Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.05.2003 N ГКПИ 03-424 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ПУНКТОВ 4 И 5 "ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 10 ПУНКТА 1 СТ. 28 ФЗ "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РФ", УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.10.2002 N 781

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 15 мая 2003 г. N ГКПИ 03-424
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                  Носовской Е.В.,
       с участием прокурора                          Гончаровой Н.Ю.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  Белоусовой  Ирины  Владимировны о признании незаконными
   пунктов 4 и 5 "Правил исчисления периодов работы,  дающей право на
   досрочное   назначение   трудовой   пенсии   по   старости  лицам,
   осуществлявшим  педагогическую  деятельность  в государственных  и
   муниципальных  учреждениях для детей,  в соответствии с подпунктом
   10  пункта 1 ст. 28  Федерального  закона  "О  трудовых  пенсиях в
   Российской  Федерации",  утвержденных Постановлением Правительства
   РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее Правила),
   
                              установил:
   
       Белоусова И.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации
   с указанным выше требованием,  сославшись на то,  что оспариваемые
   пункты  Правил не соответствуют требованиям Федерального закона "О
   трудовых  пенсиях в Российской Федерации",  приняты Правительством
   РФ  с превышением  своих полномочий,  содержащиеся в них положения
   нарушают ее права на досрочное назначение трудовой пенсии.
       В  судебном  заседании  представитель заявительницы Ионов В.И.
   требование поддержал.
       Представители Правительства РФ Васильева Т.Ю.,  Цветкова И.О.,
   Бубнов  Д.В.  с предъявленным требованием не согласились и просили
   об  оставлении  его  без  удовлетворения,  сославшись  на то,  что
   оспариваемые  Правила,  в  том  числе  и пункты 4 и 5 этих Правил,
   приняты Правительством РФ в пределах своих полномочий и каких-либо
   охраняемых законом прав и интересов заявительницы не нарушают.
       Выслушав     объяснения     заявительницы,      представителей
   Правительства РФ,  исследовав материалы дела и заслушав заключение
   прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей в
   удовлетворении   заявления  отказать,   Верховный  Суд  Российской
   Федерации  находит  его  не подлежащим удовлетворению по следующим
   основаниям.
       В  соответствии со ст.  13 Гражданского кодекса РФ нормативные
   акты,   не  соответствующие  закону  или  иным  правовым  актам  и
   нарушающие  права  и охраняемые  законом  интересы  гражданина или
   юридического  лица,  могут  быть  признаны судом недействительными
   (недействующими).
       Как  установлено судом,  Постановлением Правительства РФ от 29
   октября  2002  г.  N  781  утверждены "Правила исчисления периодов
   работы,  дающей  право  на досрочное назначение трудовой пенсии по
   старости  лицам,   осуществлявшим  педагогическую  деятельность  в
   государственных   и  муниципальных   учреждениях   для   детей   в
   соответствии  с подпунктом 10 пункта 1 ст.  28 Федерального закона
   "О  трудовых  пенсиях  в Российской  Федерации",  а  также  Список
   должностей  и учреждений,  работа  в которых  засчитывается в стаж
   работы,  дающей  право  на досрочное назначение трудовой пенсии по
   старости этим лицам.
       Согласно пункту 4 оспариваемых Правил периоды выполнявшейся до
   1 сентября 2000 г.  работы в должностях в учреждениях, указанных в
   Списке,  засчитываются  в стаж  независимо от условия выполнения в
   эти  периоды  нормы  рабочего  времени (педагогической или учебной
   нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения
   (суммарно  по  основному  и другим  местам  работы) нормы рабочего
   времени  (педагогической  или учебной нагрузки),  установленной за
   ставку  заработной  платы,  за  исключением случаев,  определенных
   настоящими Правилами.
       Пунктом  5 этих же Правил предусмотрено,  что периоды работы в
   должности  музыкального  руководителя  засчитываются в стаж работы
   при  условии  выполнения  (суммарно  по  основному и другим местам
   работы)   нормы   рабочего  времени  (педагогической  или  учебной
   нагрузки), установленной за ставку заработной платы, независимо от
   времени, когда выполнялась эта работа.
       По  утверждению  представителей Правительства РФ,  до 1 января
   2002  г.  (до  принятия  ФЗ  "О  трудовых  пенсиях в РФ") право на
   досрочную  трудовую  пенсию  по  старости в связи с педагогической
   деятельностью  в государственных  и муниципальных  учреждениях для
   детей   (пенсию   за   выслугу   лет   в  связи   с педагогической
   деятельностью   в  школах   и  других   учреждениях   для   детей)
   определялось   с  учетом   соответствующего   Списка  профессий  и
   должностей   работников   народного   образования,   утвержденного
   Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463,
   а  также  Списка  должностей,  работа  в которых  засчитывалась  в
   выслугу,  утвержденного  Постановлением  Правительства  РФ  от  22
   сентября  1999  г.  N  1067 (в редакции Постановления от 1 февраля
   2001 г. N 79).
       Разделом  "Наименование  должностей" Списка от 6 сентября 1991
   года  должность  "Музыкальный руководитель" не была предусмотрена,
   т.е.  работа  в этой  должности  до  1 ноября  1999  г.  права  на
   досрочную  трудовую  пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) не
   давала.
       Списком  от  22 сентября 1999 г.  была предусмотрена должность
   "Музыкальный руководитель" и работа в этой должности,  начиная с 1
   ноября  1999  г.,  стала  засчитываться  в стаж,  дающий  право на
   досрочную  трудовую  пенсию  за выслугу лет при условии выполнения
   суммарно  по  основному  и другим  местам  работы  нормы  рабочего
   времени  (педагогической  или учебной нагрузки),  установленной за
   ставку заработной платы.
       Оспариваемыми  Правилами  ранее действующий порядок исчисления
   периодов  работы,  дающей  право  на досрочное назначение трудовой
   пенсии, в отношении музыкальных руководителей сохранен.
       Более того,  пунктом 5 этих Правил предусмотрено,  что периоды
   работы в этой должности засчитываются им в стаж работы при условии
   выполнения  нормы рабочего времени,  независимо от времени,  когда
   выполнялась  эта работа,  т.е.  их права,  в части зачета периодов
   работы  в льготный  стаж,   по  сравнению  с ранее  действовавшими
   Правилами и Списками, расширены.
       Право  утверждать  такого  рода Списки и Правила предоставлено
   законом  Правительству  РФ,  что им и было сделано при утверждении
   оспариваемых Правил.
       Эти  утверждения  представителей  Правительства РФ материалами
   дела не опровергнуты.
       Не  представлено  каких-либо  убедительных  доказательств в их
   опровержение и представителем заявительницы.
       Анализ    содержания   оспариваемых   пунктов   Правил   также
   свидетельствует   о  соответствии   их   требованиям  действующего
   законодательства Российской Федерации.
       При  таких  обстоятельствах  суд приходит к выводу о том,  что
   каких-либо предусмотренных  ст.  13  ГК РФ оснований для признания
   оспариваемых пунктов Правил незаконными не имеется.
       Довод  заявительницы  о том,  что  содержащиеся в оспариваемых
   пунктах  Правил требования,  в нарушение положений Конституции РФ,
   ставят  музыкальных  руководителей  в неравное положение с другими
   педагогическими работниками в части исчисления льготного стажа, не
   может быть признан обоснованным.
       Согласно  пп.  10  пункта  1 ст.  28  Федерального  закона  "О
   трудовых  пенсиях  в РФ"  от  17  декабря 2001 года,  введенного в
   действие   с  1  января   2002   года,   лицам  не  менее  25  лет
   осуществлявшим  педагогическую  деятельность  в государственных  и
   муниципальных  учреждениях  для детей,  независимо от их возраста,
   устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
       Пунктом   3  этой   же   нормы   предусмотрено,   что   Списки
   соответствующих  работ,  профессий,  должностей,  специальностей и
   учреждений,  с  учетом  которых  назначается  трудовая  пенсия  по
   старости  в соответствии  с пп.  7 - 13 пункта 1 настоящей статьи,
   правила  исчисления  периодов  работы  (деятельности) и назначения
   указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
       Указанным  выше  Постановлением  Правительства  РФ  утверждены
   Списки работ,  профессий, должностей и учреждений, а также Правила
   исчисления  периодов работы,  дающей право на досрочное назначение
   трудовой пенсии.
       Пунктами   4  и  5  этих   Правил  предусмотрены  должности  и
   учреждения,  а  также  условия  работы в них,  при которых периоды
   работы засчитываются в льготный трудовой стаж.
       Исходя  из  содержания  пункта  5 Правил,  как уже приводилось
   выше,   периоды   работы   в должности  музыкального  руководителя
   включаются  в льготный  стаж  работы  независимо  от  того,  когда
   протекала  эта  работа,  но  при  условии  выполнения (суммарно по
   основному   и  другим   местам   работы)  нормы  рабочего  времени
   (педагогической  или  учебной  нагрузки),  установленной за ставку
   заработной платы.
       На  таких же условиях засчитывались периоды работы в должности
   музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999
   г.  и Правилами,  утвержденными Правительством РФ 22 сентября 1999
   г.  (ранее  музыкальным  руководителям  работа  в этой должности в
   льготный трудовой стаж не засчитывалась).
       Следовательно,   в   силу   п. 5 новых  Правил  заявительница,
   работавшая  в указанной  должности,  приобрела  право на досрочное
   назначение  трудовой  пенсии  по  старости  за все прошлые периоды
   работы,  а не с 1 ноября 1999 г., как это было предусмотрено ранее
   действовавшими Правилами.
       Ссылка  заявительницы  и ее представителя на то,  что работа в
   должности  музыкального руководителя засчитывалась в льготный стаж
   и  по Спискам,  утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР
   от  6 сентября 1991 г.  N 463,  не может быть принята во внимание,
   поскольку  должность  музыкального руководителя в указанные списки
   вообще   не   включалась   и была  включена  в такие  списки  лишь
   Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067.
       Утверждение заявительницы о том, что, признав утратившими силу
   ранее действовавшие по этому вопросу Постановления,  Правительство
   РФ  тем  самым лишило музыкальных руководителей права на включение
   работы  в этой должности в льготный трудовой стаж за прошлое время
   независимо от нормы рабочего времени,  также не может быть принято
   во  внимание,  так  как в соответствии с общими правилами правовые
   акты,  если им не придано обратной силы, действуют со дня введения
   их в действие.
       Оспариваемые Правила введены в действие в ноябре 2002 года и с
   этого    времени    утратили   силу   указанные   в  Постановлении
   Правительства  РФ  ранее  действовавшие его правовые акты по этому
   вопросу,  т.е.  до  принятия новых Правил и в соответствии с ними,
   если  они  не  ухудшали положение работников по сравнению с новыми
   Правилами,    должен    исчисляться    льготный    трудовой   стаж
   педагогических    работников,    в    том   числе   и  музыкальных
   руководителей.
       Как  уже  отмечалось  выше,  права музыкальных руководителей в
   части исчисления льготного трудового стажа в соответствии с новыми
   Правилами не нарушаются.
       Что  касается положений,  содержащихся в п.  4 Правил,  то они
   также  соответствуют  требованиям  закона  и прав заявительницы не
   нарушают.
       Различные подходы к исчислению льготного педагогического стажа
   отдельных   категорий   работников,   в  том  числе  и музыкальных
   руководителей,   обусловлены   условиями  и характером  их  труда,
   которые определяются Министерством образования РФ. Исходя из этого
   и  был  определен  порядок  исчисления льготного стажа музыкальных
   руководителей,   что   не  противоречит  требованиям  действующего
   законодательства РФ и норм международного права.
       Указанные  выше  Правила приняты Правительством РФ в пределах,
   предоставленных ему законом полномочий (п. 3 ст. 28 ФЗ "О трудовых
   пенсиях  в РФ"),  а  поэтому  суд не может согласиться с доводом о
   том,   что   они   приняты   Правительством   с превышением  своих
   полномочий.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 194 - 198 и
   253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление Белоусовой И.В.  о признании незаконными пунктов 4 и
   5  "Правил  исчисления периодов работы,  дающей право на досрочное
   назначение  трудовой  пенсии  по  старости  лицам,  осуществлявшим
   педагогическую   деятельность   в государственных  и муниципальных
   учреждениях для детей, в соответствии с пп.  10 пункта 1 ст. 28 ФЗ
   "О   трудовых   пенсиях   в  РФ",    утвержденных   Постановлением
   Правительства  РФ  от  29  октября  2002 года N 781,  оставить без
   удовлетворения.
       Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
   дня его вынесения в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz