Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.04.2001 N ГКПИ 2001-746 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПУНКТА 3 "ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ",УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ ФСБ РФ ОТ 04.12.2000 N 613

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 24 апреля 2001 г. N ГКПИ 2001-746

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                   Самолине В.В.,
       с участием прокурора                              Молодых В.Г.

       рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   общероссийского   общественного   движения  "За  права
   человека" о признании частично недействительным п. 3 "Инструкции о
   порядке  рассмотрения  предложений,  заявлений  и жалоб  граждан в
   органах  федеральной  службы безопасности",  утвержденной Приказом
   ФСБ России от 4 декабря 2000 г. N 613,

                              установил:

       общероссийское   общественное  движение  "За  права  человека"
   обратилось  в Верховный  Суд  Российской  Федерации с заявлением о
   признании  частично  недействительным  п.  3 "Инструкции о порядке
   рассмотрения  предложений,  заявлений  и жалоб  граждан  в органах
   федеральной службы безопасности", утвержденной Приказом ФСБ России
   от 4 декабря 2001 г. N 613, т.к. оспариваемые положения Инструкции
   противоречат   действующему   законодательству   и нарушают  права
   граждан.
       В  судебном  заседании  Верховного  Суда  Российской Федерации
   представители ООД "За права человека" Симонова А.В.  и  Ихлов Е.В.
   поддержали заявленные требования.
       Представители  заинтересованных  лиц:  ФСБ  России Шелег В.С.,
   Комарова  Н.В.,  Минюста  России  Обушенко  Л.А.  возражали против
   удовлетворения заявления,  т.к.  оспариваемые положения Инструкции
   соответствуют   действующему  законодательству,   нормативный  акт
   принят  в пределах  полномочий ФСБ России,  прошел государственную
   регистрацию и не нарушает прав и свобод граждан.
       Выслушав     объяснения    представителей:     общероссийского
   общественного движения "За права человека" Симоновой А.В.,  Ихлова
   Е.В.,  заинтересованных  лиц:  ФСБ  России Шелеги В.С.,  Комаровой
   Н.В.,  Минюста  России Обушенко Л.А.,  исследовав материалы дела и
   заслушав  заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской
   Федерации  Молодых  В.Г.,  полагавшего,  что заявление не подлежит
   удовлетворению,  Верховный  Суд  Российской  Федерации  не находит
   оснований для удовлетворения заявленных требований.
       В  соответствии  со  ст.  13  Гражданского  кодекса Российской
   Федерации  ненормативный  акт  государственного  органа или органа
   местного  самоуправления,  а  в случаях,  предусмотренных законом,
   также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
   актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
   гражданина  или  юридического  лица,  могут  быть  признаны  судом
   недействительными.
       Приказом  Федеральной службы безопасности Российской Федерации
   от  4 декабря  2000  г.  N  613  утверждена  Инструкция  о порядке
   рассмотрения  предложений,  заявлений  и жалоб  граждан  в органах
   Федеральной службы безопасности.
       Данный  нормативный  акт  зарегистрирован  Минюстом  России  9
   января   2001   г.,   регистрационный   номер   2521, и официально
   опубликован.   Инструкция   определяет   единый   порядок   учета,
   регистрации,  рассмотрения  и разрешения предложений,  заявлений и
   жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан, подданных
   иностранных государств и лиц без гражданства,  а также организацию
   приема граждан в органах Федеральной службы безопасности.
       Согласно п.  3 "Инструкции о порядке рассмотрения предложений,
   заявлений   и  жалоб   граждан   в  органах   федеральной   службы
   безопасности" обращения,  не содержащие личной подписи автора, его
   фамилии,  имени и отчества,  а также данных о месте его жительства
   (работы,   учебы),  признаются  анонимными  и не  рассматриваются.
   Решение  об  этом  принимает начальник органа безопасности или его
   заместители. Регистрация таких обращений осуществляется в порядке,
   установленном  настоящей Инструкцией,  после чего они уничтожаются
   (за  исключением  тех  анонимных  обращений,  в которых содержатся
   признаки   подготавливаемого,    совершаемого   или   совершенного
   противоправного   деяния,   а   также   сведения   о  лицах,   его
   подготавливающих,    совершающих    или   совершивших.  (Анонимные
   обращения,   в   которых  содержатся  признаки  подготавливаемого,
   совершаемого  или  совершенного  противоправного  деяния,  а также
   сведения   о  лицах,   его   подготавливающих,   совершающих   или
   совершивших,    направляются   для   проверки   в  соответствующие
   подразделения органов безопасности либо по подследственности.)
       Коллективными  обращениями  признаются обращения,  поданные от
   имени двух и более лиц.
       Как  пояснили  в суде  представители  ФСБ России Шелег В.С.  и
   Комарова Н.В.,  пунктом 3 Инструкции определено, что обращения, не
   содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а
   также  данных  о месте его жительства (работы,  учебы), признаются
   анонимными   и не  рассматриваются.   Данное  положение  полностью
   соответствует Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля
   1968  года "О порядке рассмотрения предложений,  заявлений и жалоб
   граждан"  (с  изменениями  и дополнениями  от 4 марта 1980 г.  и 2
   февраля 1988 г.).
       При   этом   указанный   пункт   предусматривает  обязательное
   уничтожение  таких  обращений  после их регистрации,  что в полной
   мере  соответствует конституционным требованиям о запрете на сбор,
   хранение,  использование  и распространение  информации  о частной
   жизни  лица  без его согласия и направлено на защиту прав и свобод
   граждан.
       Из  объяснений представителя ООД "За права человека" Симоновой
   А.В.  следует,  что  заявителя  не устраивает сам факт регистрации
   анонимных  обращений  в  органах безопасности,  а также допущенные
   п. 3  Инструкции  исключения  в отношении  анонимных  обращений, в
   которых содержатся  признаки подготавливаемого, совершаемого   или
   совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его
   подготавливающих,   совершающих   или  совершивших,   когда  такие
   обращения   не   уничтожаются,   а  направляются  для  проверки  в
   соответствующие   подразделения   органов   безопасности  либо  по
   подследственности.
       Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения
   предложений,  заявлений и жалоб граждан" обязывает государственные
   органы  при рассмотрении обращений граждан внимательно разбираться
   в   их   существе,   в  случае  необходимости  истребовать  нужные
   документы,  направлять работников на места для проверки, принимать
   другие   меры  для  объективного  разрешения  вопроса,   принимать
   обоснованные  решения,  обеспечивать своевременное и правильное их
   исполнение;  сообщать  гражданам  в письменной  или устной форме о
   принятых решениях.
       Согласно  ч.  3  ст.  2  настоящего Указа письменное обращение
   гражданина  должно  быть им подписано с указанием фамилии,  имени,
   отчества   и  содержать  помимо  изложения  существа  предложения,
   заявления либо жалобы также данные о месте его жительства,  работы
   или  учебы.  Обращение,  не  содержащее этих сведений,  признается
   анонимным и рассмотрению не подлежит.
       Оспариваемые  положения  п.  3  Инструкции  не предусматривают
   рассмотрение анонимных обращений.
       Факт  регистрации анонимных обращений в органах безопасности и
   направление  анонимных  обращений,  в  которых содержатся признаки
   подготавливаемого,  совершаемого  или совершенного противоправного
   деяния,   а   также   сведения   о лицах,   его  подготавливающих,
   совершающих   или   совершивших,  для  проверки  в соответствующие
   подразделения  органов безопасности   либо по подследственности не
   противоречат  действующему  законодательству  и не нарушают прав и
   свобод граждан.
       Федеральный  закон  "Об  оперативно  - розыскной деятельности"
   определяет    оперативно   -  розыскную   деятельность   как   вид
   деятельности,   осуществляемой   гласно   и негласно  оперативными
   подразделениями  государственных  органов,  уполномоченных  на  то
   настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством
   проведения   оперативно  - розыскных  мероприятий  в целях  защиты
   жизни,    здоровья,   прав   и  свобод   человека   и  гражданина,
   собственности,  обеспечения безопасности общества и государства от
   преступных посягательств (статья 1).
       Согласно ст.  13 ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности" и
   ст. 10 ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской
   Федерации"  органы  Федеральной  службы  безопасности осуществляют
   оперативно  - розыскные мероприятия по выявлению,  предупреждению,
   пресечению  и раскрытию  шпионажа,  террористической деятельности,
   организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия
   и   наркотических  средств,   контрабанды  и других  преступлений,
   дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к
   их  ведению,  а также по выявлению,  предупреждению,  пресечению и
   раскрытию   деятельности   незаконных   вооруженных  формирований,
   преступных   групп,   отдельных  лиц  и общественных  объединений,
   ставящих  своей  целью  насильственное  изменение конституционного
   строя Российской Федерации.
       Основания  для  проведения  оперативно - розыскных мероприятий
   названы  в ст.  7  ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности",  в
   частности,   к   ним   относятся   ставшие   известными   органам,
   осуществляющим  оперативно  - розыскную  деятельность, сведения  о
   признаках   подготавливаемого,   совершаемого   или   совершенного
   противоправного  деяния,  а  также о лицах,  его подготавливающих,
   совершающих  или  совершивших,  если  нет  достаточных  данных для
   решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
       Учитывая,  что  положения  оспариваемого  нормативного акта не
   противоречат  действующему законодательству,  приняты ФСБ России в
   пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не
   нарушают   права  и свободы  граждан,   заявление  ООД  "За  права
   человека" не подлежит удовлетворению.
       На основании изложенного,  руководствуясь ст.  ст.  191,  192,
   197, 239.7  Гражданско - процессуального кодекса РСФСР,  Верховный
   Суд Российской Федерации

                                решил:

       заявление  общероссийского  общественного  движения  "За права
   человека"  о признании недействительным п. 3 "Инструкции о порядке
   рассмотрения  предложений,   заявлений  и жалоб граждан  в органах
   федеральной    службы    безопасности",    утвержденной   Приказом
   Федеральной  службы безопасности Российской Федерации от 4 декабря
   2000 г. N 613, оставить без удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней
   после вынесения судом решения в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz