Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.10.2001 N ГКПИ 01-1438 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ (НЕЗАКОННЫМ)ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 17.07.2001 N 538 "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЛОЦМАНСКОЙ ПРОВОДКЕ СУДОВ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                 от 17 октября 2001 г. N ГКПИ 01-1438
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в лице
   
       судьи Верховного Суда Российской Федерации      Горохова Б.А.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.В.,
       с участием прокурора
       Генеральной прокуратуры Российской Федерации    Масаловой Л.Ф.
   
       рассмотрел  в открытом  судебном  заседании 17 октября 2001 г.
   гражданское   дело   по   заявлению   Международной   общественной
   организации  "Ассоциация  морских  лоцманов  России"  и Автономной
   некоммерческой  организации  "Общество  морских  лоцманов  Санкт -
   Петербурга"     о    признании    недействительным    (незаконным)
   Постановления  Правительства  Российской Федерации от 17 июля 2001
   г.   N   538  "О  деятельности  негосударственных  организаций  по
   лоцманской проводке судов".
       Заслушав  объяснения  представителей заявителей Макарова И.А.,
   Иванова  К.В.,  Егоркина  В.И.,  представителя  Правительства РФ и
   Министерства транспорта РФ Агеева А.А., представителя Министерства
   транспорта  РФ  Зимина  К.Г.;   заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Масаловой  Л.Ф.,   полагавшей
   заявление  оставить  без удовлетворения,  Верховный Суд Российской
   Федерации
   
                              установил:
   
       17  июля   2001   года Правительством РФ принято Постановление
   N 538 "О деятельности  негосударственных организаций по лоцманской
   проводке судов", в котором утвержден перечень морских портов,  где
   допускается    деятельность   негосударственных   организаций   по
   лоцманской  проводке  судов.  В этом же Постановлении установлено,
   что в морских портах,  не включенных в перечень, негосударственные
   организации  по  лоцманской проводке судов могут осуществлять свою
   деятельность  в течение  срока  действия лицензий,  выданных им до
   принятия Постановления.
       1  августа 2001 года указанное Постановление было опубликовано
   в "Российской газете".
       Международная  общественная  организация  "Ассоциация  морских
   лоцманов   России"   и  "Автономная   некоммерческая   организация
   "Общество   морских  лоцманов  Санкт  - Петербурга"  обратились  в
   Верховный   Суд   Российской  Федерации  с заявлением  о признании
   недействительным  Постановления Правительства Российской Федерации
   от  17  июля  2001  г.  N  538  "О  деятельности негосударственных
   организаций по лоцманской проводке судов", ссылаясь на то, что оно
   не  соответствует  требованиям  Конституции  Российской Федерации,
   федеральному  законодательству  России,  нарушает права и законные
   интересы  негосударственных  лоцманских  организаций,  лоцманов  и
   подлежит признанию недействительным (незаконным).
       В обоснование своих требований заявители указали на то,  что с
   начала  90-х  годов в большинстве морских торговых портов морскими
   лоцманами    были    созданы   самоуправляемые   негосударственные
   организации,   которые   имеют  статус  автономных  некоммерческих
   организаций   и  направляют  все  взимаемые  лоцманские  сборы  на
   покрытие  расходов  по  оказанию  лоцманских  услуг,   техническое
   оснащение  лоцманской службы,  обучение персонала и т.п.  Наряду с
   самоуправляемыми   негосударственными   лоцманскими  организациями
   продолжают     существовать    лоцманские    службы    в   составе
   государственных организаций.
       Негосударственные  лоцманские организации в своей деятельности
   руководствуются  Кодексом  торгового мореплавания РФ,  Гражданским
   кодексом  РФ,   Федеральным  законом  от  25.09.1998  N 158-ФЗ  "О
   лицензировании   отдельных  видов  деятельности",   Постановлением
   Правительства  РФ  от 11.04.2000 N 326 "О лицензировании отдельных
   видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 24.06.1998
   N 641 "О лицензировании перевозочной, транспортно - экспедиционной
   и  другой  деятельности,  связанной с осуществлением транспортного
   процесса на морском транспорте",  Положением о лоцманской службе и
   лоцманской  проводке  судов  по  внутренним  судоходным  путям РФ,
   утвержденным  Приказом  Министерства  транспорта РФ  от 03.02.1995
   N 11.
       Все  негосударственные  лоцманские организации имеют лицензии,
   выданные    в   установленном    порядке    федеральным    органом
   исполнительной   власти   в  области   транспорта  - Министерством
   транспорта РФ.
       Обжалуемое  же Постановление Правительства РФ N 538 фактически
   монополизировало  деятельность  государственных лоцманских служб в
   морских торговых портах Калининград, Мурманск, Новороссийск, Санкт
   - Петербург,  в чем заявители усматривают дискриминацию лоцманских
   организаций  по  критерию принадлежности к негосударственной форме
   собственности.  Между тем ни один из действующих законодательных и
   иных   правовых   актов   не  относит  лоцманские  услуги  к сфере
   исключительной деятельности государственных организаций.  По своей
   правовой  сущности  лоцманская  проводка является деятельностью по
   возмездному  оказанию  услуг,  которая  регулируется  как  нормами
   соответствующей главы Кодекса торгового мореплавания и дополняющих
   его актов, так и правилами главы 39 ГК РФ.
       Постановление  Правительства  РФ N 538,  по мнению заявителей,
   нарушает   статью  8 Конституции  Российской  Федерации,   которой
   гарантирована   свобода   экономической   деятельности,   а  также
   равенство  всех  форм  собственности,   и  статью  34  Конституции
   Российской  Федерации,  в  соответствии  с которой  не допускается
   экономическая   деятельность,   направленная  на  монополизацию  и
   недобросовестную конкуренцию.
       Постановлением Правительства РФ N 538 также нарушены положения
   -  абзаца  2 пункта  2 статьи  1 ГК  РФ,  в соответствии с которым
   гражданские  права могут быть ограничены на основании федерального
   закона и только в той мере,  в какой это необходимо в целях защиты
   основ  конституционного строя,  нравственности,  здоровья,  прав и
   законных  интересов  других  лиц,  обеспечение  обороны  страны  и
   безопасности  государства.  Ни  одно  из  названных оснований,  по
   мнению  заявителей,   не  может  быть  использовано  для  введения
   ограничений    для   деятельности   негосударственных   лоцманских
   организаций;
       -  абзаца  2 пункта 1 статьи 10 ГК РФ,  которым не допускается
   ограничение  конкуренции и злоупотребление доминирующим положением
   на рынке.
       Ограничения   на   деятельность  негосударственных  лоцманских
   организаций ставят лоцманские службы государственных организаций в
   привилегированное положение без каких-либо оснований;
       -   пункта  2 статьи  49  ГК  РФ,   в  соответствии  с которым
   ограничение  правоспособности  юридических  лиц  возможно  лишь  в
   случаях и в порядке, предусмотренных законом;
       -   статьи   212   ГК  РФ,   закрепляющей  равенство  частной,
   государственной, муниципальной и иных форм собственности.
       Заявители  считают,  что  Постановление Правительства РФ N 538
   нарушает   статью   5  Закона   РФ  "О  конкуренции  и ограничении
   монополистической  деятельности   на  товарных   рынках",  которая
   запрещает   действия,   которые   имеют   или  могут  иметь  своим
   результатом  ограничение  конкуренции  и (или) ущемление интересов
   других хозяйственных субъектов или физических лиц.
       Постановление  Правительства РФ N 538 лишило морских лоцманов,
   осуществляющих  свою деятельность в негосударственных организациях
   по лоцманской проводке судов в портах Калининград, Мурманск, Санкт
   - Петербург, Новороссийск (не вошедших в перечень), права свободно
   распоряжаться  своими способностями к труду,  выбирать профессию и
   место  работы,  что  противоречит статье 37 Конституции Российской
   Федерации.
       В  судебном заседании представители заявителей свои требования
   поддержали.
       Представители  Правительства  РФ  и Министерства транспорта РФ
   требования заявителей считают необоснованными и просят оставить их
   без удовлетворения.
       Проверив  материалы  дела,  выслушав объяснения представителей
   заинтересованных    лиц    и  заключение   прокурора   Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Масаловой  Л.Ф.,   полагавшей
   заявление  оставить  без удовлетворения,  Верховный Суд Российской
   Федерации  оснований  для  удовлетворения требований заявителей не
   усматривает.
       В  соответствии  со  статьей  14 Федерального конституционного
   закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской
   Федерации"   Правительство   РФ   осуществляет   в соответствии  с
   Конституцией    Российской   Федерации   и  федеральными  законами
   регулирование      экономических      процессов,      вырабатывает
   государственную  структурную и инвестиционную политику и принимает
   меры  по  ее  реализации.  При  этом  одним из способов реализации
   Правительством  РФ  возложенных  на  него  Конституцией Российской
   Федерации   и федеральным  законодательством  полномочий  является
   издание   на  основании  и во  исполнение  Конституции  Российской
   Федерации,   федеральных   конституционных  законов  и федеральных
   законов   постановлений   нормативно   -  правового   характера  и
   обеспечение   их  исполнения  (статья  115,   часть  1 Конституции
   Российской   Федерации;   часть   первая   статьи   23  Закона  "О
   Правительстве Российской Федерации").
       Оспариваемое заявителями Постановление N 538,  как это следует
   из  его  преамбулы,  издано  Правительством  РФ  в соответствии со
   статьей  87  Кодекса  торгового мореплавания Российской Федерации,
   утвержденного Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ.
       В  соответствии  со статьей 13 Гражданского кодекса Российской
   Федерации   с  учетом   разъяснений,   содержащихся   в  пункте  6
   Постановления  Пленума  Верховного  Суда  Российской  Федерации  и
   Пленума  Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля
   1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части
   первой Гражданского кодекса Российской Федерации",  основанием для
   принятия    решения    суда    о   признании   нормативного   акта
   государственного органа недействительным являются одновременно как
   его  несоответствие  закону  или  иному  правовому  акту,   так  и
   нарушение  указанным  актом  гражданских прав и охраняемых законом
   интересов  гражданина или юридического лица,  обратившихся в суд с
   соответствующим требованием.
       Между  тем    нормы  оспариваемого  заявителями  Постановления
   Правительства  РФ  N 538   нормам федерального законодательства не
   противоречат,  прав  и охраняемых  законом интересов заявителей не
   нарушают.
       Пунктом   1 Постановления  N 538  утвержден  перечень  морских
   портов,   в  которых  допускается  деятельность  негосударственных
   организаций  по  лоцманской  проводке  судов,  что непосредственно
   направлено  на  реализацию  предписаний  абзаца  третьего пункта 2
   статьи 87 КТМ РФ.
       При    таких    обстоятельствах    правовых    оснований   для
   удовлетворения  требования  заявителей  о  признании Постановления
   N 538 в этой части недействительным (незаконным) не имеется.
       Положения   пунктов   2  и  4  Постановления   N 538  являются
   предписаниями    организационно   -  исполнительского   характера,
   основанными  на  нормах абзаца второго пункта 2 статьи 87 и абзаца
   второго  пункта  2 статьи  88  КТМ  РФ.  Эти  пункты  не  входят в
   нормативную часть Постановления N 538,  заявителям не адресованы и
   каких-либо прав и обязанностей для них не создают.
       Данные   положения   содержат   обязательные   для  исполнения
   поручения,   которые   Правительство   РФ  в рамках  осуществления
   руководства  работой  федеральных  органов  исполнительной  власти
   (статья  12,  часть  вторая  статьи  32  Закона  "О  Правительстве
   Российской Федерации") вправе давать таким органам.
       С   учетом  изложенного содержание пунктов 2 и 4 Постановления
   N 538  не  противоречит   нормам   федерального  законодательства,
   оснований для признания их недействительными нет.
       Положения пункта 3 Постановления N 538, устанавливающие, что в
   морских портах,  не включенных в утвержденный Постановлением N 538
   перечень,  негосударственные    организации по лоцманской проводке
   судов   могут   осуществлять  свою  деятельность  в течение  срока
   действия  лицензий,  выданных  им до принятия Постановления N 538,
   также  не  могут быть признаны противоречащими нормам федерального
   законодательства и нарушающими права и охраняемые законом интересы
   заявителей.  Данная  норма  соответствует  абзацу второму пункта 3
   статьи  49  ГК  РФ,  согласно  которому  право  юридического  лица
   осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение
   лицензии,  возникает  с момента  получения  такой  лицензии  или в
   указанный   в  ней  срок  и прекращается  по  истечении  срока  ее
   действия.
       Пункт   3  Постановления   N  538   фактически   предоставляет
   дополнительную  правовую  гарантию  того,   что  негосударственные
   организации  по  лоцманской проводке судов смогут беспрепятственно
   продолжать  свою  деятельность  и после  издания Правительством РФ
   обжалуемого Постановления N 538.
       Доводы    заявителей    о   нарушении    принципов   равенства
   экономических   условий   для  всех  хозяйствующих  субъектов  и о
   недопустимости   монополизирования  лоцманской   деятельности   по
   проводке  судов  в каких-либо  портах государственными лоцманскими
   организациями являются необоснованными.
       В соответствии с ч.  3 ст. 55 Конституции Российской Федерации
   ограничение  отдельных  прав допускается федеральным законом в той
   мере,  в  какой  это  необходимо  в целях  защиты  прав и законных
   интересов   других   лиц,   обеспечения   обороны   и безопасности
   государства.
       В  соответствии  со  ст.  86  КТМ РФ лоцманская проводка судов
   осуществляется в целях:
       обеспечения   безопасности   плавания  судов  и предотвращения
   происшествий с судами;
       защиты морской среды.
       Статья  92  КТМ  РФ  устанавливает,  что  лоцманом выполняются
   обязанности публично - правового характера.
       Таким   образом,   регулирование   лоцманской  проводки  судов
   осуществлено федеральным законодателем в целях,  указанных в ч.  3
   ст. 55 Конституции Российской Федерации.
       В  соответствии с ч.  2 ст.  87 КТМ РФ морской лоцман является
   работником лоцманской службы государственной организации.
       Негосударственные  организации  по  лоцманской  проводке судов
   создаются   с учетом  особенностей,   определяемых  Постановлением
   Правительства  Российской Федерации,  и требований,  установленных
   настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.
       Перечень   портов,    в   которых   допускается   деятельность
   негосударственных   организаций   по  лоцманской  проводке  судов,
   устанавливается Правительством Российской Федерации.
       При    таких    условиях   доводы   заявителей   о  превышении
   Правительством  своих  полномочий  и о  нарушении  им федерального
   законодательства  при  установлении  перечня  портов,   в  которых
   допускается    деятельность   негосударственных   организаций   по
   лоцманской проводке судов, обоснованными быть признаны не могут.
       При  рассмотрении  настоящего дела представители Правительства
   РФ и Министерства транспорта РФ ссылались на то,  что оспариваемое
   Постановление Правительства РФ издано с целью обеспечения гарантий
   государства  в интересах обороны (в портах Калининград,  Мурманск,
   Новороссийск  и Санкт  - Петербург  базируются стратегические силы
   ВМФ РФ), экономической и технической безопасности проводки судов в
   портах (гарантии в случае банкротств негосударственных организаций
   от   приостановки  их  деятельности,   в  том  числе  в результате
   проведения   акций  протеста  и процедур  разрешения  коллективных
   трудовых   споров).   Эти   доводы,   по  мнению  суда,   являются
   существенными  и должны приниматься во внимание при оценке доводов
   заявителей  о нецелесообразности введения каких-либо ограничений в
   списке   портов,   где   возможна  деятельность  негосударственных
   организаций по лоцманской проводке судов.
       На основании изложенного,  руководствуясь ст.  ст.  191 - 197,
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление  Международной  общественной организации "Ассоциация
   морских  лоцманов  России" и Автономной некоммерческой организации
   "Общество   морских   лоцманов   Санкт  - Петербурга"  о признании
   недействительным    (незаконным)    Постановления    Правительства
   Российской  Федерации  от  17  июля 2001 г.  N 538 "О деятельности
   негосударственных   организаций   по  лоцманской  проводке  судов"
   оставить без удовлетворения.
       Решение   суда   может   быть   обжаловано  и опротестовано  в
   кассационном   порядке  в Кассационную  коллегию  Верховного  Суда
   Российской Федерации в течение 10 дней.
   
                                                                Судья
                                                      Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz