Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОБЗОРА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ НАЛИЧИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ АКТОВ ЛИБО НЕПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ САМО ПО СЕБЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНЫМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ДАЧИ СУДОМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О НЕСООТВЕТСТВИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ИХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     Утвержден
                                                       Постановлением
                                           Президиума Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                 от 28 июня 2000 года

   ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2000 ГОДА
   ------------------------------------------------------------------
                             (извлечение)

                         ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

                                 * * *

       3.  Наличие  судебных  решений  о признании  недействительными
   отдельных  актов  либо  неправомерными  действий  органа  местного
   самоуправления,     выборного     должностного    лица    местного
   самоуправления само по себе не является достаточным основанием для
   дачи    судом   заключения   о  несоответствии   их   деятельности
   действующему   законодательству   и  последующего  прекращения  их
   полномочий  органом  государственной  власти  субъекта  Российской
   Федерации.
       Давая  заключение  о несоответствии  деятельности председателя
   администрации города К.  действующему законодательству,  областной
   суд  сослался на решения судов,  которыми,  в частности,  признаны
   незаконными увольнения М., Г., Б. и других.
       Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда РФ
   отменила  решение  и направила дело на новое рассмотрение в тот же
   суд, указав следующее.
       Досрочное   прекращение   законодательным   (представительным)
   органом   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации
   полномочий  выборного должностного лица местного самоуправления за
   нарушение  Конституции  Российской  Федерации  и основанных на ней
   нормативных  правовых  актов допустимо,  если этого требует защита
   прав  граждан  от возможных злоупотреблений своими полномочиями со
   стороны органов местного самоуправления,  выборных должностных лиц
   местного самоуправления,  и при условии, что досрочное прекращение
   полномочий  как  разновидность  ответственности соразмерно степени
   совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов.
       Только  при соблюдении перечисленных положений гражданам будет
   обеспечиваться  защита их прав от возможных злоупотреблений своими
   полномочиями  со  стороны  избранных ими органов и должностных лиц
   местного    самоуправления    и  вместе   с  тем   гарантироваться
   муниципальным образованиям защита от необоснованного вмешательства
   в  их  деятельность  со  стороны  органов  государственной власти.
   Поэтому   при  рассмотрении  этого  дела  о даче  заключения  суду
   следовало  поставить  на  обсуждение установленные судом нарушения
   нормативных  правовых  актов,  на  основе  которых законодательным
   (представительным)   органом   государственной   власти   субъекта
   Российской  Федерации  возбуждена процедура досрочного прекращения
   полномочий председателя администрации города К.,  проанализировать
   и  оценить,  в  какой мере каждое из нарушений повлияло на права и
   законные  интересы населения муниципального образования и на какие
   именно, насколько массовый характер носило нарушение прав и свобод
   граждан,   не   свидетельствует   ли   совокупность  установленных
   нарушений   о возможном  злоупотреблении  своими  полномочиями  со
   стороны  представительного  органа  или председателя администрации
   города К., требующем вмешательства органа государственной власти в
   целях  защиты  прав  и свобод граждан,  либо нарушения обусловлены
   иными    причинами    (например,    сложностью    или   неясностью
   правоотношений,   на   регулирование   которых   были   направлены
   впоследствии  отмененные  судом  акты  местного  самоуправления) и
   устранены состоявшимися судебными решениями.
       Между  тем  суд  не  дал  оценки  нарушениям закона со стороны
   председателя администрации города К., степени их распространения и
   последствиям,   к  которым  они  привели.   Не  установил  и вины,
   являющейся  необходимым  условием  ответственности  за совершенное
   правонарушение,  в том числе и ответственности, предусмотренной п.
   3  ст.  49  Федерального  закона  от 28 августа 1995 г.  "Об общих
   принципах   организации   местного   самоуправления   в Российской
   Федерации" (с изменениями и дополнениями).

                                             Определение No. 92Г-00-1

                                    (Обзор подготовлен отделом работы
                                  с законодательством Верховного Суда
                                                Российской Федерации)
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz