Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 27.02.2002 N ВКПИ 02-3 О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ И НЕДЕЙСТВУЮЩЕИМ С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ ПУНКТА 18 "ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ", УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 22.07.2000 N 400

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 27 февраля 2002 г. N ВКПИ 02-3
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего -
       генерал - лейтенанта юстиции                  Пархомчука Ю.В.,
       при секретаре                                Шароватовой И.А.,
       с участием помощника Главного военного
       прокурора полковника юстиции                  Милованова В.В.,
       представителей Министра обороны РФ
       майора юстиции                                 Волгапкина В.А.
       и старшего лейтенанта юстиции                   Ильичева М.Г.,
       представителя Министерства юстиции РФ           Ждановой Т.А.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе  военнослужащего  войсковой  части 85906 капитана Сенецкого
   А.Б.  о признании незаконным и недействующим с момента принятия п.
   18  Положения,  утвержденного  Приказом  Министра  обороны  РФ "Об
   утверждении  положения о продовольственном обеспечении Вооруженных
   Сил  РФ  на  мирное  время"  от 22 июля 2000 года N 400,  в части,
   противоречащей Федеральному закону "О статусе военнослужащих",
   
                              установил:
   
       заявитель  Сенецкий  А.Б.   обратился  в Верховный  Суд  РФ  с
   просьбой признать незаконным п. 18 Положения в той мере, в которой
   предусмотрено,   что   денежная   компенсация   взамен  положенных
   продовольственных   пайков  (с  учетом  дополнительных  продуктов)
   выплачивается  соответствующим категориям военнослужащих в размере
   их  стоимости  (если на соответствующий год федеральным законом не
   установлен иной размер). Такая редакция п. 18 Положения, по мнению
   заявителя, противоречит п. 1 ст. 14 Федерального закона "О статусе
   военнослужащих",  предусматривающему  выплату денежных компенсаций
   взамен   положенного  продовольственного  пайка,   без  каких-либо
   условий, в размере его стоимости.
       Дело  рассматривается  в отсутствие Сенецкого А.Б.,  который в
   своем заявлении просил суд рассмотреть его жалобу без его участия.
       В  судебном  заседании представители Министра обороны РФ майор
   юстиции  Волгапкин В.А.  и старший лейтенант юстиции Ильичев М.Г.,
   действовавшие  в порядке  передоверия  по доверенностям,  выданным
   начальником центрального продовольственного управления МО РФ от 12
   октября   2001   года  и 24  января  2002  года,   соответственно,
   предложили  отказать  Сенецкому  А.Б.   в  удовлетворении  жалобы,
   поскольку   считают,   что  в п.   18  Положения  слова  "если  на
   соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер"
   самостоятельно   не  устанавливают  какого-либо  размера  денежной
   компенсации  взамен  продовольственного  пайка,  а лишь отсылают к
   соответствующему  федеральному  закону,   устанавливающему  размер
   денежной компенсации продовольственного пайка,  в случае изменения
   или  дополнения  Федерального  закона "О статусе военнослужащих" в
   части, касающейся определения такого размера, а также вступления в
   законную  силу  иных  федеральных  законов,  которыми  может  быть
   предусмотрена  отмена  или  приостановлено  действие п.  1 ст.  14
   Федерального закона "О статусе военнослужащих".
       Данный  Приказ Министра обороны зарегистрирован в Министерстве
   юстиции РФ 16 октября 2000 года, регистрационный номер 2421.
       Исследовав  письменные  доказательства,  заслушав  выступление
   заместителя  руководителя  Департамента  регистрации и контроля за
   ведомственными   нормативными   актами   Министерства  юстиции  РФ
   Ждановой Т.А.,  участвовавшей по доверенности,  выданной Министром
   юстиции  РФ  17 января 2002 года за N 07/474-102,  заявившей,  что
   редакция  п.  18  Положения в оспариваемой части затрагивает права
   военнослужащих  и должна  быть признана не соответствующей ст.  14
   Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также заключение
   военного   прокурора   полковника   юстиции  Милованова  В.В.   об
   удовлетворении  жалобы  Сенецкого  А.Б.,  Верховный Суд Российской
   Федерации  находит,  что  требования  Сенецкого  А.Б.  о признании
   редакции  п.   18  Положения  не  соответствующей  п.   1  ст.  14
   Федерального    закона   "О   статусе   военнослужащих"   являются
   обоснованными.
       Статьей   Федерального   закона   "О  статусе  военнослужащих"
   установлено,   что  продовольственное  обеспечение  военнослужащих
   осуществляется  по  нормам  и в  сроки,   которые  устанавливаются
   Правительством РФ.
       На   Министерство   обороны   данным  Законом  возложена  лишь
   обязанность  определения  порядка  продовольственного  обеспечения
   военнослужащих в предусмотренных Законом формах,  одной из которых
   является   выплата   денежной   компенсации   взамен   положенного
   продовольственного пайка (питания).  При этом Законом установлено,
   что  денежная  компенсация  взамен  пайка (питания) производится в
   размере его стоимости.
       Однако  в п.  18  "Положения  о продовольственном  обеспечении
   Вооруженных  Сил  РФ  на  мирное  время",  утвержденного  Приказом
   Министра  обороны  РФ  N 400  от 22 июля 2000 года,  указано,  что
   компенсация  взамен  пайков  производится  в размере  их стоимости
   (если  на  соответствующий  год  Федеральным законом не установлен
   иной   размер).   Приведенная  редакция  пункта  18  Положения  не
   соответствует  содержанию ст.  14 Закона,  в которой не содержится
   таких условий.
       Утверждения  представителей  Министра  обороны  РФ о том,  что
   оспариваемые  в п.  18  слова самостоятельно не устанавливают иной
   размер   денежной   компенсации, не  свидетельствует,   что  права
   военнослужащих не могут быть нарушены.
       Такая  редакция  данного  пункта  Положения  позволяет,  о чем
   заявили в суде и представители ответчика, внести изменения в п. 14
   Федерального   закона   "О   статусе   военнослужащих"  не  только
   изменением  самого  этого  Закона,  но  и любым другим федеральным
   законом,  которым  может  быть  предусмотрена  как  отмена,  так и
   приостановление  действия  п.  1  ст.  14  Федерального  закона "О
   статусе военнослужащих".
       Между  тем  п.   2  ст.   4  Федерального  закона  "О  статусе
   военнослужащих"  предусмотрено,  что  права  и социальные гарантии
   военнослужащих,   включая   меры  их  правовой  защиты,   а  также
   материального и иных видов обеспечения,  предусмотренные настоящим
   Федеральным   законом,   не   могут   быть  отменены  или  снижены
   федеральными   законами   и иными  нормативными  правовыми  актами
   Российской   Федерации   иначе  как  путем  внесения  изменений  и
   дополнений в настоящий Федеральный закон.
       В   связи   с  изложенным   приведенные   в п.   18  Положения
   оспариваемые    слова    суд    признает    затрагивающими   права
   военнослужащих и они подлежат исключению из Положения.
       Руководствуясь требованиями ст.  ст.  191,  193, 194, 197, 203
   ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобу  Сенецкого  А.Б.  в  части  признания  незаконным  и не
   действующим    с   момента    принятия   п.    18   "Положения   о
   продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время",
   утвержденного  Приказом  Министра обороны РФ N 400 от 22 июля 2000
   года, удовлетворить.
       Признать   п.   18   Положения   в  изложенной   редакции   не
   соответствующим   ст.    14   Федерального   закона   "О   статусе
   военнослужащих"  N 76-ФЗ от 27.05.98,  касающейся выплаты денежной
   компенсации взамен положенного продовольственного пайка.
       Министру  обороны  РФ  п.  18  названного Положения привести в
   соответствие  со ст.  14 Закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ
   от  27.05.98,  исключив из него слова "если на соответствующий год
   федеральным законом не установлен иной размер".
       Настоящее  решение  может  быть  обжаловано  и опротестовано в
   Кассационную  коллегию  Верховного  Суда  Российской  Федерации  в
   течение  10  дней  после  вынесения  судом решения в окончательной
   форме.
   
                                         Председательствующий по делу
                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                          генерал - лейтенант юстиции
                                                        Ю.В.ПАРХОМЧУК
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz