Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 13 ДЕКАБРЯ 1974 ГОДА N 10 О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ В ПОРЯДКЕ СУДЕБНОГО НАДЗОРА

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 10
                       ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

                 О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
                       В ПОРЯДКЕ СУДЕБНОГО НАДЗОРА
                          от 13 декабря 1974 г.
         (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением
                    Пленума N 5 от 29 августа 1980 г.)

        Обобщение практики  пересмотра  вступивших  в  законную   силу
    решений,  определений  и постановлений свидетельствует о том,  что
    суды,  рассматривающие  гражданские  дела  в  порядке  надзора,  в
    основном  правильно,  в  соответствии с законом,  осуществляют эту
    деятельность, исправляют судебные ошибки, способствуют правильному
    и единообразному применению правовых норм.
        Вместе с  тем  в  работе  судов   еще   имеются   существенные
    недостатки.  Не изжиты факты невнимательного рассмотрения просьб о
    принесении протеста,  необоснованного отказа  в  истребовании  для
    проверки  гражданских  дел.  С другой стороны,  истребованные дела
    иногда  изучаются  поверхностно,  в  результате  чего  неправильно
    разрешается  вопрос  о наличии оснований для принесения протеста в
    порядке надзора.  Определения и постановления иногда  недостаточно
    мотивируются, особенно при передаче дела на новое рассмотрение.
        В практике возникли некоторые вопросы, связанные с применением
    законодательства, в решении которых нет единства.
        В целях повышения  качества  рассмотрения  гражданских  дел  в
    порядке  судебного  надзора  и  обеспечения правильного применения
    правовых норм Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
        1. Обратить  внимание  судов,  рассматривающих  дела в порядке
    надзора,  на  необходимость  устранения  отмеченных   недостатков,
    повышения  качества  их  работы  и  ее  эффективности в устранении
    судебных ошибок и предупреждении правонарушений.
        Во всей своей деятельности эти суды должны исходить  из  того,
    что  надлежащая  проверка  законности  и  обоснованности  судебных
    решений является важной гарантией защиты прав и охраняемых законом
    интересов граждан и организаций.
        2. При рассмотрении соответствующими должностными лицами судов
    заявлений  с  просьбами   о   принесении   протеста   обеспечивать
    правильное   и  своевременное  их  разрешение.  Если  в  заявлении
    приводятся  убедительные  доводы  о   необоснованности   судебного
    решения   или  о  допущенном  судом  существенном  нарушении  норм
    материального   или   процессуального   права,    дело    подлежит
    истребованию  для  проверки  в  порядке  надзора.  Оно должно быть
    незамедлительно выслано по запросу.  При  отсутствии  оснований  к
    истребованию  дела  или  к  принесению  протеста  лицу,  подавшему
    заявление,  должен быть дан письменный ответ с  указанием  мотивов
    оставления заявления без удовлетворения.
        В случае отказа в удовлетворении заявлений рекомендовать судам
    составлять   по  истребованным  гражданским  делам  мотивированные
    заключения об отсутствии оснований для принесения протеста (в ред.
    постановления Пленума N 5 от 29 августа 1980 г.).
        3. В   соответствии   с   ч.   2  ст.  49  Основ  гражданского
    судопроизводства Союза ССР и союзных республик  должностные  лица,
    которым   предоставлено   право  принесения  протестов  в  порядке
    надзора,  могут  до  окончания  производства  в  порядке   надзора
    приостановить исполнение решений,  определений и постановлений, за
    исключением случаев,  когда они, в силу закона или по решению суда
    в  пределах  предоставленных  ему  прав,  обращены  к немедленному
    исполнению (ст.ст. 210, 211 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК
    других союзных республик).
        При отсутствии оснований  к  принесению  протеста  должностное
    лицо,  истребовавшее  дело  и  приостановившее исполнение решения,
    определения или постановления,  отменяет  приостановление,  о  чем
    сообщает заинтересованным лицам и суду.
        4. Разъяснить,  что  протест  в  порядке  надзора  может  быть
    принесен как на  все  решение,  определение  или  постановление  в
    целом,  так  и  на их мотивировочную часть,  если изложенные судом
    выводы и доводы являются ошибочными,  но не повлияли на разрешение
    дела  по существу.  В случае принесения протеста на мотивировочную
    часть суд, рассматривающий дело в порядке надзора, признав протест
    обоснованным,  выносит  определение  (постановление)  об изменении
    решения,  определения или  постановления  в  этой  части  (в  ред.
    постановления Пленума N 5 от 29 августа 1980 г.).
        5. По смыслу ст.  324 ГПК РСФСР и соответствующих  статей  ГПК
    других союзных республик недопустимо принесение одного протеста на
    решения по двум  и  более  гражданским  делам,  независимо  от  их
    взаимной  связанности.  Дела,  на решения по которым принесен один
    протест,  возвращаются  должностному  лицу,  внесшему   его,   для
    надлежащего оформления.
        6. Обратить  внимание  судов  на   важность   неукоснительного
    исполнения  требований  закона  (ч.  7  ст.  49 Основ гражданского
    судопроизводства) о своевременном направлении  сторонам  и  другим
    лицам,  участвующим  в  деле,  копий протеста,  принесенного по их
    делу.  В необходимых случаях эти лица извещаются о времени и месте
    рассмотрения дела.
        Лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в случае
    их явки допускаются к участию в судебном заседании.
        7. Согласно  ст.  326  ГПК РСФСР и соответствующим статьям ГПК
    других союзных республик должностное  лицо,  принесшее  протест  в
    порядке  надзора,  вправе отозвать его до начала рассмотрения дела
    судом.  В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван,
    ни изменен.  Об отзыве протеста суд извещает стороны и других лиц,
    участвующих в деле.
        Если должностное   лицо,   принесшее   протест,   в  ходе  его
    рассмотрения высказывает иное,  чем в протесте,  мнение, оно может
    быть  учтено  судом  при  вынесении определения (постановления) по
    делу (в ред. постановления Пленума N 5 от 29 августа 1980 г.).
        8. В  силу  ст.   51   Основ   гражданского   судопроизводства
    основаниями  к  отмене  в  порядке надзора решений,  определений и
    постановлений суда являются их необоснованность  или  существенные
    нарушения норм материального или процессуального права.
        При проверке  законности  и обоснованности вынесенного по делу
    решения,  определения   и   постановления   необходимо   выяснять,
    насколько    полно,    всесторонне    и   объективно   исследованы
    действительные обстоятельства дела, соблюдены ли требования статей
    41  и  42  Основ  гражданского  судопроизводства,  не  допущены ли
    существенные нарушения норм материального и процессуального права.
    Обеспечивая  устранение ошибок в разрешении гражданских дел,  суды
    должны вместе с тем иметь в виду,  что применительно к ч. 3 ст. 47
    Основ  гражданского  судопроизводства  не  может  быть  отменено в
    порядке надзора правильное по существу  решение,  определение  или
    постановление  по одним лишь формальным соображениям.  Не является
    основанием  к  отмене  решения,  определения  или   постановления,
    например,  такое нарушение норм процессуального права,  которое не
    привело и не могло привести к  неправильному  разрешению  дела  (в
    ред. постановления Пленума N 5 от 29 августа 1980 г.).
        9. Суд,  рассматривающий дело в порядке надзора,  в силу ч.  5
    ст.  49 Основ гражданского  судопроизводства  не  связан  доводами
    протеста  и  обязан  проверить дело в полном объеме.  Законность и
    обоснованность решения, определения и постановления проверяются по
    имеющимся  в  деле и дополнительно представленным материалам как в
    опротестованной,  так и  в  неопротестованной  части,  а  равно  в
    отношении лиц, не указанных в протесте.
        Дополнительные материалы  могут быть приложены к протесту либо
    представлены непосредственно в  суд  гражданами  и  организациями.
    Суд,   рассматривающий   дело   в   порядке  надзора,  вправе  сам
    истребовать необходимые материалы по ходатайству лиц,  участвующих
    в деле,  их представителей, а также по своей инициативе, например,
    получить мнение сведущего  лица  в  письменном  виде  по  вопросу,
    имеющему значение для разрешения дела. Однако суд, рассматривающий
    дело в порядке надзора,  не может назначить экспертизу по делу,  в
    том числе дополнительную или повторную.
        Дополнительные материалы   оцениваются   в   совокупности    с
    имеющимися  в  деле доказательствами;  они принимаются во внимание
    при решении вопроса о законности и  обоснованности  вынесенных  по
    делу решения, определения и постановления.
        Суд, рассматривающий   дело   в  порядке  надзора,  не  вправе
    изменить  решение  или  вынести   новое   решение   на   основании
    дополнительных материалов, которые не рассматривались судом первой
    инстанции. Вместе с тем эти материалы могут быть положены в основу
    отмены решения,  определения и постановления. При наличии сомнений
    в правильности заключения эксперта, имевшего существенное значение
    для   вынесения  решения,  суд,  рассматривающий  дело  в  порядке
    надзора,  отменяя  это  решение  и   направляя   дело   на   новое
    рассмотрение  в  суд  первой  инстанции,  вправе  дать  указание о
    необходимости повторной экспертизы (в ред. постановления Пленума N
    5 от 29 августа 1980 г.).
        10. На  новое  кассационное  рассмотрение  дело   может   быть
    передано,  если  суд  кассационной инстанции допустил существенные
    процессуальные   нарушения,   которые   лишили   его   возможности
    надлежащим образом проверить законность и обоснованность решения и
    доводы жалобы или протеста (неизвещение лиц, участвующих в деле, о
    времени  и  месте  рассмотрения  дела;  рассмотрение  дела судом в
    ненадлежащем составе и т.  п.).  Вместе с тем суд, рассматривающий
    дело  в  порядке  надзора,  не  должен  направлять  дело  на новое
    кассационное  рассмотрение,  если  он  не  согласен   с   выводами
    кассационной  инстанции,  повлекшими необоснованную отмену решения
    суда первой инстанции.
        11. При применении ст.  50 Основ гражданского судопроизводства
    следует иметь в виду,  что суд,  рассматривающий  дело  в  порядке
    надзора,  вправе  прекратить  производство  по  делу либо оставить
    заявление без рассмотрения, если обстоятельства, влекущие принятие
    такого решения, не требуют проверки в суде первой инстанции.
        Одно из  ранее вынесенных по делу решений может быть оставлено
    в  силе,  если  оно  не  противоречит   закону   и   соответствует
    обстоятельствам дела.
        Изменяя решение, определение и постановление либо вынося новое
    решение,  суд должен исходить из обстоятельств дела, установленных
    судом первой инстанции.
        111. Если суд, рассматривающий дело в порядке надзора, отменив
    полностью или в  части  решение,  определение  или  постановление,
    вместе   с   тем   приходит  к  выводу  о  наличии  обстоятельств,
    предусмотренных  ст.  40  Основ   гражданского   судопроизводства,
    статьями 214, 215 ГПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК других
    союзных республик,  то в этом  случае  дело  передается  на  новое
    рассмотрение  в  суд первой инстанции с указанием в мотивировочной
    части определения (постановления) на необходимость обсудить вопрос
    о  приостановлении  производства  по  делу  (в ред.  постановления
    Пленума N 5 от 29 августа 1980 г.).
        12. При повторной отмене решения, определения, постановления и
    направлении  дела на новое рассмотрение следует обсуждать вопрос о
    передаче дела не  в  тот  суд,  решение  которого  отменено,  а  в
    вышестоящий по отношению к нему суд.
        13. Обратить  внимание  судов,  рассматривающих дела в порядке
    надзора, что в силу ст. 52 Основ гражданского судопроизводства при
    отмене  решения,  определения,  постановления  и  передаче дела на
    новое  рассмотрение  в  суд  первой  инстанции  они  должны  четко
    излагать мотивы отмены,  какие доказательства следует истребовать,
    а также какие другие  действия  должен  совершить  суд  при  новом
    рассмотрении  дела.  Вместе  с  тем суду первой инстанции не могут
    быть даны указания,  предрешающие выводы о  доказанности  тех  или
    иных  обстоятельств дела,  достоверности доказательств,  а также о
    том, какая должна быть применена норма материального права и какое
    решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела.
        131. Установив при рассмотрении дела в порядке надзора ошибки,
    допущенные  судами,  надзорная  инстанция  может  указать на них в
    частном определении (постановлении).  Суд,  рассматривающий дело в
    порядке     надзора,    вправе    также    частным    определением
    (постановлением) обратить внимание  руководителей  соответствующих
    государственных предприятий,  учреждений,  организаций,  колхозов,
    иных   кооперативных   организаций,   их    объединений,    других
    общественных  организаций на установленные по делу факты нарушения
    закона,   причины   и   условия,    способствовавшие    совершению
    правонарушения, и на необходимость принятия мер к их устранению (в
    ред. постановления Пленума N 5 от 29 августа 1980 г.).
        132. Разъяснить,  что:  применительно  к  ч.  6  ст.  37 Основ
    гражданского судопроизводства,  статьям 204, 206 и 207 ГПК РСФСР и
    соответствующим   статьям   ГПК   других  союзных  республик  суд,
    рассматривающий  дело  в  порядке  надзора,  вправе,   исходя   из
    фактических   обстоятельств   дела,   установленных  судом  первой
    инстанции,   исправить   арифметическую   ошибку,   допущенную   в
    вынесенном  этой  надзорной инстанцией определении (постановлении)
    об изменении решения либо о  вынесении  нового  решения,  а  также
    разъяснить это определение (постановление) в случае его неясности,
    либо  разрешить   вопрос   об   отсрочке,   рассрочке   исполнения
    измененного   или  вынесенного  им  нового  решения,  а  также  об
    изменении способа и порядка его исполнения; проверяя дело в полном
    объеме,  суд,  рассматривающий  дело  в  порядке  надзора,  вправе
    выяснять законность и обоснованность вынесенного по делу  частного
    определения; в случае установления его неправильности оно подлежит
    отмене (в ред. постановления Пленума N 5 от 29 августа 1980 г.).
        Верховным судам  союзных  и  автономных  республик,   краевым,
    областным, городским судам, судам автономных областей и автономных
    округов необходимо  периодически  обобщать  практику  рассмотрения
    гражданских  дел  в порядке надзора,  шире используя эти материалы
    для устранения причин,  порождающих судебные ошибки,  и  повышения
    эффективности   в  предупреждении  нарушений  законности  (в  ред.
    постановления Пленума N 5 от 29 августа 1979 г.).
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz