Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.04.2003 ПО ДЕЛУ N 3-54/2003 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ АБЗАЦА 3 СТАТЬИ 3 И ПУНКТА 4 СТАТЬИ 5 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА ОТ 22.07.1997 N 24-ОЗ "ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
     Ленинградский областной суд
                 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 21 апреля 2003 г. N 3-54/2003
   
                      Именем Российской Федерации
   
        Судебная коллегия   по   гражданским   делам   Ленинградского
   областного суда в составе председательствующего судьи Ерку Т.А., с
   участием прокурора Лисиченко Н.Д., при секретаре Макаричевой Е.С.,
        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  по
   заявлению прокурора Ленинградской области об оспаривании отдельных
   положений областного  закона  "Об  инвестиционной  деятельности  в
   Ленинградской области", установила:
   
        Прокурор Ленинградской  области  обратился  в   Ленинградский
   областной   суд   с   заявлением   о   признании   противоречащими
   федеральному законодательству, а потому недействующими, статьи  3,
   пунктов  3  и  4  статьи 5,  пункта 2 статьи 6 и пункта 3 статьи 9
   областного закона N 24-оз от  22 июля  1997 г. "Об  инвестиционной
   деятельности   в   Ленинградской   области"   (с   изменениями   и
   дополнениями на 26 марта 2001 года). Впоследствии от требований  о
   признании недействующими пункта 3 статьи 5, статьи 6  и  пункта  3
   статьи 9 указанного закона представитель прокуратуры отказался,  и
   производство по делу в этой части прекращено.
        В обоснование  уточненного  заявления  прокурор  указал,  что
   статья 3 областного закона, определяющая, что инвесторами являются
   юридические  лица,  осуществляющие   инвестирование   в   развитие
   промышленности,   стройиндустрии,  сельского  хозяйства,  туризма,
   услуг транспорта и связи на  территории  Ленинградской  области  и
   заключившие  с  Ленинградской  областью  соответствующий  договор,
   противоречит пункту 2 статьи 4 Федерального закона  от  25.02.1999
   "Об    инвестиционной   деятельности   в   Российской   Федерации,
   осуществляемой в форме капитальных вложений" и пункту 3  статьи  2
   Закона   РСФСР   от   26.06.1991  (с  последующими  изменениями  и
   дополнениями)  "Об  инвестиционной  деятельности   в   РСФСР",   в
   соответствии   с   которыми   инвесторами  могут  быть  не  только
   юридические, но и физические лица, а также объединения юридических
   лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не
   имеющие статуса юридического лица,  государственные органы, органы
   местного самоуправления и иностранные субъекты предпринимательской
   деятельности. Областным  законом   необоснованно  ограничен   круг
   потенциальных инвесторов.
        Пунктом 4   статьи   5   областного   закона    предусмотрена
   обязанность   инвестора   отдавать   предпочтение  предприятиям  -
   юридическим лицам,  состоящим  на  учете  в  налоговом  органе  на
   территории Ленинградской области при выборе подрядных организаций,
   поставщиков  сырья  и  материалов,  сбытовых  организаций,  других
   исполнителей   работ,   услуг   и  поставок.  Указанные  положения
   оспариваемого закона противоречат пункту 2 статьи 5  Закона  РСФСР
   "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", предусматривающему право
   инвестора самостоятельно определять объемы, направления, размеры и
   эффективность  инвестиций  и  по  своему  усмотрению привлекать на
   договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе  через
   торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых  ему  для
   реализации инвестиций, а также  статье  6  ФЗ  "Об  инвестиционной
   деятельности  в  Российской  Федерации,  осуществляемой  в   форме
   капитальных  вложений",  в  соответствии  с   которой   инвесторам
   предоставлено право самостоятельно определять объемы и направления
   капитальных  вложений,  а  также  заключать  договоры  с   другими
   субъектами   инвестиционной   деятельности   в   соответствии    с
   Гражданским кодексом Российской Федерации.
        В судебном заседании представитель прокуратуры Лисиченко Н.Д.
   заявленные требования поддержала,  уточнив,  что  оспаривается  не
   полностью статья 3, а только абзац третий статьи 3, в котором дано
   определение инвесторов.
        Представители Законодательного   собрания    и    Губернатора
   Ленинградской   области   заявленные   прокурором   требования  не
   признали,  пояснив,  что  предметом  регулирования   оспариваемого
   закона   является  не  собственно  инвестиционная  деятельность  в
   Ленинградской  области,   а   меры   государственной   (областной)
   поддержки   ее  развития.  Областным  законом  урегулированы  лишь
   отношения между инвесторами - юридическими лицами и  Ленинградской
   областью  как  государственно-властным образованием.  Оспариваемый
   закон    области    соотносится    с     федеральными     законами
   "Об   инвестиционной   деятельности   в   Российской    Федерации,
   осуществляемой в форме капитальных вложений" и "Об  инвестиционной
   деятельности  в РСФСР" только  в части,  касающейся предоставления
   льгот и гарантий, в связи с чем сравнивать эти законы  некорректно
   и  заявление  прокурора  не  подлежит удовлетворению.  Кроме того,
   представители пояснили,  что в  настоящее  время  на  рассмотрении
   Законодательного  собрания  Ленинградской области находится проект
   измененного закона,  в котором учтены,  в том числе,  и требования
   прокурора.
        Выслушав объяснения представителя  прокуратуры  Ленинградской
   области  Лисиченко  Н.Д.,  представителя Законодательного собрания
   Ленинградской области Медведева  В.П.,  представителя  Губернатора
   Ленинградской области Шейтера А.И., изучив положения областного  и
   федерального законодательства, исследовав и оценив  представленные
   доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
        8 июля  1997  года  Законодательным  собранием  Ленинградской
   области   принят   областной  закон  N  24-оз  "Об  инвестиционной
   деятельности  в  Ленинградской  области"  (подписан   Губернатором
   Ленинградской области 22 июля 1997 года),  действующий в настоящее
   время в редакции от 26 марта 1999 года.
        Статьей 1  указанного закона определено,  что он направлен на
   развитие инвестиционной деятельности на  территории  Ленинградской
   области,   создание  режима  наибольшего  благоприятствования  для
   инвесторов  и  устанавливает  особые  условия   и   дополнительные
   гарантии  осуществления  инвестиционной деятельности на территории
   области.
        Статьей 2   областного   закона  предусматривается,  что  его
   правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, часть
   первая   Налогового  кодекса   РФ,   законы  Российской  Федерации
   "Об инвестиционной деятельности в РСФСР",  "Об основах   налоговой
   системы   в   Российской   Федерации",   Федеральный   закон   "Об
   инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой
   в  форме  капитальных  вложений"  и  областной  закон  "О льготном
   налогообложении  предприятий  и  организаций,   расположенных   на
   территории Ленинградской области".
        В абзаце 3 статьи 3  оспариваемого  закона  дано  определение
   инвесторов, каковыми являются юридические лица, зарегистрированные
   в порядке,  установленном законодательством Российской  Федерации,
   осуществляющие    инвестирование    в   развитие   промышленности,
   стройиндустрии,  сельского хозяйства,  туризма, услуг транспорта и
   связи   на   территории  Ленинградской  области  и  заключившие  с
   Ленинградской областью  договор  об  осуществлении  инвестиционной
   деятельности.
        Данное в областном законе определение противоречит  пункту  2
   статьи   4   ФЗ   от  25  февраля  1999  года  "Об  инвестиционной
   деятельности  в  Российской  Федерации,  осуществляемой  в   форме
   капитальных вложений",  в соответствии с которым инвесторами могут
   быть физические  и  юридические  лица,  создаваемые  на  основании
   договора   о   совместной   деятельности   и  не  имеющие  статуса
   юридического лица  объединения  юридических  лиц,  государственные
   органы,   органы  местного  самоуправления,  а  также  иностранные
   субъекты предпринимательской деятельности; а также пункту 3 статьи
   2   Закона   РСФСР   от  26  июня  1991  года  "Об  инвестиционной
   деятельности в РСФСР",  согласно которому  в  качестве  инвесторов
   могут выступать:  органы, уполномоченные управлять государственным
   и муниципальным имуществом или имущественными  правами;  граждане,
   предприятия,  предпринимательские объединения и другие юридические
   лица;  иностранные физические и юридические  лица,  государства  и
   международные организации.
        Абзац 3  статьи  3  областного   закона   ограничивает   круг
   потенциальных    инвесторов    по    сравнению    с    федеральным
   законодательством,  а  потому  указанные  положения  оспариваемого
   закона  следует  признать недействующими.  При этом суд исходит из
   буквального  смысла  оспариваемых  положений  областного   закона,
   учитывая,  что,  давая в законе определение инвесторов,  областной
   законодатель не указал,  что речь идет об инвесторах, составляющих
   какую-то  особую  группу  и  обладающую какими-либо особенностями.
   Формулировка определения инвесторов, данная в областном законе, не
   соответствует    определению   инвесторов,   данному   федеральным
   законодательством. Доводы представителей Законодательного собрания
   и  Губернатора  Ленинградской  области о том,  что областной закон
   имеет отличный от федеральных предмет регулирования, не могут быть
   приняты  во  внимание,  поскольку  нормативные  акты  должны  быть
   сформулированы  таким  образом,  чтобы  применители  права   могли
   исходить  из  буквального,  а  не подразумеваемого смысла правовых
   норм, содержащихся в законе.
        Пунктом 4  статьи  5  областного  закона  "Об  инвестиционной
   деятельности в Ленинградской области" установлено,  что при выборе
   подрядных  организаций,  поставщиков сырья и материалов,  сбытовых
   организаций,  других исполнителей работ,  услуг  и  поставок   при
   прочих  равных  условиях  инвестор  обязан  отдавать  предпочтение
   предприятиям - юридическим лицам, состоящим на учете  в  налоговом
   органе, действующем на  территории  Ленинградской  области.  Такое
   обязательство должно быть отражено  в  договоре  об  осуществлении
   инвестиционной  деятельности,  заключаемом  между   инвестором   и
   Ленинградской областью.
        Указанные положения  областного  закона противоречат пункту 2
   статьи 5 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР",  в
   соответствии  с которым инвестор самостоятельно определяет объемы,
   направления,  размеры  и  эффективность  инвестиций  и  по  своему
   усмотрению  привлекает на договорной,  преимущественно конкурсной,
   основе (в том числе через торги подряда) физических и  юридических
   лиц,  необходимых ему для реализации инвестиций; и статье 6 ФЗ "Об
   инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой
   в форме капитальных вложений",  в соответствии с которой инвесторы
   имеют  равные  права  на  самостоятельное  определение  объемов  и
   направлений  капитальных вложений,  а также заключение договоров с
   другими субъектами инвестиционной деятельности  в  соответствии  с
   Гражданским кодексом Российской Федерации.
        Устанавливая в  областном  законе  не  право,  а  обязанность
   инвестора  отдавать предпочтение при выборе подрядных организаций,
   поставщиков  сырья  и  материалов,  сбытовых  организаций,  других
   исполнителей  работ,  услуг  и поставок предприятиям - юридическим
   лицам,  состоящим  на  учете  в  налоговом  органе  на  территории
   Ленинградской области, законодатель не учел положения федерального
   законодательства  в  этой  части,  а  потому  пункт  2  статьи   5
   областного закона следует признать  недействующим.  При  этом  суд
   исходит из  буквального  смысла  обжалуемых  положений  областного
   закона,  а  потому   не   может   принять   во   внимание   доводы
   представителей заинтересованных лиц.
        Оценивая доводы сторон, суд также считает необходимым учесть,
   что Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской
   Федерации,  осуществляемой  в  форме капитальных вложений" и Закон
   РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" согласно  статье  2
   областного  закона "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской
   области" составляют его  правовую  основу  наряду  с  Конституцией
   Российской   Федерации   и   другими   федеральными  законами,  а,
   следовательно, не должны им противоречить.
        На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК
   РФ, судебная коллегия решила:
   
        Признать противоречащими  федеральному   законодательству   и
   недействующими  абзац  3  статьи  3  и пункт 4 статьи 5 областного
   закона  N  24-оз  от  22  июля  1997   года   "Об   инвестиционной
   деятельности в Ленинградской области" (в редакции от 26 марта 2001
   года).
        Решение может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд Российской
   Федерации в течение 10 дней путем  подачи  кассационной  жалобы  и
   кассационного представления через Ленинградский областной суд.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz