Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 72-Г04-3 ОТ 07.07.2004 В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ЭКСПЕРТИЗУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАННОСТИ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНО ЛЮБОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, ИМЕЮЩЕЕ АККРЕДИТАЦИЮ В ДАННОЙ ОБЛАСТИ, КОТОРОЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УЧРЕДИТЕЛЕМ (УЧАСТНИКОМ) ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ РЕГУЛИРУЕМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 7 июля 2004 года
   
                                                       Дело N 72-Г04-3
   
                             (извлечение)
   
       Постановлением администрации Читинской области от 4  июня  2003
   г.  N  179-А/П  утверждено Положение о Региональной  энергетической
   комиссии  -  Едином тарифном органе Читинской области (действует  с
   изменениями  от  26  ноября 2003 г., далее  -  Положение),  которое
   опубликовано в установленном законом порядке.
       Прокурор  Читинской  области обратился в  суд  с  заявлением  о
   признании    противоречащими   федеральному   законодательству    и
   недействующими п. п. 11.13 и 11.17 названного Положения,  поскольку
   ими   необоснованно   закреплены  за  Региональной   энергетической
   комиссией (РЭК) следующие полномочия:
       устанавливать  цены  (тарифы)  на жилищно-коммунальные  услуги,
   водоснабжение   и   канализацию  (кроме   муниципальных   унитарных
   предприятий   жилищно-коммунального  хозяйства   органов   местного
   самоуправления) - п. 11.13;
       проводить  экспертизу экономической обоснованности  тарифов  на
   услуги  жилищно-коммунального хозяйства  муниципальных  образований
   на безвозмездной основе - п. 11.17.
       Решением  Читинского  областного  суда  от  5  апреля  2004  г.
   заявление прокурора удовлетворено.
       Администрация  Читинской области в кассационной жалобе  просила
   решение  отменить  и в удовлетворении заявления отказать,  ссылаясь
   на   то,  что  судом  неправильно  определены  юридически  значимые
   обстоятельства, неправильно применен материальный закон.
       Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного  Суда  РФ  7
   июля  2004  г. решение отменила в части признания недействующим  п.
   11.17  Положения и приняла новое решение об отказе в удовлетворении
   заявления  в  данной  части,  в  остальном  решение  оставила   без
   изменения, указав следующее.
       Согласно   п.  11.13  Положения  комиссия  устанавливает   цены
   (тарифы)   на   жилищно-коммунальные   услуги,   водоснабжение    и
   канализацию  (кроме  муниципальных унитарных  предприятий  жилищно-
   коммунального хозяйства органов местного самоуправления).
       Удовлетворяя  заявление  о  признании  этого  пункта  Положения
   недействующим,  противоречащим федеральному  законодательству,  суд
   пришел   к   правильному  выводу  о  том,   что   РЭК   как   орган
   исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  не  вправе
   устанавливать  цены  на  поименованные  виды  коммунальных   услуг,
   оказываемых  предприятиями  и  организациями,  не  относящимися   к
   системе коммунального хозяйства органов местного самоуправления.
       В  силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене,
   установленной   соглашением  сторон,  и  только  в  предусмотренных
   законом  случаях  применяются  цены  (тарифы,  расценки,  ставки  и
   т.п.),  устанавливаемые  или  регулируемые  уполномоченными  на  то
   государственными органами.
       Вопросы обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав
   граждан определены Законом Российской Федерации от 24 декабря  1992
   г.   N  4218-1  "Об  основах  федеральной  жилищной  политики"   (с
   последующими изменениями и дополнениями).
       В соответствии с ч. 3 ст. 15 этого Закона (в ред. от 6 мая 2003
   г.)  оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах
   и  коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим  в  жилых
   помещениях  в  жилищном  фонде независимо  от  форм  собственности,
   осуществляется  в  порядке и на условиях,  которые  устанавливаются
   Правительством   Российской  Федерации,  органами   государственной
   власти    субъектов   Российской   Федерации,   органами   местного
   самоуправления.
       Указанным   Законом  органы  государственной  власти  субъектов
   Российской  Федерации  наделены правом  устанавливать  региональные
   стандарты  оплаты  жилья  и коммунальных  услуг  в  соответствии  с
   федеральными  стандартами (ч. 5 ст. 15 Закона), а  органы  местного
   самоуправления  в  порядке, определяемом Правительством  Российской
   Федерации,   -  устанавливать  нормативы  потребления  коммунальных
   услуг,  цены на содержание, ремонт, наем жилья в государственном  и
   муниципальном  жилищных фондах и тарифы на  коммунальные  услуги  в
   жилых  помещениях,  а  также  цены  и  тарифы  в  соответствии   со
   стандартами  оплаты  жилья  и  коммунальных  услуг  (ч.  7  ст.  15
   Закона).
       В  п.  8 Постановления Правительства Российской Федерации от  2
   августа  1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья  и
   коммунальных  услуг  и  мерах по социальной  защите  населения"  (с
   последующими изменениями) предусмотрено, что нормативы  потребления
   жилищно-коммунальных   услуг,   ставки   и   тарифы   на   жилищно-
   коммунальные  услуги  (кроме  тарифов  на  электроэнергию  и   газ)
   утверждаются органами местного самоуправления.
       Суд  правильно  признал несостоятельными  ссылки  представителя
   администрации   Читинской  области  на   то,   что   Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N  239  такие
   услуги,  как  оплата населением жилья и коммунальных услуг,  услуги
   водоснабжения и канализации включены в Перечень услуг,  по  которым
   осуществляют  государственное регулирование  органы  исполнительной
   власти субъекта Российской Федерации.
       В  соответствии  со  ст.  15  Закона Российской  Федерации  "Об
   основах     федеральной    жилищной    политики"    государственное
   регулирование заключается в том, что органы государственной  власти
   субъекта  Российской  Федерации  могут  устанавливать  региональные
   стандарты тарифов на данные виды услуг.
       Установление   цен   и   тарифов   не   охватывается   понятием
   государственного  регулирования в  силу  этой  нормы  Закона.  Цены
   (тарифы)  на  коммунальные  услуги предприятий  и  жилых  помещений
   государственных  и муниципальных форм собственности устанавливаются
   органами    местного   самоуправления   в   пределах   региональных
   стандартов,   предусмотренных   органами   государственной   власти
   субъекта Российской Федерации.
       Не  возложены эти обязанности по установлению цен и тарифов  на
   коммунальные  услуги на органы государственной  власти  субъекта  и
   Типовым   положением  об  органе  исполнительной  власти   субъекта
   Российской   Федерации  в  области  государственного  регулирования
   тарифов   (утвержденным  Постановлением  Правительства   Российской
   Федерации от 4 марта 2004 г. N 136).
       Исходя  из  этого  суд  обоснованно удовлетворил  требования  о
   признании    п.   11.13   Положения   противоречащим   федеральному
   законодательству и недействующим со дня принятия.
       Удовлетворяя   требования  о  признании  п.   11.17   Положения
   недействующим,   суд   сослался  на   то,   что   указанная   норма
   противоречит  федеральному законодательству, так как  РЭК,  являясь
   регулирующим органом, не вправе проводить независимую экспертизу.
       Вывод  суда  о  противоречии  п. 11.17  Положения  федеральному
   закону ошибочен.
       Согласно  ч.  8 ст. 15 Закона Российской Федерации "Об  основах
   федеральной  жилищной  политики" пересмотр  или  изменение  цен  на
   содержание,  ремонт  жилья,  наем  жилых  помещений  и  тарифов  на
   коммунальные  услуги  в жилых помещениях может осуществляться,  как
   правило,  не  чаще  одного  раза  в год  одновременно  с  принятием
   решения   об   утверждении  местного  бюджета,   бюджетов   городов
   федерального  значения  Москвы  и  Санкт-Петербурга  на   очередной
   финансовый  год  и  только  на  основании  результатов  независимой
   экспертизы  фактических  затрат  на  содержание,  ремонт  жилья   и
   оказание   коммунальных  услуг,  которая  проводится   в   порядке,
   определяемом    органами    местного    самоуправления,    органами
   государственной  власти  города  федерального  значения  Москвы   и
   органами государственной власти города федерального значения Санкт-
   Петербурга.
       В  соответствии с п. 17 Основ ценообразования в сфере  жилищно-
   коммунального  хозяйства (утвержденных Постановлением Правительства
   Российской  Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89) установление  цен
   и   тарифов   осуществляется   с  учетом   заключения   независимой
   экспертизы.
       В  п. 2 указанных Основ дается понятие "экспертная организация"
   -  осуществляющее экспертизу юридическое лицо, которое не  является
   учредителем  (участником) организации, осуществляющей  регулируемую
   деятельность,  и  учредителем  (участником)  которого  не  является
   такая организация.
       Реестр аккредитованных экспертных организаций ведется Госстроем
   России  в соответствии с Порядком аккредитации при Госстрое  России
   экспертных   организаций  для  проведения  независимой   экспертизы
   экономического  обоснования  тарифов  на  товары,  работы,  услуги,
   учитываемых  в  оплате  жилья  и коммунальных  услуг,  утвержденным
   постановлением Госстроя России от 15 апреля 1999 г. N 24.
       Анализируя приведенные нормы, можно сделать вывод о том, что  в
   качестве  экспертной  организации  может  быть  использовано  любое
   юридическое  лицо,  внесенное в Реестр Госстроя России  в  качестве
   аккредитованной   экспертной  организации,  которое   не   является
   учредителем  (участником) организации, осуществляющей  регулируемую
   деятельность,  и  учредителем  (участником)  которого  не  является
   такая организация.
       Так,    в    Реестр    независимых   экспертных    организаций,
   аккредитованных    Госстроем    России,    внесены     Региональные
   энергетические   комиссии  Республики  Карелия,  Томской   области,
   Липецкой области, Белгородской области.
       Следовательно,  в  случае, если орган местного  самоуправления,
   определяя  порядок проведения независимой экспертизы,  предусмотрит
   возможность  привлечения  РЭК  в  качестве  независимой  экспертной
   организации,  в  силу п. 11.17 оспариваемого Положения  РЭК  вправе
   это  делать  при  наличии соответствующей аккредитации  в  качестве
   экспертной организации.
       Нельзя  согласиться  с доводом суда о том,  что  содержание  п.
   11.17  носит  императивный характер для предприятий, находящихся  в
   муниципальной  собственности,  так как  из  буквального  содержания
   нормы   этого   не   следует.  В  оспариваемом   акте   отсутствует
   обязанность  хозяйствующих  субъектов или  органов,  осуществляющих
   регулирование   тарифов,  обращаться  за  независимой   экспертизой
   именно к РЭК Читинской области.
       Кроме  того,  РЭК  Читинской  области  на  основании  п.  11.17
   Положения  как экспертная организация вправе выполнять  независимые
   экспертизы и для заказчиков других субъектов Российской Федерации.
       При   этом,   учитывая,   что   п.  11.13   Положения   признан
   недействующим  с момента принятия, цены и тарифы на  данные  услуги
   устанавливаются    органами   местного   самоуправления,    принцип
   независимости, предусмотренный Законом Российской Федерации  от  24
   декабря   1992  г.  N  4218-1  "Об  основах  федеральной   жилищной
   политики", нарушен не будет.
       Оснований  для  признания п. 11.17 Положения  недействующим  не
   имеется.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz