Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.08.2003 ПО ДЕЛУ N 3-10/2003 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ С МОМЕНТА ИЗДАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.06.2002 N 94

По состоянию на ноябрь 2007 года
     Ленинградский областной суд
                 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 12 августа 2003 г. N 3-10/2003
   
                      Именем Российской Федерации
   
        Судебная коллегия   по   гражданским   делам   Ленинградского
   областного  суда  в  составе:  председательствующего  - судьи Ерку
   Т.А.,  с участием прокурора Бородина А.М.,  при секретаре Пушкиной
   О.В.,
        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  по
   заявлению заместителя Генерального прокурора Российской  Федерации
   об оспаривании постановления Правительства  Ленинградской  области
   от 10 июня 2002 года N  94  "Об  утверждении  структуры,  штатного
   расписания и Положения о  комитете  государственного  контроля  за
   ценообразованием   и   оборотом   алкогольной,   табачной,    иной
   подакцизной продукции Ленинградской области", установила:
   
        Заместитель Генерального   прокурора   Российской   Федерации
   обратился в Ленинградский областной суд с заявлением  о  признании
   противоречащим    федеральному    законодательству,    а    потому
   недействующим  с  момента  издания   постановления   Правительства
   Ленинградской  области  от  10 июня 2002 года N 94 "Об утверждении
   структуры,   штатного   расписания   и   Положения   о    комитете
   государственного   контроля   за   ценообразованием   и   оборотом
   алкогольной,  табачной,  иной подакцизной продукции  Ленинградской
   области",    указывая,    что   принятие   данного   постановления
   Правительством,   а   не   Губернатором   Ленинградской    области
   противоречит  части  1 статьи 5 Федерального закона "О защите прав
   юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  при  проведении
   государственного  контроля  (надзора)",  в  соответствии с которой
   определение органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
   Федерации,  уполномоченных на проведение государственного контроля
   (надзора),  установление их организационной структуры, полномочий,
   функций  и  порядка деятельности осуществляются высшим должностным
   лицом  субъекта  Российской   Федерации   (руководителем   высшего
   исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской
   Федерации).
        В судебном  заседании  представитель  прокурора  Бородин А.М.
   заявление поддержал.
        Представитель Правительства   и   Губернатора   Ленинградской
   области Уткин М.Ю.  с заявлением прокурора не согласен,  указывая,
   что  в  соответствии со ст.  21 ФЗ "Об общих принципах организации
   законодательных  (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти субъектов Российской Федерации" к основным
   полномочиям высшего исполнительного органа государственной  власти
   субъекта  Российской Федерации относится формирование иных органов
   исполнительной власти субъектов РФ,  к которым  относится  комитет
   государственного   контроля   за   ценообразованием   и   оборотом
   алкогольной,  табачной,  иной подакцизной продукции  Ленинградской
   области.  Утверждение  Положения  о  данном   комитете   полностью
   соответствует требованиям указанного выше Федерального  закона,  а
   также  Устава  Ленинградской  области.  Губернатор   Ленинградской
   области,  будучи   высшим   должностным   лицом   области,   также
   возглавляет   областное   Правительство.   Подписав   оспариваемое
   постановление, он реализовал полномочия, предоставленные  ему  как
   Федеральным    законом    "Об    общих    принципах    организации
   законодательных  (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов  Российской  Федерации",  Уставом
   Ленинградской области, так и ч. 1 ст.  5  Федерального  закона  "О
   защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  при
   проведении государственного контроля (надзора)", которая гласит об
   осуществлении определенных  полномочий  высшим  должностным  лицом
   субъекта Российской Федерации, однако не содержит указания на  то,
   в форме какого нормативного правового акта могут быть  реализованы
   эти полномочия. Губернатор Ленинградской области не  считает,  что
   его компетенция  при  принятии  оспариваемого  постановления  была
   нарушена.
        Выслушав объяснения  и  заключение  представителя заместителя
   Генерального  прокурора  Российской   Федерации   Бородина   А.А.,
   представителя  Правительства  и  Губернатора Ленинградской области
   Уткина  М.Ю.,   изучив   положения   федерального   и   областного
   законодательства,     исследовав     и    оценив    представленные
   доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
        10 июня 2002 года Правительством Ленинградской области издано
   постановление N 94 "Об утверждении структуры,  штатного расписания
   и    Положения    о    комитете   государственного   контроля   за
   ценообразованием   и   оборотом   алкогольной,   табачной,    иной
   подакцизной    продукции    Ленинградской    области".   Указанное
   постановление подписано Губернатором Ленинградской области.
        Согласно п.  1 ст.  4 Устава Ленинградской области управление
   областью  осуществляется:  Губернатором   Ленинградской   области,
   Правительством   Ленинградской   области,   федеральными  органами
   государственной власти,  отраслевыми и  территориальными  органами
   исполнительной  власти  Ленинградской области,  входящими в состав
   Администрации    Ленинградской    области,    органами    местного
   самоуправления    и    органами   территориального   общественного
   самоуправления.
        Пунктом 7 ст.  4 Устава предусмотрено,  что отраслевые органы
   исполнительной власти  создаются  для  регулирования  общественных
   отношений  в  конкретной  сфере  и  действуют  на  всей территории
   Ленинградской  области.   Их   компетенция,   структура,   штатное
   расписание устанавливаются Правительством Ленинградской области.
        В соответствии с п.  1 ст. 18 Устава Губернатор Ленинградской
   области  является высшим должностным лицом Ленинградской области и
   возглавляет Правительство Ленинградской области.
        Ст. 38  Устава  среди  полномочий Правительства Ленинградской
   области указывает на формирование им иных  органов  исполнительной
   власти  Ленинградской  области  (пункт 5).  Пункт 3 ст.  40 Устава
   указывает,  что отраслевой орган исполнительной  власти  создается
   постановлением  Правительства  Ленинградской  области  в  порядке,
   определенном федеральным законодательством.
        Основным Федеральным   законом,   предусматривающим   порядок
   формирования органов государственной власти  субъектов  Российской
   Федерации,   является   ФЗ   "Об   общих   принципах   организации
   законодательных  (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти   субъектов   Российской   Федерации".   В
   соответствии с п. "г" ст. 21 данного закона высший  исполнительный
   орган  государственной  власти   субъекта   Российской   Федерации
   формирует иные органы исполнительной  власти  субъекта  Российской
   Федерации.
        Таким образом,   утверждение   Правительством    как   высшим
   исполнительным   органом   государственной   власти  Ленинградской
   области   структуры,  штатного расписания и Положения  о  комитете
   государственного   контроля   за   ценообразованием   и   оборотом
   алкогольной,  табачной,  иной подакцизной продукции  Ленинградской
   области,   являющемся  отраслевым  органом  исполнительной  власти
   Ленинградской   области,   полностью   соответствует    положениям
   Федерального    закона    "Об    общих    принципах    организации
   законодательных  (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов  Российской Федерации" и Устава
   Ленинградской области.
        Федеральный закон   "О   защите   прав   юридических   лиц  и
   индивидуальных предпринимателей  при  проведении  государственного
   контроля  (надзора)" не регулирует систему органов государственной
   власти субъектов Российской Федерации,  а направлен на защиту прав
   юридических  лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении
   федеральными    органами    исполнительной    власти,     органами
   исполнительной     власти     субъектов    Российской    Федерации
   государственного контроля (надзора).  Часть  1  ст.  5  указанного
   закона, гласящая  о  том,  что  определение органов исполнительной
   власти   субъектов   Российской   Федерации,   уполномоченных   на
   проведение  государственного  контроля (надзора),  установление их
   организационной   структуры,   полномочий,   функций   и   порядка
   деятельности  осуществляются  высшим  должностным  лицом  субъекта
   Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации), не содержит
   запрета  на   осуществление   этих   полномочий   путем   принятия
   соответствующего  нормативного  акта в форме постановления высшего
   исполнительного    органа    субъекта    Российской     Федерации,
   возглавляемого   высшим   должностным  лицом  субъекта  Российской
   Федерации,  который в Ленинградской области одновременно  является
   руководителем областного Правительства.
        Как следует  из  объяснений  представителя  Правительства   и
   Губернатора Ленинградской области Уткина М.Ю.,  Губернатор области
   Сердюков В.П., подписавший оспариваемое постановление, не считает,
   что в результате его принятия Правительством Ленинградской области
   нарушена компетенция Губернатора   как высшего  должностного  лица
   Ленинградской области, а потому не считает нужным  воспользоваться
   правом его обжалования в соответствии с п. 2 ст. 251 ГПК РФ.
        Проанализировав положения     федерального    и    областного
   законодательства,  суд приходит к выводу о том,  что  оспариваемое
   прокурором     постановление    не    противоречит    федеральному
   законодательству.   Кроме   того,   прокурором   не   представлено
   доказательств,  подтверждающих,  что в результате применения этого
   нормативного правового акта при проведении органами исполнительной
   власти Ленинградской области государственного  контроля  (надзора)
   могут  быть  нарушены  права  юридических  лиц  и   индивидуальных
   предпринимателей, на защиту которых направлен Федеральный закон "О
   защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  при
   проведении государственного контроля (надзора)".
        Суд также   считает   необходимым  учесть,  что  оспариваемый
   прокурором   нормативный   правовой   акт,   принятый   в    форме
   постановления Правительства Ленинградской области, подписан высшим
   должностным лицом Ленинградской области - Губернатором,  который в
   соответствии  с  областным  Уставом  также  является руководителем
   Правительства области. В соответствии с п. 2 ст. 251 ГПК РФ высшее
   должностное  лицо  субъекта Российской Федерации,  считающее,  что
   принятым и  опубликованным  в  установленном  порядке  нормативным
   правовым актом нарушена его компетенция, вправе обратиться в суд с
   заявлением о признании нормативного правового акта  противоречащим
   закону.  Губернатор  Ленинградской  области  не  считает,  что его
   компетенция нарушена в результате принятия Правительством  области
   указанного выше постановления.
        Исследовав и  оценив  представленные   участниками   процесса
   доказательства,   суд  находит,  что  постановление  Правительства
   Ленинградской области от 10 июня 2002 года N  94  "Об  утверждении
   структуры,    штатного   расписания   и   Положения   о   комитете
   государственного   контроля   за   ценообразованием   и   оборотом
   алкогольной,  табачной,  иной  подакцизной продукции Ленинградской
   области"  не  противоречит   федеральному   закону   или   другому
   нормативному правовому акту,  имеющим большую юридическую силу,  а
   потому в удовлетворении заявления прокурору должно быть отказано.
        На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК
   РФ, судебная коллегия решила:
        В удовлетворении заявления заместителю Генерального прокурора
   Российской Федерации отказать.
        Решение может быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации  в  течение  10  дней путем подачи кассационной жалобы и
   кассационного представления через Ленинградский областной суд.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz