   военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной  службы  10
   лет  и  более,  при увольнении с военной службы по  достижении  ими
   предельного  возраста  пребывания на военной службе,  по  состоянию
   здоровья  или  в  связи с организационно-штатными  мероприятиями  и
   члены  их  семей  при перемене места жительства не  позднее  чем  в
   трехмесячный  срок  со дня прибытия на избранное  место  жительства
   обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми  помещениями
   по  установленным  нормам,  в  том числе  за  счет  государственных
   жилищных  сертификатов  на  приобретение  и  строительство   жилья,
   обеспечиваемых   средствами  из  федерального  бюджета,   а   также
   внебюджетных источников финансирования.
       Подпунктом  3  пункта  1  статьи  16  Федерального  закона   "О
   ветеранах"  от  12  января  1995 года  N  5-ФЗ  предусмотрено,  что
   ветераны   боевых   действий,  нуждающиеся  в  улучшении   жилищных
   условий,  имеют  право на первоочередное бесплатное  предоставление
   жилых  помещений в домах государственного и муниципального жилищных
   фондов.
       Анализ  приведенных норм свидетельствует, что  ветераны  боевых
   действий  обладают равными правами на получение жилья  на  льготных
   условиях.  Вопреки утверждению заявителя оспариваемые  им  правовые
   нормы  не  находятся  в  противоречии  с  положениями  Федерального
   закона  "О  статусе  военнослужащих",  Жилищного  кодекса  РСФСР  и
   Федерального закона "О ветеранах".
       При  этом  предоставление  жилых  помещений  в  соответствии  с
   Федеральным законом "О ветеранах" обуславливает отдельный  механизм
   реализации  права  ветеранов боевых действий на получение  жилья  в
   первую   очередь,  чему  не  препятствуют  оспариваемые  заявителем
   пункты  "Примерных  правил учета граждан, нуждающихся  в  улучшении
   жилищных  условий,  и предоставления жилых помещений  в  РСФСР",  а
   также  "Положения  о льготах для военнослужащих, военнообязанных  и
   лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей".
       Согласно  исследованному в суде распоряжению  Администрации  г.
   Сызрани  от  16 января 2003 г. N 46р М. восстановлен в  очереди  на
   улучшение  жилищных  условий по первоначальной дате  постановки  на
   учет  с  20 июля 1994 года по общему списку за N 1105а и по  списку
   первоочередников   за  N  52а  как  участник  боевых   действий   в
   Афганистане.
       Придя   к   выводу,  что  оспариваемые  заявителем   нормы   не
   противоречат  Федеральному  закону "О  статусе  военнослужащих"  об
   определении    льготной    категории   граждан,    которым    жилье
   предоставляется  в  трехмесячный срок,  а  также  нормам  Жилищного
   кодекса  РСФСР  о составлении отдельных списков из лиц,  обладающих
   равными  льготами на предоставление жилых помещений, Верховный  Суд
   РФ  находит  утверждение  М.  о том,  что  упомянутые  нормы  якобы
   препятствуют  в реализации его права как участника боевых  действий
   на  первоочередное  получение жилого помещения,  необоснованным,  в
   связи с чем его жалоба удовлетворению не подлежит.
       Руководствуясь требованиями ст. ст. 194, 195 - 198, 199, 252  -
   253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
   
                                решил:
   
       в   удовлетворении   жалобы  М.  о  признании   незаконными   и
   недействующими   пункта   24  "Примерных  правил   учета   граждан,
   нуждающихся  в  улучшении жилищных условий, и предоставления  жилых
   помещений  в  РСФСР", утвержденных Постановлением Совета  Министров
   РСФСР  от  31 июля 1984 года N 335, а также пункта 19 "Положения  о
   льготах  для  военнослужащих, военнообязанных и  лиц,  уволенных  с
   воинской   службы   в   отставку,  и   их   семей",   утвержденного
   Постановлением  Совета Министров СССР от 17  февраля  1981  года  N
   193, отказать.
       Решение   может  быть  обжаловано  в  кассационном  порядке   в
   Кассационную  коллегию  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
   течение  десяти дней со дня принятия судом решения в  окончательной
   форме.
   
                                          Председательствующий по делу
                                                         Ю.В.ПАРХОМЧУК
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz