Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.10.2002 N ГКПИ 02-734 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОДПУНКТА "М" ПУНКТА 2 ПЕРЕЧНЯ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30 ИЮЛЯ 1993 ГОДА N 745

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 2 октября 2002 г. N ГКПИ 02-734
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                Терентьевой С.В.,
       с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.
   
       рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  Локтина  Сергея  Ивановича о признании недействительным
   подпункта  "м"  пункта  2 Перечня отдельных категорий организаций,
   предприятий,   учреждений,   их   филиалов  и других  обособленных
   подразделений   (в   том  числе  физических  лиц,   осуществляющих
   предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического
   лица,  в  случае  осуществления ими торговых операций или оказания
   услуг),   которые   в  силу   специфики  своей  деятельности  либо
   особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
   населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного
   Постановлением   Совета   Министров   -  Правительства  Российской
   Федерации  от  30  июля  1993  г.  N 745 (в редакции Постановления
   Правительства РФ от 02.12.2000 N 917),
   
                              установил:
   
       Локтин  С.И.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
   заявлением  о признании  недействительной  формулировки  "...кроме
   металлолома"  подпункта  "м"  пункта 2 Перечня отдельных категорий
   организаций,   предприятий,   учреждений,   их  филиалов  и других
   обособленных   подразделений   (в   том   числе   физических  лиц,
   осуществляющих  предпринимательскую  деятельность  без образования
   юридического  лица,  в  случае осуществления ими торговых операций
   или  оказания услуг),  которые в силу специфики своей деятельности
   либо  особенностей  местонахождения  могут  осуществлять  денежные
   расчеты  с населением  без  применения  контрольно-кассовых машин,
   утвержденного   Постановлением  Совета  Министров  - Правительства
   Российской  Федерации  от 30 июля 1993 г.  N 745,  с изменениями и
   дополнениями,  внесенными  Постановлением  Правительства  РФ  от 2
   декабря 2000 г. N 917.
       В  обоснование  заявленных  требований  заявитель указал,  что
   положения    оспариваемого    нормативного   правового   акта   не
   соответствуют  Закону  РФ  "О применении контрольно-кассовых машин
   при  осуществлении  денежных расчетов с населением" и ущемляют его
   права на ведение лицензионной деятельности по приему металлолома.
       Заявитель  Локтин С.И.  о дне слушания дела извещен,  в суд не
   явился.  Представитель  заявителя  Локтин  Р.Е.  поддержал  в суде
   заявленные  требования,  уточнив,  что  заявителем  оспаривается в
   целом подпункт "м" пункта 2 Перечня, т.к. сферой применения Закона
   РФ  "О  применении  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
   денежных   расчетов  с населением"  являются  денежные  расчеты  с
   участием  граждан,  покупающих  товары  либо  заказывающих услуги,
   независимо  от  того,  в  каких  целях граждане совершают покупки,
   заказывают услуги.
       Прием  от населения стеклопосуды,  утильсырья,  металлолома не
   является  услугой  и находится  вне  сферы  регулирования  данного
   Закона,    прием   от   населения   металлолома   без   применения
   контрольно-кассовых  машин  не  содержит  состава  правонарушения,
   предусмотренного   ст.   14.5   Кодекса  Российской  Федерации  об
   административных правонарушениях.
       Представители    заинтересованного   лица   Правительства   РФ
   Киракозов  Р.С.  и  Васильев В.А.  возражали против удовлетворения
   заявленных   требований   и  пояснили  в суде,   что  оспариваемый
   нормативный    правовой    акт   издан   в  пределах   компетенции
   Правительства РФ, соответствует действующему законодательству и не
   нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических
   лиц.
       Выслушав  объяснения  представителя  заявителя  Локтина  Р.Е.,
   представителей  заинтересованного лица Правительства РФ Киракозова
   Р.С.,   Васильева  В.А.,   исследовав  материалы  дела  и заслушав
   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,
   полагавшей,   что   заявление  подлежит  удовлетворению  частично,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации  не  находит  оснований  для
   удовлетворения заявленных требований.
       Согласно  ст.  13  ГК  РФ в случаях,  предусмотренных законом,
   нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
   и  нарушающий  гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического  лица,   может  быть  признан  судом
   недействительным.
       Федеральный  конституционный закон "О Правительстве Российской
   Федерации"  предусматривает  возможность  обжалования  в суд актов
   Правительства Российской Федерации.
       Постановлением  Совета  Министров  - Правительства  Российской
   Федерации  от  30  июля  1993  г.  N  745  (в  ред.  Постановлений
   Правительства  РФ  от  23.10.1995  N 1028,  от 06.01.1997 N 11, от
   19.12.1997 N 1607, от 07.08.1998 N 904, от 03.09.1998 N  1027,  от
   21.11.1998 N 1364, от  07.01.1999  N  24,  от  02.12.2000  N  917)
   утвержден  Перечень отдельных категорий организаций,  предприятий,
   учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том
   числе    физических   лиц,    осуществляющих   предпринимательскую
   деятельность   без   образования   юридического  лица,   в  случае
   осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в
   силу    специфики    своей    деятельности    либо    особенностей
   местонахождения  могут  осуществлять денежные расчеты с населением
   без применения контрольно-кассовых машин.
       В  соответствии с подпунктом "м" пункта 2 Перечня организации,
   предприятия,   учреждения,   их   филиалы   и другие  обособленные
   подразделения   (в  том  числе  физические  лица,   осуществляющие
   предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического
   лица)  в части  осуществления  приема  от населения стеклопосуды и
   утильсырья, кроме металлолома, могут осуществлять денежные расчеты
   с населением без применения контрольно-кассовых машин.
       В   соответствии   со   статьей   1 Закона  РФ  "О  применении
   контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении денежных расчетов с
   населением"   денежные   расчеты  с населением  при  осуществлении
   торговых  операций  или  оказания  услуг  на территории Российской
   Федерации   производятся   всеми   предприятиями   (в   том  числе
   физическими     лицами,     осуществляющими    предпринимательскую
   деятельность   без   образования   юридического  лица,   в  случае
   осуществления   ими   торговых   операций   или  оказания  услуг),
   организациями,  учреждениями, их филиалами и другими обособленными
   подразделениями   с обязательным  применением  контрольно-кассовых
   машин.
       В целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств,
   поступающих  от  населения  в качестве  платы  за товары и услуги,
   обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей и их
   поступления  в бюджеты  всех  уровней,  а также обеспечения защиты
   прав    потребителей    обязательное   применение   предприятиями,
   учреждениями    и   организациями    всех    форм    собственности
   контрольно-кассовых  машин для учета наличных денежных средств при
   осуществлении  расчетов  с населением  предусмотрено  также Указом
   Президента   Российской   Федерации  "Об  обязательном  применении
   контрольно-кассовых    машин    предприятиями,    учреждениями   и
   организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с
   населением" от 16 февраля 1993 г.  (в редакции Указа Президента РФ
   от 25.07.2000 N 1358).
       Из объяснений представителей лиц, участвующих в деле, следует,
   что    прием    металлолома   представляет   собой   осуществление
   предпринимательской деятельности, при которой юридическое лицо или
   индивидуальный  предприниматель  осуществляет  прием металлолома у
   физического лица за определенную плату.
       Законодательство,      регулирующее     вопросы     применения
   контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении денежных расчетов с
   населением,  не   ставит   обязанность  предпринимателя  применять
   контрольно-кассовые машины для учета наличных денежных средств при
   осуществлении   расчетов   с населением  только  в зависимости  от
   договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
       В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить
   договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или
   иными правовыми актами.
       При  таких обстоятельствах суд считает несостоятельными ссылки
   представителя Локтина Р.Е.  на нормы гражданского законодательства
   (ст.  454  ГК  РФ  договор  купли-продажи и ст.  779 ГК РФ договор
   возмездного оказания услуг).
       Закон   РФ   "О   применении   контрольно-кассовых  машин  при
   осуществлении   денежных   расчетов   с населением  не  регулирует
   договорные  отношения между сдатчиком металлолома и приемщиком,  а
   содержит   императивную   норму,   адресованную   предпринимателю,
   применять  контрольно-кассовые  машины,   если  при  осуществлении
   торговых  операций  или  оказании  услуг  осуществляются  денежные
   расчеты с населением.
       Следовательно,  все денежные расчеты с населением при оказании
   услуг организациями,  предприятиями,  учреждениями, их филиалами и
   другими  обособленными  подразделениями  (в  том числе физическими
   лицами,   осуществляющими   предпринимательскую  деятельность  без
   образования юридического лица), в том числе по приему от населения
   металлолома,  на  территории Российской Федерации осуществляются с
   обязательным применением контрольно-кассовых машин.
       Кодексом     Российской    Федерации    об    административных
   правонарушениях  установлена  административная  ответственность  в
   области  предпринимательской  деятельности  при  продаже  товаров,
   выполнении  работ либо оказании услуг в организациях торговли либо
   в   иных   организациях,    осуществляющих   реализацию   товаров,
   выполняющих  работы  или  оказывающих услуги,  а равно гражданами,
   зарегистрированными  в качестве  индивидуальных  предпринимателей,
   без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых
   машин (статья 14.5).
       Как   разъяснено   в пункте  3 Постановления  Пленума  Высшего
   Арбитражного  Суда Российской Федерации от 4 августа 1999 г.  N 10
   "О   некоторых  вопросах  практики  применения  Закона  Российской
   Федерации    "О    применении    контрольно-кассовых   машин   при
   осуществлении  денежных  расчетов с населением",  исходя из смысла
   Закона,  сферой  его  регулирования  являются  денежные  расчеты с
   участием  граждан,  покупающих  товары  либо  заказывающих услуги,
   независимо  от  того,  в  каких  целях  граждане совершают покупки
   (заказывают услуги).
       Представитель  Правительства РФ Васильев В.А.  пояснил в суде,
   что   если   предприятие   или   предприниматель  без  образования
   юридического  лица  осуществляет  единственный тип услуг по приему
   металлолома,   связанный   с  выдачей  клиенту  денег  за  сданный
   металлолом,  то  в этом  случае  могут использоваться любые модели
   контрольно-кассовых  машин,  включенные  в Государственный  реестр
   контрольно-кассовых  машин,  используемых на территории Российской
   Федерации,   и   разрешенные    Государственной   межведомственной
   экспертной    комиссией   по   контрольно-кассовым   машинам   для
   применения.  Модели ККМ,  включенные в государственный реестр, для
   сферы  услуг  имеют  функции  как  продажи,   при  которой  деньги
   поступают в ККМ,  так и покупки, при которой деньги расходуются из
   ККМ.
       С   учетом  изложенного  суд  считает  необоснованными  доводы
   заявителя  о том,   что  вне  сферы  регулирования  Закона  РФ  "О
   применении  контрольно-кассовых  машин  при осуществлении денежных
   расчетов   с  населением"  находятся  отношения  по  осуществлению
   предпринимательской   деятельности   при   осуществлении  торговых
   операций  или  оказания услуг по приему от населения стеклопосуды,
   утильсырья, металлолома.
       В   силу   абзаца   2  статьи   1  Закона   РФ  "О  применении
   контрольно-кассовых машин  при  осуществлении  денежных расчетов с
   населением", Совет  Министров - Правительство Российской Федерации
   по   согласованию   с  Верховным   Советом   Российской  Федерации
   утверждает  Перечень  отдельных  категорий предприятий, которые, в
   силу    специфики    своей    деятельности    либо    особенностей
   местонахождения, могут  осуществлять денежные расчеты с населением
   без применения контрольно-кассовых машин.
       Во   исполнение  Закона  Российской  Федерации  "О  применении
   контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении денежных расчетов с
   населением"  и Указа Президента Российской Федерации от 16 февраля
   1993  г.  N  224  "Об  обязательном применении контрольно-кассовых
   машин   предприятиями,   учреждениями  и организациями  всех  форм
   собственности  при  осуществлении  расчетов  с населением" Советом
   Министров - Правительством Российской Федерации утвержден Перечень
   отдельных  категорий  организаций,   предприятий,  учреждений,  их
   филиалов   и  других   обособленных  подразделений  (в  том  числе
   физических  лиц,  осуществляющих  предпринимательскую деятельность
   без  образования  юридического  лица,  в  случае осуществления ими
   торговых  операций  или оказания услуг), которые, в силу специфики
   своей   деятельности   либо   особенностей  местонахождения, могут
   осуществлять      денежные     расчеты     с    населением     без
   применения контрольно-кассовых машин.
       Согласно  подпункту  "м" пункта 2 данного Перечня организации,
   предприятия,   учреждения,   их   филиалы   и другие  обособленные
   подразделения   (в  том  числе  физические  лица,   осуществляющие
   предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического
   лица)  при  приеме  от  населения  стеклопосуды и утильсырья могут
   осуществлять   денежные   расчеты   с  населением  без  применения
   контрольно-кассовых машин.
       Заявитель    Локтин    С.И.    зарегистрирован    в   качестве
   предпринимателя  без  образования юридического лица,  осуществляет
   прием металлолома, поэтому включение в Перечень услуг по приему от
   населения     стеклопосуды     и   утильсырья    без    применения
   контрольно-кассовых   машин   не   нарушает  гражданские  права  и
   охраняемые законом интересы заявителя.
       Учитывая,  что  положения оспариваемого нормативного правового
   акта   соответствуют   действующему  законодательству,   изданы  в
   пределах  полномочий  органа  государственной власти и не нарушают
   гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, а
   также    физических   лиц,    осуществляющих   предпринимательскую
   деятельность без образования юридического лица,  заявление Локтина
   С.И. не подлежит удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191,  192,
   197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление     Локтина     Сергея    Ивановича    о   признании
   недействительным   подпункта   "м"   пункта   2 Перечня  отдельных
   категорий  организаций,  предприятий,  учреждений,  их  филиалов и
   других  обособленных  подразделений  (в  том числе физических лиц,
   осуществляющих  предпринимательскую  деятельность  без образования
   юридического  лица,  в  случае осуществления ими торговых операций
   или  оказания услуг),  которые в силу специфики своей деятельности
   либо  особенностей  местонахождения  могут  осуществлять  денежные
   расчеты  с населением  без  применения контрольно-кассовых  машин,
   утвержденного   Постановлением  Совета  Министров  - Правительства
   Российской  Федерации  от  30  июля  1993  г.  N  745  (в редакции
   Постановления  Правительства  РФ  от  2 декабря  2000 г. N 917), -
   оставить без удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней
   после вынесения судом решения в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz