Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.09.2001 N КАС 01-334 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.07.2001 N ГКПИ 2001-1139,1208

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                  от 20 сентября 2001 г. N КАС 01-334
   
       Кассационная  коллегия  Верховного Суда Российской Федерации в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                                  Нечаева В.И.,
                                                   Петроченкова А.Я.,
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании от 20 сентября 2001
   г.  гражданское дело по заявлению Коваленко Николая Александровича
   о  признании  незаконными  абзаца  1 пункта  7 и абзаца 3 пункта 8
   Разъяснения  Министерства  труда и социального развития Российской
   Федерации  N 6 "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда
   в  размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости
   от   степени   утраты  трудоспособности  гражданам,   пострадавшим
   вследствие     Чернобыльской     катастрофы    (с    установлением
   инвалидности)",  утвержденного Постановлением Министерства труда и
   социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43 с
   изменениями, внесенными Постановлением от 18 мая 2001 г.  N 42, по
   кассационной  жалобе  Министерства  труда  и социального  развития
   Российской Федерации на решение Верховного Суда РФ от 17 июля 2001
   года,  которым  абзац  1 п. 7 Разъяснения признан незаконным,  а в
   удовлетворении жалобы на абзац 3 п. 8 Разъяснения отказано.
       Заслушав   доклад   судьи  Верховного  Суда  РФ  Федина  А.И.,
   объяснения   Коваленко  Н.А.,   возражавшего  против  кассационной
   жалобы,  выслушав заключение  прокурора Федотовой А.В., полагавшей
   жалобу    Министерства    труда    и   социального   развития   РФ
   необоснованной, Кассационная коллегия
   
                              установила:
   
       Коваленко Н.А.  обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на абз.
   1 п.  7 и абз.  3 п.  8 указанного выше Разъяснения, сославшись на
   то,   что  оспоренные  положения  акта  противоречат  действующему
   законодательству  РФ  по  вопросу  возмещения  вреда,  полученного
   вследствие   Чернобыльской  катастрофы, и нарушают  его  права  на
   получение большего возмещения, соответствующего Закону.
       Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
       В  кассационной жалобе Министр труда и социального развития РФ
   ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность
   выводов суда о несоответствии абз. 1 п. 7 Разъяснений федеральному
   закону   и на  неправомерность  применения  при  разрешении  спора
   Федерального  закона  "Об  обязательном  социальном страховании от
   несчастных    случаев    на    производстве    и  профессиональных
   заболеваний".
       Проверив  материалы дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,
   Кассационная  коллегия  не  находит  оснований  к отмене судебного
   решения.
       Признавая  незаконным  абзац  1 п.  7  Разъяснения  (в котором
   предусмотрено,  что  лицам,  имеющим право на получение возмещения
   вреда   в случае  смерти  инвалида,   размер  ежемесячной  выплаты
   исчисляется  исходя из его среднего месячного заработка за вычетом
   долей,  приходящихся  на  него  самого  и трудоспособных  лиц,  не
   имеющих  права  на  получение  этих  выплат...),  Верховный Суд РФ
   пришел  к правильному  выводу  о несоответствии его (этого абзаца)
   ст.  2  Федерального  закона  "О внесении изменений и дополнений в
   Закон  РФ  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию
   радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
       Согласно этой норме Закона гражданам, получавшим до вступления
   в   силу   настоящего   Федерального   закона   возмещение  вреда,
   причиненного  здоровью в связи с радиационным воздействием,  по их
   выбору   выплачивается   либо  ежемесячная  денежная  компенсация,
   предусмотренная  пунктом  25  ч. 1  ст. 14 Закона РФ "О социальной
   защите  граждан,   подвергшихся  воздействию  радиации  вследствие
   катастрофы   на  Чернобыльской  АЭС",   либо  ранее  установленная
   ежемесячная    денежная    сумма,     определенная    в   порядке,
   предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда,
   связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей,  но не
   превышающая 10000 руб.
       Семьям,  потерявшим  кормильца  из  числа граждан,  погибших в
   результате  катастрофы  на  Чернобыльской АЭС,  умерших вследствие
   лучевой   болезни   и других  заболеваний,   возникших  в связи  с
   чернобыльской  катастрофой,   выплачивается  ежемесячная  денежная
   сумма,  определенная в порядке,  предусмотренном законодательством
   РФ   для   случаев  возмещения  вреда,   связанного  с исполнением
   работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 руб.
       Оспариваемый   же  абзац  пункта  7 Разъяснения  такого  права
   иждивенцев  не  предусматривает  и определяет  их  право  лишь  на
   ежемесячные  выплаты  в возмещение  вреда,  исчисляемые  исходя из
   среднего  месячного  заработка умершего за вычетом соответствующих
   долей,  что  не  соответствует  требованиям  приведенных выше норм
   Федерального закона.
       Кроме  того,  установленный  в оспариваемом пункте Разъяснения
   порядок   исчисления   размера   ежемесячных   выплат   также   не
   соответствует требованиям приведенного выше Федерального закона.
       В  кассационной жалобе Министр труда и социального развития РФ
   ссылается на соответствие абзаца 1 п.  7 Разъяснения п.  25 ст. 14
   Закона  РФ "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию
   радиации..." в редакции Федерального закона от 24  ноября  1995 г.
   N 179-ФЗ.
       Однако,  как  обоснованно  указано  в решении  суда,  на  день
   рассмотрения  дела  судом  пункт  25 названной нормы Закона принят
   Федеральным  законом  от  12  февраля  2001  года  N 5-ФЗ  в новой
   редакции, существенным образом отличающейся от ранее действовавшей
   редакции  данного  пункта.  Этому  пункту  ст.  14  Закона в новой
   редакции и противоречит оспоренный абз. 1 п. 7 Разъяснения.
       Кроме  того,  суд  правильно  не согласился и с содержащимся в
   оспариваемом  абзаце п. 7 Разъяснения положением о том, что лицам,
   имеющим  право  на  получение  возмещения  вреда  в случае  смерти
   инвалида  - чернобыльца, размер  ежемесячной  выплаты  исчисляется
   исходя  только  из  его среднего месячного заработка,  поскольку в
   данном   случае   размер  возмещения  вреда  определяется  семьям,
   потерявшим   кормильца   и получавшим  его  до  вступления  в силу
   Федерального  закона  от  12  февраля 2001 г.  N 5-ФЗ,  в порядке,
   предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда,
   связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
       В  настоящее  время  вопросы  возмещения  вреда,  связанного с
   исполнением   работниками   трудовых   обязанностей,    регулирует
   Федеральный  закон  "Об  обязательном  социальном  страховании  от
   несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
   от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.
       В  соответствии  со ст.  12 данного Федерального закона размер
   ежемесячной  страховой  выплаты  определяется  как  доля  среднего
   месячного  заработка  застрахованного  до  наступления  страхового
   случая,   исчисленная   в  соответствии   со  степенью  утраты  им
   профессиональной трудоспособности. При расчете размера утраченного
   заработка учитываются все виды оплаты труда застрахованного как по
   месту основной работы, так и по совместительству.
       Содержащееся  в абзаце  1 пункта 7 Разъяснения указание о том,
   что  размер  ежемесячной  выплаты  исчисляется  только из среднего
   месячного заработка умершего кормильца,  противоречит в этой части
   также и требованиям ст.  12 Федерального закона от 24 июля 1998 г.
   N 125-ФЗ.
       Довод  в кассационной  жалобе о том,  что выплаты в возмещение
   вреда  инвалидам  вследствие  Чернобыльской  катастрофы  и семьям,
   потерявшим кормильца, носят лишь характер социальных компенсаций и
   не  являются  страховыми  (в связи с чем распространение всех норм
   Федерального  закона  "Об  обязательном  социальном страховании от
   несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
   на  указанную категорию граждан якобы неправомерно),  Кассационная
   коллегия признает необоснованным по изложенным выше мотивам.
       Кроме того,  в деле имеются копии решений Верховного Суда РФ и
   этими  решениями признано правомерным применение норм этого Закона
   как порядку подсчета среднего месячного заработка застрахованного,
   так   и  на   порядок   определения   размера   возмещения   вреда
   инвалидам - чернобыльцам.
       В дополнение к кассационной жалобе Министр труда и социального
   развития РФ А.П. Починок ставит также вопрос об уточнении времени,
   с  которого  следует  считать  не подлежащим применению признанный
   судом незаконным абзац 1 п. 7 Разъяснения.
       Однако согласно  ст. 206  ГПК РСФСР в случае неясности решения
   суд,  которым разрешено дело, вправе по заявлению лиц, участвующих
   в деле, разъяснить это решение, не изменяя его содержание.
       Кассационная инстанция таким правом не наделена.
       Кроме   того,   из  содержания  мотивировочной  части  решения
   Верховного  Суда  РФ   однозначно  следует,  что  именно с момента
   вступления  в силу  Федерального  закона от 12  февраля 2001  года
   N 5-ФЗ оспоренное положение  Разъяснения  вошло  в противоречие  с
   Федеральным законом.
       По  изложенным  основаниям  кассационная  жалоба  не  подлежит
   удовлетворению.
       Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Верховного  Суда Российской Федерации от 17 июля 2001
   года оставить без изменения,  а кассационную жалобу Министра труда
   и социального развития РФ - без удовлетворения.
   
                                                 Председательствующий
                                                            А.И.ФЕДИН
   
                                                       Члены коллегии
                                                           В.И.НЕЧАЕВ
                                                      А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz