Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.02.2004 ПО ДЕЛУ N 78-Г03-89 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 31.10.2003 N 3-435/03

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                   от 25 февраля 2004 г. N 78-Г03-89
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации в составе председательствующего  Лаврентьевой
   М.Н., судей Соловьева В.Н. и Харланова А.В.
       рассмотрела в судебном заседании от 25 февраля 2004  года  дело
   по  заявлению  прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующим
   п.  8  Положения о Комиссии по вопросам помилования  на  территории
   Санкт-Петербурга,  утвержденного постановлением губернатора  Санкт-
   Петербурга от 05.02.2002 N 1 в части слов "без специального  на  то
   разрешения"  по  кассационному представлению прокурора  на  решение
   Санкт-Петербургского  городского суда  от  31  октября  2003  года,
   которым  в  удовлетворении заявленного прокурором  требования  было
   отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Соловьева   В.Н.,   объяснение  представителя  губернатора   Санкт-
   Петербурга   Смелова   С.А.,   заключение   прокурора   Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Гермашевой  М.М.,   полагавшей
   представление  прокурора  необоснованным,  судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
   
       5  февраля  2002  года  губернатором  Санкт-Петербурга  принято
   постановление   N  1  "О  Комиссии  по  вопросам   помилования   на
   территории   Санкт-Петербурга",  которым  утверждено  Положение   о
   Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга.
       В соответствии с п. 8 указанного Положения члены Комиссии имеют
   право при исполнении служебных обязанностей без специального на  то
   разрешения  посещать  учреждения и органы,  исполняющие  наказания,
   находящиеся на территории Санкт-Петербурга.
       Прокурор   Санкт-Петербурга  обратился  в   Санкт-Петербургский
   городской  суд  с  заявлением,  в  котором  просил  признать  п.  8
   Положения  о Комиссии по вопросам помилования на территории  Санкт-
   Петербурга  в  части  слов  "без  специального  на  то  разрешения"
   недействующим  со  дня  принятия указанного нормативного  правового
   акта,  полагая,  что  в  данной части  п.  8  указанного  Положения
   противоречит  пп.  "д"  ст.  24  Уголовно-исполнительного   кодекса
   Российской  Федерации, согласно которому при  исполнении  служебных
   обязанностей  посещать учреждения и органы, исполняющие  наказание,
   без  специального  на то разрешения имеют право  депутаты  и  члены
   комиссий,  осуществляющие  контроль за деятельностью  учреждений  и
   органов,   исполняющих   наказание,  в   пределах   соответствующих
   территорий.
       Представитель губернатора, участвовавший в судебном  заседании,
   указанное  заявление прокурора не признал, полагая, что  оспоренное
   им положение не противоречит нормам федерального законодательства.
       Решением  Санкт-Петербургского городского суда  от  31  октября
   2003  года  -  в  удовлетворении заявленного прокурором  требования
   было отказано.
       В  кассационном представлении прокурор ставит вопрос об  отмене
   указанного  решения  суда,  ссылаясь на ошибочное  толкование  норм
   федерального закона и противоречивость выводов суда о назначении  и
   полномочиях  членов Комиссии по вопросам помилования на  территории
   Санкт-Петербурга.
       Проверив  материалы дела, изучив доводы представления, судебная
   коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ  не  находит
   оснований для удовлетворения представления прокурора.
       В  соответствии  с  пп.  "д"  ст.  24  Уголовно-исполнительного
   кодекса   Российской   Федерации   действительно   при   исполнении
   служебных  обязанностей посещать учреждения и  органы,  исполняющие
   наказание,  без специального на то разрешения имеют право  депутаты
   и   члены   комиссий,  осуществляющие  контроль  за   деятельностью
   учреждений   и  органов,  исполняющих  наказание,  -   в   пределах
   соответствующих территорий.
       Между тем, в силу п. 2 Указа Президента Российской Федерации от
   28  декабря  2001 года N 1500 "О комиссиях по вопросам  помилования
   на  территории  субъектов Российской Федерации" одной  из  основных
   задач  комиссии  по  вопросам помилования  на  территории  субъекта
   Российской Федерации является осуществление общественного  контроля
   за  своевременным  и правильным исполнением на территории  субъекта
   Российской  Федерации  указов Президента  Российской  Федерации  по
   вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных.
       Согласно п. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской
   Федерации,   задачами   уголовно-исполнительного   законодательства
   являются  регулирование  порядка и условий исполнения  и  отбывания
   наказаний,  определение средств исправления осужденных,  охрана  их
   прав,  свобод  и законных интересов, оказание осужденным  помощи  в
   социальной адаптации.
       В  силу  п. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской
   Федерации         уголовно-исполнительным         законодательством
   устанавливаются,  помимо  иного, порядок  и  условия  исполнения  и
   отбывания  наказаний,  применение средств  исправления  осужденных,
   порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.
       Как  следует  из  Правил внутреннего распорядка  исправительных
   учреждений,  утвержденных приказом Министерства юстиции  Российской
   Федерации  от  30  июля  2001  года N 224  "Об  утверждении  Правил
   внутреннего   распорядка   исправительных  учреждений",   настоящие
   правила   внутреннего  распорядка  исправительных   учреждений   на
   основании  Уголовно-исполнительного  кодекса  Российской  Федерации
   регламентируют    и    конкретизируют    соответствующие    вопросы
   деятельности   исправительных  колоний,   лечебных   исправительных
   учреждений,  лечебно-профилактических учреждений и  тюрем  в  целях
   создания   наиболее  благоприятных  возможностей   для   реализации
   предусмотренных  законом порядка и условий исполнения  и  отбывания
   наказания  в  виде  лишения свободы, обеспечение  изоляции,  охраны
   прав,   законных  интересов  осужденных  и  исполнения  ими   своих
   обязанностей.  Правила  обязательны  для  персонала  исправительных
   учреждений,  содержащихся  в  них  осужденных,  а  также  для  лиц,
   посещающих эти учреждения.
       С  учетом  указанных  положений  действующего  законодательства
   судом  сделан правильный по существу дела вывод о том, что вопросы,
   касающиеся  условий  содержания  осужденных,  связаны  с  вопросами
   деятельности  учреждений,  исполняющих  наказание  таких  лиц,   по
   обеспечению условий их содержания.
       Особое  значение  в  этой  связи имеет  содержание  раздела  II
   Положения  о  порядке  рассмотрения  ходатайств  о  помиловании   в
   Российской  Федерации,  утвержденного Указом Президента  Российской
   Федерации  от 28 декабря 2001 года N 1500 "О комиссиях по  вопросам
   помилования на территории субъектов Российской Федерации",  которым
   на   администрацию  учреждения  и  органа,  исполняющих  наказание,
   возлагается   обязанность   в   установленные   сроки    направлять
   ходатайства  осужденных  о  помиловании  в  территориальный   орган
   Министерства  юстиции  Российской Федерации в  субъекте  Российской
   Федерации,   приобщить  к  ходатайству  о  помиловании  осужденного
   документы,  указанные  в пп. "а"-"з" п. 5 раздела  II  Положения  о
   порядке   рассмотрения  ходатайств  о  помиловании   в   Российской
   Федерации,    и   направить   копию   представления   администрации
   учреждения   прокурору,  осуществляющему  надзор   за   соблюдением
   законов    администрацией   учреждения,   в   котором   исполняется
   наказание.   В   соответствии  с  п.  6  указанного  Положения   на
   администрацию  учреждения  также  возложена  обязанность  уведомить
   осужденного о направлении ходатайства.
       С  учетом  этого можно согласиться с мнением суда  о  том,  что
   Президентом   Российской   Федерации  на   комиссии   по   вопросам
   помилования   возложена   задача  по  осуществлению   общественного
   контроля   за   деятельностью  учреждений  и  органов,  исполняющих
   наказание,   за   своевременным  и  правильным  исполнением   этими
   органами   на  территории  субъекта  Российской  Федерации   указов
   Президента  Российской Федерации по вопросам помилования,  а  также
   за  деятельностью этих учреждений и органов по обеспечению  условий
   содержания осужденных.
       Следовательно, обоснованным является вывод Санкт-Петербургского
   городского  суда  о  том, что Комиссия по вопросам  помилования  на
   территории   Санкт-Петербурга  является  не   только   общественной
   организацией  в  смысле  ст.  5 ФЗ "Об общественных  объединениях".
   Указанная  комиссия  сформирована  на  основании  Указа  Президента
   Российской  Федерации  от  28 декабря  2001  года  N  1500,  задачи
   указанной  комиссии  и  цель  ее деятельности  определены  этим  же
   Указом  Президента РФ, состав комиссии утвержден высшим должностным
   лицом  Санкт-Петербурга  - Губернатором Санкт-Петербурга.  То  есть
   данная  комиссия  учреждена и сформирована органами государственной
   власти    в    целях    совершенствования   механизма    реализации
   конституционных  полномочий  Президента  Российской  Федерации   по
   осуществлению   помилования  -  полномочий  органа  государственной
   власти,  для осуществления задач, возложенных на нее также  органом
   государственной власти РФ.
       С  учетом указанных обстоятельств суд не усмотрел оснований для
   признания    недействующим   оспоренного    прокурором    положения
   относительно  возможности членам комиссии по  вопросам  помилования
   без  специального на то разрешения посещения учреждений и  органов,
   исполняющих   наказания   на   территории   Санкт-Петербурга    при
   исполнении   ими   обязанностей,  возложенных   на   них   органами
   государственной власти.
       Поскольку     выводы    суда    соответствуют     установленным
   обстоятельствам   и   не   противоречат   положениям   действующего
   законодательства,  то  вынесенное судом  решение  следует  признать
   законным и обоснованным.
       Доводы  кассационного представления прокурора сводятся  к  иной
   оценке  положений  закона, что не может быть  признано  достаточным
   для отмены состоявшегося решения суда.
       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
   
       Решение Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2003
   года  оставить без изменения, кассационное представление  прокурора
   - без удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz