Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N КАС01-502 ОТ 17.01.2002 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.03.1999 N 351 "ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ" ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ СУДОМ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ЖАЛОБА БЫЛА РАССМОТРЕНА В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ПО ТЕМ ТРЕБОВАНИЯМ, КОТОРЫЕ В НЕЙ ИЗЛАГАЛИСЬ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                   от 17 января 2002 г. N КАС01-502
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                                     Кебы Ю.Г.,
                                                        Анохина В.Д.,
       с участием прокурора                             Морозова Ю.Ю.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января  2002  года
   дело  по  жалобе Г. на Постановление Правительства РФ от  29  марта
   1999   года  N  351  "Вопросы  реализации  президентской  программы
   "Государственные  жилищные сертификаты"  в  редакции  Постановления
   Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N  1095
   по  кассационной  жалобе Г. на решение Верховного  Суда  РФ  от  17
   сентября  2001  года, которым заявителю отказано  в  удовлетворении
   заявленного требования.
       Заслушав   доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ   Федина   А.И.,
   объяснения   представителей  Правительства  РФ  Овчарова   П.И.   и
   Наседкина  Э.Л.,  возражавших  против  удовлетворения  кассационной
   жалобы,   выслушав  заключение  прокурора  управления   Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Морозова   Ю.Ю.,   полагавшего
   кассационную    жалобу   необоснованной,   Кассационная    коллегия
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Г.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой  о
   признании  незаконным  вышеуказанного  Постановления  Правительства
   Российской  Федерации,  сославшись  на  то,  что  оспариваемый   им
   нормативный  акт  противоречит Конституции Российской  Федерации  и
   Федеральному   закону   "О   статусе   военнослужащих",   поскольку
   ограничивает  права  граждан  в  возможности  приобретения   жилого
   помещения  в  рамках федеральной целевой программы "Государственные
   жилищные сертификаты".
       Решением  Верховного Суда РФ от 17 сентября 2001 года заявителю
   отказано в удовлетворении его жалобы.
       В  кассационной  жалобе, не соглашаясь  с  решением,  заявитель
   просит   его   отменить.  По  его  мнению,  предметом  рассмотрения
   судебного   заседания   был  не  "Порядок   выпуска   и   погашения
   государственных  жилищных сертификатов, выдаваемых  военнослужащим,
   увольняемым  с военной службы, сотрудникам органов внутренних  дел,
   учреждений  и  органов уголовно-исполнительной системы Министерства
   юстиции  Российской  Федерации, увольняемым со  службы,  гражданам,
   уволенным  с  военной службы, со службы из органов внутренних  дел,
   учреждений  и  органов  уголовно-исполнительной  системы,  а  также
   гражданам,   подлежащим  переселению  из  закрытых  и  обособленных
   военных     городков",    утвержденный    данным     Постановлением
   Правительства  Российской Федерации, а само Постановление,  которое
   им  не  обжаловалось.  Кроме того, Г. считает,  что  обжалуемый  им
   нормативный  правовой  акт  вступает в противоречие  с  положениями
   Конституции   Российской  Федерации  и   Закона   РФ   "О   статусе
   военнослужащих",  однако  судом эти обстоятельства  исследованы  не
   были,  а в подтверждение доводов, на которые ссылались ответчики  в
   судебном заседании, не было представлено доказательств.
       Изучив   материалы  дела  и  обсудив  доводы,   приведенные   в
   кассационной   жалобе,   Кассационная  коллегия   находит   ее   не
   подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
       Утверждение заявителя о том, что судом при рассмотрении дела по
   его  жалобе  исследовалось  Постановление Правительства  Российской
   Федерации  от  29  марта  1999 года N 351,  а  не  утвержденный  им
   "Порядок    выпуска    и    погашения   государственных    жилищных
   сертификатов,  выдаваемых  военнослужащим,  увольняемым  с  военной
   службы,  сотрудникам органов внутренних дел, учреждений  и  органов
   уголовно-исполнительной  системы  Министерства  юстиции  Российской
   Федерации,  увольняемым со службы, гражданам, уволенным  с  военной
   службы,  со службы из органов внутренних дел, учреждений и  органов
   уголовно-исполнительной  системы,  а  также  гражданам,  подлежащим
   переселению из закрытых и обособленных военных городков",  является
   голословным. Судом жалоба была рассмотрена в полном объеме  по  тем
   требованиям, которые в ней излагались.
       Кроме того, утвержденный данным Постановлением "Порядок выпуска
   и   погашения  государственных  жилищных  сертификатов,  выдаваемых
   военнослужащим,  увольняемым с военной службы, сотрудникам  органов
   внутренних   дел,   учреждений  и  органов  уголовно-исполнительной
   системы  Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым  со
   службы,  гражданам,  уволенным  с  военной  службы,  со  службы  из
   органов    внутренних   дел,   учреждений   и   органов   уголовно-
   исполнительной  системы, а также гражданам, подлежащим  переселению
   из  закрытых и обособленных военных городков" является неотъемлемой
   частью самого Постановления Правительства РФ от 29 марта 1999  года
   N  351,  которым он утвержден, и он не мог рассматриваться отдельно
   от него как самостоятельный нормативный акт.
       Оспариваемое  заявителем постановление является производным  от
   Постановления  Правительства РФ от 20 января  1998  года  N  71  "О
   федеральной    целевой    программе    "Государственные    жилищные
   сертификаты",  которое регламентирует право граждан  на  участие  в
   этой  программе.  В  то  же  время, согласно  статье  4  названного
   Постановления,  участие в программе добровольное и  является  одним
   из  способов  реализации  права граждан на жилье,  гарантированного
   Конституцией РФ и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
       Право  граждан,  увольняемых (уволенных) с военной  службы,  на
   обеспечение  жилыми  помещениями путем  получения  государственного
   жилищного  сертификата от органов местного самоуправления  либо  от
   Министерства   обороны  Российской  Федерации  (иного  федерального
   органа   исполнительной  власти,  в  котором  федеральным   законом
   предусмотрена  военная  служба)  предусмотрено   п.   14   ст.   15
   Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998  года
   N    76-ФЗ,   согласно   которому   порядок   выдачи   сертификатов
   определяется Правительством Российской Федерации.
       Правительство Российской Федерации в рамках ст. 115 Конституции
   Российской Федерации и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О  статусе
   военнослужащих",   принимая  соответствующее  Постановление,   было
   правомочно установить порядок реализации сертификатов.
       Доводы   заявителя  о  противоречии  обжалуемого  Постановления
   Конституции Российской Федерации и Федеральному закону  "О  статусе
   военнослужащих" ничем не подкреплены и не обоснованы. Ссылка же  на
   п.  7  ст.  15 указанного Закона не может быть принята во внимание,
   поскольку  в  нем  указан  размер предоставления  субсидий  в  виде
   безвозмездной   финансовой  помощи   и   не   имеет   отношения   к
   безвозмездной   субсидии  на  приобретение  жилья  (государственным
   жилищным    сертификатам),   поскольку    оказание    безвозмездной
   финансовой  помощи  является  самостоятельным  способом  реализации
   военнослужащими   своего   права  на   жилье   и   регламентируется
   самостоятельным   нормативным  правовым  актом   -   Постановлением
   Правительства  РФ  от 3 августа 1996 года N 937  "О  предоставлении
   гражданам  Российской Федерации, нуждающимся в  улучшении  жилищных
   условий,  безвозмездной субсидии на строительство или  приобретение
   жилья" (с изменениями от 4 декабря 1998 года).
       Что  касается определения стоимости 1 кв. м в г.  Москве  и  г.
   Санкт-Петербурге,   то  в  соответствии  со  ст.   65   Конституции
   Российской Федерации они являются городами федерального значения  -
   субъектами  Российской  Федерации,  в  связи  с  чем  и  здесь   не
   усматривается  противоречия обжалуемого Постановления Правительства
   РФ  Конституции  Российской Федерации или  Федеральному  закону  "О
   статусе  военнослужащих". Более того, таким образом  обеспечивается
   возможность  более  правильной дифференциации  стоимости  1  кв.  м
   жилья  при обеспечении жильем граждан, проживающих в этих  городах,
   при  условии, что стоимость жилья здесь более высокая, чем  в  иных
   регионах, в частности в Московской и Ленинградской областях.
       Кроме  того, ссылки автора жалобы на постановления Госстроя  РФ
   от  31  мая  2000  года  N  53  и  от  31  марта  2000  года  N  25
   несостоятельны,  поскольку  они  утратили  свою  силу   к   моменту
   обращения заявителя в суд.
       Нельзя  согласиться и с доводами Г. о том, что  представителями
   Правительства   РФ  не  представлено  доказательств  обоснованности
   действий  Правительства  РФ, связанных с  изданием  обжалуемого  им
   нормативного акта.
       Вопреки этим утверждениям, Правительством РФ представлены  суду
   достаточные  доказательства правомерности своих  действий,  которые
   явились  предметом  исследования в судебном  заседании  и  получили
   надлежащую оценку в судебном решении.
       В случае же отказа в реализации прав на получение жилья другими
   предусмотренными  законодательством способами, о  чем  говорится  в
   кассационной  жалобе, гражданин вправе обратиться за защитой  своих
   законных прав и интересов в суд с соответствующими требованиями.
       На  основании  изложенного и руководствуясь п. 1  ст.  317  ГПК
   РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Российской Федерации  от  17  сентября
   2001  года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г.  -  без
   удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz