Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.04.2001 N ГКПИ 2001-478 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ ОАО "СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС" О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПУНКТОВ 2 И 4 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 08.05.1996 N 560

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 5 апреля 2001 г. N ГКПИ 2001-478

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                    Жуковой И.В.,
       с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

       рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению    открытого    акционерного   общества   "Сыктывкарский
   лесопромышленный комплекс" о признании недействительными пунктов 2
   и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996
   г.  N 560 "О реорганизации органов и  учреждений  государственного
   энергетического надзора в Российской Федерации",

                               установил:

       Открытое акционерное  общество "Сыктывкарский лесопромышленный
   комплекс"  обратилось  в  Верховный  Суд  Российской  Федерации  с
   заявлением   о   признании   недействительными   пунктов   2  и  4
   Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996  г.
   N  560  "О  реорганизации  органов  и  учреждений государственного
   энергетического надзора в Российской Федерации", т.к. оспариваемый
   акт  не  соответствует  действующему  законодательству,  принят  с
   превышением  полномочий  Правительства   РФ   и   нарушает   права
   заявителя.
       В судебном   заседании   представители   ОАО    "Сыктывкарский
   лесопромышленный комплекс" Белых Л.И.  и Сямтомова О.А. поддержали
   заявленные требования и пояснили,  что установленные  оспариваемым
   нормативным    актом    отчисления    на   содержание   управлений
   государственного  энергетического  надзора  по  своему   правовому
   содержанию являются налоговым платежом.  Установление обязательных
   платежей отнесено к исключительной компетенции законодателя,  а не
   Правительства РФ.
       Расходы по  содержанию  органов  госэнергонадзора  возлагаются
   лишь  на  потребителей энергоснабжающих организаций,  включенных в
   Реестр,  что противоречит Закону РФ "О конкуренции  и  ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках".
       Представители заинтересованного лица Правительства РФ  Левыкин
   А.Д.,  Коровкина  И.Ф.,  Михайлов С.А.,  Янков К.В.,  Асланов Р.В.
   возражали  против  удовлетворения  заявленных   требований,   т.к.
   оспариваемый   нормативный   акт  принят  в  пределах  компетенции
   Правительства РФ,  не противоречит действующему законодательству и
   не нарушает прав заявителя.
       Выслушав объяснения    представителей    ОАО    "Сыктывкарский
   лесопромышленный   комплекс"   Белых   Л.И.   и  Сямтомовой  О.А.,
   представителей заинтересованного лица  Правительства  РФ  Левыкина
   А.Д., Коровкиной И.Ф., Михайлова С.А., Янкова К.В., Асланова Р.В.,
   исследовав  материалы  дела  и   заслушав   заключение   прокурора
   Генеральной   прокуратуры   РФ  Масаловой  Л.Ф.,  полагавшей,  что
   заявление не подлежит  удовлетворению,  Верховный  Суд  Российской
   Федерации  не  находит  оснований  для  удовлетворения  заявленных
   требований.
       В соответствии  со  ст.  13  Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации ненормативный акт  государственного  органа  или  органа
   местного  самоуправления,  а  в случаях,  предусмотренных законом,
   также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
   актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
   гражданина  или  юридического  лица,  могут  быть  признаны  судом
   недействительными.
       В целях обеспечения надежного  и  безопасного  энергоснабжения
   потребителей   электрической   и   тепловой   энергии,   повышения
   эффективности    функционирования     органов     государственного
   энергетического   надзора,  а  также  приведения  их  структуры  в
   соответствие с  Законом  Российской  Федерации  "О  конкуренции  и
   ограничении  монополистической  деятельности  на  товарных рынках"
   Правительство  Российской  Федерации  8  мая   1996   г.   приняло
   Постановление   N   560  "О  реорганизации  органов  и  учреждений
   государственного энергетического надзора в  Российской  Федерации"
   (в  ред.  Постановления  Правительства РФ от 12.08.1998 N 938),  в
   соответствии с которым Минтопэнерго России поручено осуществить  в
   1996  году  реорганизацию органов государственного энергетического
   надзора в единую централизованную систему органов государственного
   энергетического надзора в Российской Федерации, включающую Главное
   управление государственного энергетического  надзора  Министерства
   топлива и энергетики Российской Федерации, региональные управления
   государственного    энергетического    надзора    и     управления
   государственного  энергетического  надзора  в субъектах Российской
   Федерации.
       Пунктом 2    указанного    Постановления    Правительства   РФ
   установлено,  что  управления   государственного   энергетического
   надзора  в  субъектах  Российской  Федерации финансируются за счет
   средств,  включаемых региональными  энергетическими  комиссиями  в
   тарифы   на   электрическую  и  тепловую  энергию.  Отчисления  по
   установленному  Федеральной  энергетической  комиссией  Российской
   Федерации  нормативу  на  содержание  управлений  государственного
   энергетического   надзора   в   субъектах   Российской   Федерации
   включаются  в состав затрат на производство и реализацию продукции
   (работ,  услуг) и относятся  на  себестоимость  продукции  (работ,
   услуг)  акционерных  обществ  энергетики и электрификации и других
   энергоснабжающих организаций.
       Акционерные общества  энергетики  и  электрификации  и  другие
   энергоснабжающие организации,  тарифы на электрическую и  тепловую
   энергию  для которых устанавливаются региональными энергетическими
   комиссиями,  обязаны руководствоваться  установленным  Федеральной
   энергетической  комиссией Российской Федерации порядком отчисления
   средств на содержание управлений государственного  энергетического
   надзора  в  субъектах  Российской  Федерации  на специальный счет,
   открываемый в  порядке,  устанавливаемом  органами  исполнительной
   власти  субъектов  Российской  Федерации  (пункт  4  Постановления
   Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 560).
       Общие полномочия Правительства Российской Федерации определены
   Федеральным конституционным законом  "О  Правительстве  Российской
   Федерации".  Кроме того,  в силу ч.  2 ст. 22 ФКЗ "О Правительстве
   Российской   Федерации"   Правительство   РФ   осуществляет   иные
   полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации,
   федеральными  конституционными  законами,  федеральными  законами,
   указами Президента Российской Федерации.
       Так, Федеральным  законом  "О  государственном   регулировании
   тарифов   на   электрическую   и  тепловую  энергию  в  Российской
   Федерации"  установлены  полномочия  Правительства  РФ  в  области
   государственного    регулирования    тарифов,   в   частности,   в
   соответствии со ст. 5 названного Федерального закона Правительство
   РФ   устанавливает   основы  ценообразования  на  электрическую  и
   тепловую энергию на территории Российской Федерации,  обеспечивает
   организацию   финансирования   деятельности   и   развития  Единой
   энергетической системы России, осуществляет иные полномочия.
       "Положением о   государственном   энергетическом   надзоре   в
   Российской Федерации",  утвержденным Постановлением  Правительства
   РФ  от  12  августа 1998 г.  N 938,  предусмотрено,  что в систему
   госэнергонадзора входят:
       структурное подразделение    по   управлению   государственным
   энергетическим надзором центрального аппарата Министерства топлива
   и энергетики Российской Федерации;
       региональные управления    государственного    энергетического
   надзора  (территориальные органы Министерства топлива и энергетики
   Российской Федерации);
       управления государственного    энергетического    надзора    в
   субъектах Российской Федерации (государственные учреждения).
       Пунктом 3  Постановления   Правительства РФ  от  8 мая 1996 г.
   N 560    установлен     источник     финансирования     управлений
   госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации.
       Из объяснений представителя Правительства РФ Коровкиной И.Ф. в
   суде   следует,   что   управления  госэнергонадзора  в  субъектах
   Российской Федерации входили в состав энергоснабжающих организаций
   и никогда не финансировались из федерального бюджета.
       За счет  ассигнований  на  содержание  органов  госуправления,
   предусмотренных  республиканским  бюджетом  Российской Федерации и
   выделяемых Минтопэнерго России, финансируются расходы, связанные с
   содержанием   управления  госэнергонадзора  центрального  аппарата
   Минтопэнерго России  и  региональных  управлений  госэнергонадзора
   (территориальные органы Минтопэнерго).
       Бюджетный кодекс  РФ  предусматривает,  что  исключительно  из
   федерального     бюджета    финансируются    федеральные    органы
   исполнительной власти и их территориальные органы (ст.  84 БК РФ).
   Для   государственных  учреждений,  каковыми  являются  управления
   госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации, не установлено,
   что  расходы на их содержание должны финансироваться исключительно
   из  федерального  бюджета.  Тарифы  на  электрическую  и  тепловую
   энергию  представляют  собой  систему  ценовых ставок,  по которым
   осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию.
       Правительство РФ,   реализуя   свои   полномочия   в   области
   государственного регулирования тарифов,  установило, что средства,
   связанные  с  содержанием  управлений госэнергонадзора в субъектах
   Российской Федерации,  включаются  в  тарифы  на  электрическую  и
   тепловую   энергию.   Отчисления   по  установленному  ФЭК  России
   нормативу на содержание управлений  госэнергонадзора  в  субъектах
   Российской  Федерации включаются в состав затрат на производство и
   реализацию продукции (работ,  услуг) и относятся на  себестоимость
   продукции   (работ,   услуг)   акционерных  обществ  энергетики  и
   электрификации и других энергоснабжающих организаций.
       В тарифах,   устанавливаемых   региональными   энергетическими
   комиссиями,   учитываются   расходы   по   содержанию   управлений
   госэнергонадзора    в    субъектах   Российской   Федерации,   как
   составляющая   часть   платежей,   направляемых   на   обеспечение
   безопасности   функционирования   единой   энергетической  системы
   России.
       Как пояснил  в суде представитель Правительства РФ Янков К.В.,
   тариф на электрическую и тепловую энергию не  входит  и  не  может
   входить по своей юридической природе в систему налогов,  взимаемых
   в федеральный бюджет. Это часть себестоимости продукции, связанной
   с  производством  особого вида продукции (электрической и тепловой
   энергии), производство ее требует обеспечения безопасности.
       Основной задачей   госэнергонадзора   является   осуществление
   контроля за  техническим  состоянием  и  безопасным  обслуживанием
   электрических    и    теплоиспользующих   установок   потребителей
   электрической  и  тепловой  энергии,   оборудования   и   основных
   сооружений   электростанций,   электрических   и   тепловых  сетей
   энергоснабжающих организаций.
       Средства, отчисляемые       на      содержание      управлений
   госэнергонадзора в субъектах Федерации,  возвращаются предприятиям
   за счет цены.
       В судебном   заседании   представители   ОАО    "Сыктывкарский
   лесопромышленный   комплекс"   не   отрицали,   что   имеет  место
   возвратность средств. Однако задолженность потребителей перед ними
   огромная,  а  отчисления  они  должны  производить  независимо  от
   поступления средств от населения.
       Налоговый кодекс   РФ   под   налогом  понимает  обязательный,
   индивидуально безвозмездный  платеж,  взимаемый  с  организаций  и
   физических  лиц  в  форме  отчуждения  принадлежащих  им  на праве
   собственности,  хозяйственного ведения или оперативного управления
   денежных  средств  в  целях  финансового  обеспечения деятельности
   государства и (или) муниципальных образований.
       Налог считается   установленным   лишь  в  том  случае,  когда
   определены   налогоплательщики   и    элементы    налогообложения.
   Финансирование  управлений госэнергонадзора в субъектах Российской
   Федерации за счет средств,  включаемых в тарифы на электрическую и
   тепловую  энергию,  не  может  быть  отнесено  по  своей природе к
   налогам,  т.к.  данные вопросы решены  Правительством  РФ  в  ином
   порядке  с  использованием  системы  ценовых  ставок,  по  которым
   осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию.
       Доводы жалобы   о   том,   что  оспариваемый  нормативный  акт
   противоречит    антимонопольному    законодательству,     являются
   несостоятельными.
       Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Янков  К.В.,
   заявитель  не имеет конкурентов на рынке электрической энергии,  в
   связи  с  чем  осуществляется  государственное  регулирование   на
   федеральном оптовом рынке электрической энергии.
       Согласно ст.  31 ФЗ "Об общих принципах  организации  местного
   самоуправления    в    Российской   Федерации"   органы   местного
   самоуправления определяют цели,  условия  и  порядок  деятельности
   предприятий,    находящихся    в    муниципальной   собственности,
   осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги).
       Ссылки представителей   ОАО   "Сыктывкарский  лесопромышленный
   комплекс"  на  Постановление  Конституционного   Суда   Российской
   Федерации   от   1   апреля  1997  г.  N  6-П,  которым  проверена
   конституционность отдельных положений Постановления  Правительства
   РФ  от  1  апреля  1996  г.  N  479 "Об отмене вывозных таможенных
   пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по
   обеспечению  поступления  доходов в федеральный бюджет",  не могут
   служить основанием для удовлетворения заявленных требований,  т.к.
   предметом    судебного   разбирательства   Конституционного   Суда
   Российской Федерации являлся иной нормативный акт Правительства РФ
   не в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую
   и тепловую энергию.
       Что касается  доводов  представителей  заявителя  о  том,  что
   региональная энергетическая комиссия не учитывает  их  расходы  по
   другим  налогам,  то они не могут служить основанием для признания
   недействительным оспариваемого акта.
       Представитель Правительства РФ Янков К.В.  пояснил в суде, что
   региональные энергетические комиссии,  осуществляя государственное
   регулирование   тарифов   на  электрическую  энергию,  отпускаемую
   энергоснабжающими  организациями,  должны  учитывать  расходы   по
   другим налогам.
       ОАО "Сыктывкарский  лесопромышленный   комплекс"   не   лишено
   возможности  оспорить решение региональной энергетической комиссии
   в арбитражном суде.
       Учитывая, что   положения   оспариваемого   нормативного  акта
   соответствуют     действующему      законодательству,      приняты
   Правительством  РФ  в  пределах его полномочий и не нарушают права
   заявителя, заявление ОАО "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс"
   не подлежит удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191,  192,
   197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                 решил:

       заявление открытого   акционерного   общества   "Сыктывкарский
   лесопромышленный комплекс" о признании недействительными пунктов 2
   и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996
   г.  N 560 "О реорганизации органов и  учреждений  государственного
   энергетического  надзора  в  Российской  Федерации" - оставить без
   удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской Федерации в  течение  10  дней
   после вынесения судом решения в окончательной форме.

                                                Судья Верховного Суда
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz