Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.08.2004 N ВКПИ04-77 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ АБЗАЦА 2 ПУНКТА 3 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 11.03.2003 N 308

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-77
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи Верховного Суда
       Российской Федерации                            Шалякина А.С.,
       при секретаре майоре юстиции                   Пилипчуке А.А.,
       с участием военного прокурора
       отдела 6 управления
       Главной военной прокуратуры
       полковника юстиции                                Кочура А.А.,
       представителя Президента Российской Федерации
       подполковника юстиции                           Полябина О.Э.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе   И.   о  признании  абзаца  2  пункта  3  Указа  Президента
   Российской  Федерации  от 11 марта 2003 года  N  308  "О  мерах  по
   совершенствованию    государственного    управления    в    области
   безопасности  Российской  Федерации" не  соответствующим  пункту  2
   статьи  44,  пункту  3 статьи 32 Федерального  закона  "О  воинской
   обязанности  и  военной  службе" и статье 17  Положения  о  порядке
   прохождения   военной  службы,  утвержденного   Указом   Президента
   Российской  Федерации  N  1237 от 16 сентября  1999  года  "Вопросы
   прохождения военной службы",
   
                              установил:
   
       11 марта 2003 года Президент Российской Федерации издал Указ  N
   308  "О  мерах  по совершенствованию государственного управления  в
   области безопасности Российской Федерации" (далее - Указ).
       И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой,  в
   которой оспаривает законность абзаца 2 пункта 3 Указа.
       Данная  норма  устанавливает, что военнослужащие и  гражданский
   персонал   пограничных   войск,  органов   пограничной   службы   и
   организаций    упраздняемых    Пограничной    службы     Российской
   Федерации...  до  проведения соответствующих организационно-штатных
   мероприятий  проходят  военную службу (проходят  службу,  работают)
   соответственно в пограничных войсках и органах, входящих  в  состав
   федеральной   службы   безопасности...   в   занимаемых    воинских
   должностях (должностях) без переаттестации и переназначения.
       Обосновывая свои требования, заявитель указывает,  что  в  2000
   году  им  с  Федеральной пограничной службой  Российской  Федерации
   (ФПС  РФ)  был  заключен контракт о прохождении военной  службы  на
   время учебы и пять лет после окончания учебы.
       Однако  с  1 июля 2003 года Указом Президента РФ N  308  от  11
   марта  2003  года  ФПС РФ упразднена и пограничные  войска  ФПС  РФ
   переданы  в состав Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ  РФ),  в
   результате    чего   статус   Краснознаменного   Северо-Кавказского
   регионального  пограничного  управления  ФПС  РФ,  в   котором   он
   проходил    военную    службу,   изменился   и    преобразован    в
   территориальный орган ФСБ России.
       Заявитель   делает  вывод  о  нарушении  своих  прав,   которое
   усматривает в том, что на основании требований абзаца  2  пункта  3
   Указа на него возложена обязанность проходить военную службу в  ФСБ
   РФ  без  его  согласил и заключения нового контракта о  прохождении
   военной службы.
       С  учетом  изложенного И. утверждает, что это  положение  Указа
   противоречит  требованиям пункта 2 статьи 44, пункта  3  статьи  32
   Федерального  закона "О воинской обязанности и  военной  службе"  и
   статье   17   Положения  о  порядке  прохождения  военной   службы,
   утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237  от  16
   сентября  1999  года "Вопросы прохождения военной службы"  (в  ред.
   Указов Президента РФ от 15.10.1999 N 1366, от 10.04.2000 N 653,  от
   26.06.2000 N 1175, от 17.04.2003 N 444).
       В   судебном   заседании  представитель  Президента  Российской
   Федерации  Полябин О.Э. требования заявителя не признал и  пояснил,
   что  согласно  ст.  90  Конституции Российской Федерации  Президент
   Российской   Федерации   издает  указы  и   распоряжения,   которые
   обязательны   для   исполнения   на  всей   территории   Российской
   Федерации.  Во исполнение конституционных норм и других федеральных
   законов,   определяющих   порядок   прохождения   военной   службы,
   Президент Российской Федерации издал Указ от 11 марта 2003  года  N
   308  "О  мерах  по совершенствованию государственного управления  в
   области  безопасности  Российской  Федерации",  согласно  абзацу  2
   пункта   3  которого  военнослужащие  пограничных  войск,   органов
   пограничной  службы  и организаций упраздняемой Пограничной  службы
   РФ    до    проведения    соответствующих    организационно-штатных
   мероприятий  проходят военную службу соответственно  в  пограничных
   войсках   и   органах,   входящих  в  состав   Федеральной   службы
   безопасности Российской Федерации в занимаемых воинских  должностях
   без   переаттестации  и  переназначения.  Таким  образом,   считает
   представитель   Президента  Российской  Федерации   Полябин   О.Э.,
   фактически  произошло лишь упразднение одних органов исполнительной
   власти   с   переподчинением  конкретных   подразделений,   органов
   управления  и  передачей  соответствующих  функций  другим  органам
   исполнительной  власти.  Тем самым Президент  Российской  Федерации
   при  издании  Указа  действовал  в  пределах  своих  полномочий  по
   принятию  мер  по  охране  суверенитета  Российской  Федерации,  ее
   независимости  и  государственной целостности.  При  этом,  пояснил
   представитель    Президента    РФ   Полябин    О.Э.,    действующее
   законодательство    не    устанавливает   обязанность    Президента
   Российской  Федерации  определять,  в  отношении  каких   конкретно
   органов  управления, подразделений, должностей могут быть проведены
   организационно-штатные      мероприятия.      Это       компетенция
   соответствующих  органов исполнительной власти, в  которых  законом
   предусмотрена военная служба.
       Следовательно,  оспариваемый заявителем И.  абзац  2  пункта  3
   Указа  не  противоречит ни п. 2 ст. 44, ни п. 3 ст. 32 Федерального
   закона  "О  воинской обязанности и военной службе",  ни  каким-либо
   иным нормам действующего законодательства.
       Выслушав    представителя   Президента   Российской   Федерации
   подполковника   юстиции   Полябина   О.Э.,   возражавшего    против
   требований   заявителя,  исследовав  материалы  дела   и   заслушав
   заключение прокурора полковника юстиции Кочура А.А., полагавшего  в
   удовлетворении  требований И. отказать, Верховный Суд  РФ  находит,
   что   требования  И.  не  подлежат  удовлетворению   по   следующим
   основаниям.
       Согласно   ч.   1  ст.  36  Федерального  закона  "О   воинской
   обязанности  и  военной службе" порядок прохождения военной  службы
   определяется  настоящим Федеральным законом,  другими  федеральными
   законами, Положением о порядке прохождения военной службы  и  иными
   нормативными актами Российской Федерации.
       Аналогичные  требования содержатся и в п. 3 ст. 1  Положения  о
   порядке   прохождения   военной   службы,   утвержденного    Указом
   Президента  Российской Федерации N 1237 от 16  сентября  1999  года
   "Вопросы  прохождения военной службы" (в ред. Указов Президента  РФ
   от  15.10.1999 N 1366, от 10.04.2000 N 653, от 26.06.2000  N  1175,
   от 17.04.2003 N 444).
       В  соответствии со ст. 32 Федерального конституционного  закона
   от  17.12.1997  N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской  Федерации"  (в
   редакции  Федеральных конституционных законов от  31.12.1997  N  3-
   ФКЗ,  от  19.06.2004  N  4-ФКЗ) Президент  Российской  Федерации  в
   соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
   конституционными   законами,   федеральными   законами    руководит
   деятельностью  федеральных органов исполнительной власти,  ведающих
   вопросами   обороны,  безопасности,  а  также   осуществляет   иные
   полномочия  как  Верховный  Главнокомандующий  Вооруженными  Силами
   Российской  Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской
   Федерации.
       В   силу  ст.  90  Конституции  Российской  Федерации  указы  и
   распоряжения   Президента  Российской  Федерации  обязательны   для
   исполнения на всей территории Российской Федерации.
       Таким   образом,  Президент  Российской  Федерации   в   рамках
   указанных  правовых норм издав соответствующий Указ,  действовал  в
   пределах    своих   полномочий   и   исключительной    компетенции,
   установленной законом.
       Оспариваемый  заявителем абзац 2 пункта 3 Указа  устанавливает,
   что   военнослужащие  и  гражданский  персонал  пограничных  войск,
   органов  пограничной службы и организаций упраздняемых  Пограничной
   службы   Российской  Федерации...  до  проведения   соответствующих
   организационно-штатных   мероприятий   проходят   военную    службу
   (проходят службу, работают) соответственно в пограничных войсках  и
   органах,  входящих  в состав федеральной службы  безопасности...  в
   занимаемых  воинских должностях (должностях) без  переаттестации  и
   переназначения.   До  проведения  соответствующих   организационно-
   штатных  мероприятий  за указанными военнослужащими...  сохраняются
   действующие порядок материального обеспечения, льготы,  гарантии  и
   компенсации.
       Вместе  с  тем  данный  Указ  Президента  Российской  Федерации
   определяет   порядок  прохождения  военной  службы  военнослужащими
   упраздненной  ФПС РФ, переданными в составе пограничных  войск  ФСБ
   РФ,   и  не  предусматривает  необходимость  заключения  ими  новых
   контрактов  о  прохождении военной службы с  ФСБ  РФ  до  окончания
   срока действия аналогичных контрактов, ранее заключенных с ФПС РФ.
       Ссылка  И. на положения пункта 2 статьи 44 Федерального  закона
   "О  воинской обязанности и военной службе" и статью 17 Положения  о
   порядке   прохождения   военной   службы,   утвержденного    Указом
   Президента  Российской Федерации N 1237 от 16  сентября  1999  года
   "Вопросы  прохождения  военной службы",  является  несостоятельной,
   поскольку    данные    нормативные    акты    определяют    порядок
   прикомандирования и перевода военнослужащих.
       Между  тем,  как  указано  выше, абзац  2  пункта  3  Указа  ни
   прикомандирования, ни перевода военнослужащих пограничных войск  не
   предусматривает,  соответственно,  и  согласия  военнослужащих,   к
   которым  относится  и  заявитель, либо  их  просьб  о  переводе  не
   требуется.
       К  тому же и оспариваемый заявителем Указ издан, а Положение  о
   порядке  прохождения  военной службы  утверждено  одним  и  тем  же
   должностным  лицом  -  Президентом Российской  Федерации,  обладают
   одинаковой  юридической  силой  и  не  имеют  приоритета  друг  над
   другом.
       Не противоречит оспариваемая норма Указа и требованиям пункта 3
   статьи  32  Федерального закона "О воинской обязанности  и  военной
   службе",   поскольку   оснований  для   прекращения   контракта   о
   прохождении  военной  службы либо заключения  нового  контракта,  а
   также  иных  отношений,  связанных с ним,  вопреки  мнению  И.,  не
   возникло.
       Таким образом, требования И. удовлетворению не подлежат.
       Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
   
                                решил:
   
       в  удовлетворении требований И. о признании абзаца 2  пункта  3
   Указа  Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года N  308
   "О   мерах  по  совершенствованию  государственного  управления   в
   области   безопасности  Российской  Федерации"  не  соответствующим
   пункту  2  статьи  44,  пункту 3 статьи 32 Федерального  закона  "О
   воинской  обязанности  и военной службе" и статье  17  Положения  о
   порядке   прохождения   военной   службы,   утвержденного    Указом
   Президента  Российской Федерации N 1237 от 16  сентября  1999  года
   "Вопросы прохождения военной службы", отказать.
       Решение  может быть обжаловано в течение 10 дней в Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                             А.ШАЛЯКИН
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz