Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 14.02.2002 ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ, СОЗДАВАЕМОЙ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИМУЩЕСТВО ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, А НЕ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
   РФ от 14 февраля 2002 г.
   
                           (извлечение)
   
       Постановлением  администрации Тамбовской области от 15 августа
   2001   г.   N   762  принято  решение  о создании  Некоммерческого
   партнерства    "Институт   региональной   экономики"   с  участием
   администрации области в качестве учредителя,  поручено финансовому
   управлению  перевести партнерству в качестве вступительного взноса
   за счет резервного фонда 25 тыс. рублей.
       Заместитель   прокурора  Тамбовской  области  просил  признать
   данное    постановление    недействительным   как   противоречащее
   федеральному  закону,  поскольку  органы государственной власти не
   правомочны   выступать   учредителями  некоммерческих  партнерств,
   расходование  финансовых средств резервного фонда не соответствует
   его целевому назначению.
       Решением  Тамбовского  областного  суда  от  6 декабря 2001 г.
   упомянутое постановление администрации Тамбовской области признано
   недействительным  и не  порождающим  правовых  последствий  со дня
   издания.
       Администрация Тамбовской области в кассационной жалобе просила
   решение  отменить  в связи  с неправильным  применением судом норм
   материального права.
       Судебная  коллегия  по гражданским делам Верховного Суда РФ 14
   февраля  2002  г.  в  удовлетворении  жалобы отказала по следующим
   основаниям.
       При  принятии  решения  суд  исходил  из  того,  что  создание
   некоммерческих  организаций  регламентируется  ст.   50  ГК  РФ  и
   Федеральным законом от 12 января 1996 г.  N 7-ФЗ "О некоммерческих
   организациях" (с последующими изменениями).
       Согласно  ст.  31  названного  Закона  органы  государственной
   власти  и органы местного самоуправления создают государственные и
   муниципальные  учреждения,  закрепляют  за ними имущество на праве
   оперативного   управления  в соответствии  с Гражданским  кодексом
   Российской   Федерации  и осуществляют  их  полное  или  частичное
   финансирование.
       Следовательно,   органы   государственной   власти   не  могут
   создавать    некоммерческие   организации,    которые   становятся
   собственниками   переданного   им   учредителями  государственного
   имущества.
       В   оспариваемом   постановлении   эти  требования  закона  не
   соблюдены.
       Приведенный  в упомянутой  ст.   31  порядок  является  общим,
   обязательным   для   любых   организаций,   создаваемых   органами
   государственной власти.
       В силу ст.  217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной
   или   муниципальной   собственности,   может   быть  передано  его
   собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке,
   предусмотренном   законами   о  приватизации   государственного  и
   муниципального имущества.
       Согласно п. 3 ст. 212 того же Кодекса особенности приобретения
   и   прекращения   права  собственности  на  имущество,   владения,
   пользования  и распоряжения  им  в зависимости от того,  находится
   имущество  в собственности  гражданина  или  юридического лица,  в
   собственности Российской Федерации,  субъекта Российской Федерации
   или   муниципального   образования,   могут  устанавливаться  лишь
   законом.
       Таких  обстоятельств  по  делу  не  выявлено  и в кассационной
   жалобе ссылок на них не имеется.
       Администрация Тамбовской области,  принимая решение о создании
   Некоммерческого партнерства, не установила для данной организации,
   как   того   требует  глава  19  Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации, ни оперативного управления, ни хозяйственного ведения.
       Кроме того, выделение средств в качестве вступительного взноса
   из   резервного   фонда   не   соответствует  Положению  о порядке
   расходования  средств  резервного  фонда  администрации Тамбовской
   области,  утвержденному  постановлением администрации этой области
   от 29 сентября 1997 г. N 583.
       Довод   кассационной  жалобы,   что  администрация  Тамбовской
   области,  принимая  постановление,  выступала  от  имени  субъекта
   Российской  Федерации,   а  не  от  имени  исполнительного  органа
   государственной власти, противоречит содержанию постановления.
       Суд,  рассматривая  дело,  правильно проверял постановление на
   соответствие   его   иным,   имеющим   большую   юридическую  силу
   нормативным актам, как того требует ст. 13 ГК РФ.
       Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда РФ
   решение  Тамбовского  областного  суда  оставила без изменения,  а
   кассационную   жалобу   администрации   Тамбовской  области  - без
   удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz