Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.10.2001 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВПРАВЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, ПОСКОЛЬКУ ТАКАЯ ПОМОЩЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА САМОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
   РФ от 30 октября 2001 г.
   
                           (извлечение)
   
       Г.  обратилась  в Сахалинский  областной  суд  с заявлением  о
   признании незаконным п.  2 ст.  9 Закона Сахалинской области от 24
   июня  1998  г.  "О  прожиточном  минимуме в Сахалинской области" в
   части  установления  срока  предоставления  социальной  помощи  по
   бедности  с 1  января  2002  г.  всем  иным  лицам,  относящимся к
   категории бедных,  поскольку, по ее мнению, эта норма противоречит
   Федеральным   законам   "О   прожиточном   минимуме   в Российской
   Федерации"  и "О  государственной  социальной  помощи".  Она также
   указала,  что  является  пенсионером,  иного дохода помимо пенсии,
   размер которой ниже прожиточного минимума, не имеет, в связи с чем
   относится к категории бедных и имеет право на получение социальной
   помощи; установление в Законе области разных сроков предоставления
   социальной  помощи  для  граждан,  относящихся  к одной  и той  же
   категории - категории бедных, полагает противоречащим федеральному
   законодательству и ущемляющим ее права.
       Решением Сахалинского областного суда от 5 сентября 2001 г.  в
   удовлетворении заявления отказано.
       В  кассационной  жалобе  Г.  ставился вопрос об отмене решения
   суда в связи с его незаконностью.
       Судебная  коллегия  по гражданским делам Верховного Суда РФ 30
   октября  2001  г.  в  удовлетворении  жалобы отказала по следующим
   основаниям.
       Проанализировав   оспариваемое  положение  Закона  Сахалинской
   области   "О   прожиточном   минимуме   в Сахалинской  области"  и
   федеральное  законодательство,  суд  первой  инстанции  правомерно
   пришел   к  выводу  об  отсутствии  оснований  для  удовлетворения
   заявления.
       В  силу п.  "ж" ч.  1 ст.  72 Конституции Российской Федерации
   социальная  защита,  включая  социальное обеспечение,  находится в
   совместном  ведении  Российской  Федерации  и субъектов Российской
   Федерации.
       Согласно ч.  ч.  2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации
   по  предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
   Российской  Федерации  издаются федеральные законы и принимаемые в
   соответствии   с ними  законы  и иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов  Российской  Федерации,  которые  не могут противоречить
   федеральным законам,  принятым в соответствии с ч.  ч.  1 и 2 этой
   статьи.
       В подп.  "б" п.  1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999
   г.  N  184-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной власти
   субъектов     Российской     Федерации"     предоставлено    право
   законодательному (представительному) органу государственной власти
   субъекта   Российской   Федерации   осуществлять   законодательное
   регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и
   предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации и субъектов
   Российской  Федерации  в пределах  полномочий  субъекта Российской
   Федерации.
       Как указано в ст.  3 Федерального закона от 17 июля 1999 г.  N
   178-ФЗ  "О  государственной  социальной  помощи",  государственная
   социальная  помощь  оказывается в целях:  поддержания уровня жизни
   малоимущих семей,  а также малоимущих одиноко проживающих граждан,
   среднедушевой  доход  которых ниже величины прожиточного минимума,
   установленного  в соответствующем  субъекте  Российской Федерации;
   адресного и рационального использования бюджетных средств.
       Согласно   ст.   4   того  же  Федерального  закона  к ведению
   Российской Федерации в области оказания государственной социальной
   помощи относятся:  принятие федеральных законов и иных нормативных
   правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ
   правового   регулирования   в  области   оказания  государственной
   социальной  помощи;  разработка  и реализация  федеральных целевых
   программ  оказания  гражданам государственной социальной помощи на
   территории Российской Федерации; формирование федерального бюджета
   в  части  расходов  на оказание государственной социальной помощи;
   установление  видов  государственной  социальной помощи,  оказание
   которых обязательно на территории Российской Федерации.
       В силу п.  2 ст. 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N
   134-ФЗ  "О  прожиточном минимуме в Российской Федерации" условия и
   порядок    предоставления    государственной   социальной   помощи
   малоимущим  семьям  (гражданам)  устанавливаются  в соответствии с
   законодательством    Российской   Федерации   и  законодательством
   субъектов Российской Федерации.
       В  ст.  2 Закона Сахалинской области "О прожиточном минимуме в
   Сахалинской   области"  предусмотрено,   что  прожиточный  минимум
   предназначается для:
       1)  оценки  уровня  жизни  населения  области при разработке и
   реализации областных и местных социальных программ;
       2)  выявления  бедных  граждан в целях оказания им необходимой
   адресной социальной помощи;
       3)  обоснования устанавливаемых в области размера оплаты труда
   и социальных выплат;
       4) учета при формировании консолидированного бюджета области.
       Следовательно,  оказание  социальной  помощи  бедным гражданам
   производится из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
       Согласно ст. 9 Закона Сахалинской области социальная помощь по
   бедности предоставляется:
       1. С 1 января 1999 г.:
       а)  на  детей,  проживающих  в опекунских  семьях,  не имеющих
   опекунского пособия;
       б) детям - сиротам, обучающимся в высших учебных заведениях;
       в) студенческим семьям, имеющим детей, относящимся к категории
   бедных;
       г) семьям военнослужащих, погибших в армии.
       2.  С  1 января  2002  г.  -  всем  иным лицам,  относящимся к
   категории бедных.
       Поскольку  для оказания социальной помощи указанным категориям
   граждан  используются  средства  бюджета области,  законодательный
   орган   Сахалинской   области   вправе  был  установить  поэтапное
   предоставление такой помощи.
       Довод  кассационной  жалобы  и заявления  Г.   о  том,  что  в
   соответствии  со  ст.  5  Федерального  закона  "О государственной
   социальной   помощи"  в случае  недостаточности  средств  бюджетов
   субъектов  Российской  Федерации  и средств  местных  бюджетов  на
   оказание   государственной   социальной   помощи   такие  средства
   выделяются   субъектам  Российской  Федерации  и органам  местного
   самоуправления   за   счет  средств  бюджета  вышестоящего  уровня
   бюджетной   системы   Российской   Федерации   или  дополнительных
   источников  в порядке,  определенном  законодательством Российской
   Федерации,  правомерно не учтен при рассмотрении данного дела, так
   как  названное  положение Федерального закона может быть применено
   лишь при фактическом исполнении оспариваемого Закона.
       При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не
   имеется.
       Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда РФ
   решение   Сахалинского  областного  суда  от  5 сентября  2001  г.
   оставила   без   изменения,   кассационную   жалобу   Г.   -   без
   удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz