Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 31.07.2003 N ГКПИ 03-653 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПРИКАЗА МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 30.04.2003 N 1955 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ МИНИМУМА НЕОБХОДИМЫХ РАБОТ (УСЛУГ), ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАБАСТОВОК В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФИЛИАЛАХ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 31 июля 2003 г. N ГКПИ 03-653
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда
       Российской Федерации                             Зайцева В.Ю.,
       при секретаре                                    Жуковой И.В.,
       с участием прокурора                           Федотовой А.В.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   Российского   профессионального   союза   учителей   и
   Общероссийского       объединенного      профсоюза      работников
   здравоохранения,  образования,  культуры,  городского  транспорта,
   энергетики,  государственных  и муниципальных  организаций,  сферы
   обслуживания  Объединения  профсоюзов  России  СОЦПРОФ о признании
   недействующим    Приказа   Министерства   образования   Российской
   Федерации  от  30  апреля  2003 г.  N 1955 "Об утверждении перечня
   минимума  необходимых  работ  (услуг),   обеспечиваемых  в  период
   проведения     забастовок     в    организациях,     филиалах    и
   представительствах системы образования",
   
                              установил:
   
       Российский  профессиональный  союз  учителей  и Общероссийский
   объединенный  профсоюз  работников  здравоохранения,  образования,
   культуры,  городского  транспорта,  энергетики,  государственных и
   муниципальных   организаций,    сферы   обслуживания   Объединения
   профсоюзов  России  СОЦПРОФ  обратились в Верховный Суд Российской
   Федерации с заявлением  о признании не действующим в полном объеме
   Приказа Министерства образования Российской Федерации от 30 апреля
   2003  г.  N  1955,  зарегистрированного  26  мая 2003 г.  N 4592 в
   Министерстве юстиции Российской Федерации, "Об утверждении перечня
   минимума   необходимых  работ  (услуг),   обеспечиваемых  в период
   проведения     забастовок     в    организациях,     филиалах    и
   представительствах системы образования" (далее - Приказ).
       В   заявлении   указано,   что  оспариваемый  Приказ  издан  с
   нарушением  статьи  412  Трудового  кодекса Российской Федерации и
   Постановления  Правительства  Российской  Федерации  от 17 декабря
   2002 г. N 901 "О порядке разработки и утверждения перечня минимума
   необходимых  работ  (услуг),  обеспечиваемых  в период  проведения
   забастовок в организациях, филиалах и представительствах".
       Незаконность  Приказа  состоит  в том,  что  перечень минимума
   необходимых  работ  (услуг),  обеспечиваемых  в период  проведения
   забастовок  в организациях,  филиалах и представительствах системы
   образования, разработан и   утвержден без участия всех действующих
   в отрасли общероссийских профессиональных союзов, в частности, без
   участия заявителей, являющихся зарегистрированными в установленном
   порядке   и  действующими   в  организациях  системы   образования
   общероссийскими профессиональными союзами.
       В  судебном  заседании  представители  заявителей Храмов С.В.,
   Бородина У.Ш.  и Семененко Н.М. поддержали заявленное требование и
   просили о его удовлетворении,  пояснив, что оспариваемый Приказ на
   согласование     к   заявителям,     являющимся    общероссийскими
   профессиональными  союзами,  действующими  в организациях  системы
   образования,   не  направлялся.   Между  тем  они  не  согласны  с
   утвержденным Приказом перечнем минимума необходимых работ (услуг),
   обеспечиваемых   в период  проведения  забастовок  в организациях,
   филиалах и представительствах системы образования.
       Представитель  Министерства  образования Российской Федерации,
   будучи  надлежащим  образом извещенным о времени и месте судебного
   заседания,  в  суд  не  явился,  об  уважительности неявки суду не
   сообщил,  в  связи  с чем суд считает возможным рассмотреть дело в
   его отсутствие.
       Представитель   Министерства   юстиции   Российской  Федерации
   Меркулова  Л.Я.  просила  суд отказать в удовлетворении требования
   заявителей за необоснованностью, признав в то же время, что проект
   оспариваемого  Приказа  был  согласован  только  с одним  из  семи
   зарегистрированных    в   системе    образования    общероссийских
   профессиональных союзов.
       Выслушав объяснения представителей лиц,  участвующих в деле, и
   изучив  материалы дела,  заслушав заключение прокурора Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Федотовой  А.В.,   полагавшей
   требование  заявителей удовлетворить,  суд приходит к выводу,  что
   заявление   Российского   профессионального   союза   учителей   и
   Общероссийского       объединенного      профсоюза      работников
   здравоохранения,  образования,  культуры,  городского  транспорта,
   энергетики,  государственных  и муниципальных  организаций,  сферы
   обслуживания   Объединения   профсоюзов  России  СОЦПРОФ  подлежит
   удовлетворению по следующим основаниям.
       Согласно  части  3 статьи  412  Трудового  кодекса  Российской
   Федерации   перечень   минимума   необходимых   работ   (услуг)  в
   организациях,  филиалах,  представительствах, деятельность которых
   связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно
   важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики
   разрабатывается  и утверждается федеральным органом исполнительной
   власти,   на   который   возложены   координация   и регулирование
   деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики,  по
   согласованию   с соответствующим  общероссийским  профессиональным
   союзом.  В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует
   несколько   общероссийских   профессиональных   союзов,   перечень
   минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со
   всеми     действующими    в   отрасли    (подотрасли)    экономики
   общероссийскими  профессиональными  союзами.  Порядок разработки и
   утверждения    перечня    минимума   необходимых   работ   (услуг)
   определяется Правительством Российской Федерации.
       Выполняя  поручение  законодателя,   Правительство  Российской
   Федерации  Постановлением  от  17 декабря 2002 г.  N 901 утвердило
   Правила  разработки  и утверждения  перечня  минимума  необходимых
   работ  (услуг)  (далее  - перечень  работ)  в отрасли (подотрасли)
   экономики,   обеспечиваемых   в  период  проведения  забастовок  в
   организациях, филиалах и представительствах (далее - Правила).
       Правила  предусматривают,  что  перечень работ разрабатывается
   федеральным  органом  исполнительной власти,  на который возложены
   управление,    координация    и   регулирование   деятельности   в
   соответствующей  отрасли  (подотрасли) экономики,  с участием всех
   действующих  в этой  отрасли (подотрасли) экономики общероссийских
   профессиональных союзов и объединений работодателей.
       Перечень работ направляется федеральным органом исполнительной
   власти  в профсоюзы  на согласование.  Руководители профсоюзов или
   уполномоченные   ими   заместители   обязаны   в  10-дневный  срок
   согласовать  (завизировать)  перечень  работ или согласовать его с
   замечаниями    (мотивированными   возражениями)   и  направить   в
   федеральный орган исполнительной власти.
       Если  в указанный  срок  профсоюзы  не направили в федеральный
   орган   исполнительной   власти   согласованный   (завизированный)
   перечень  работ,  то  он  считается  согласованным.   При  наличии
   разногласий  по  перечню  работ  руководитель  федерального органа
   исполнительной   власти   должен   обеспечить   его  обсуждение  с
   профсоюзами  с целью принятия взаимоприемлемого решения.  При этом
   могут  создаваться согласительные комиссии с участием посредников.
   Перечень   работ,   согласованный   с  профсоюзами,   утверждается
   федеральным органом исполнительной власти (пункты 2 - 6).
       При рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение части
   3  статьи 412 Трудового кодекса и вышеприведенных положений Правил
   Министерство   образования   Российской  Федерации  разработало  и
   утвердило    перечень    минимума   необходимых   работ   (услуг),
   обеспечиваемых   в период  проведения  забастовок  в организациях,
   филиалах  и представительствах  системы  образования,  без участия
   заявителей,  которые  являются  общероссийскими  профессиональными
   союзами, действующими в организациях системы образования.
       Объяснения заявителей о том,  что они являются общероссийскими
   профессиональными  союзами,  действующими  в организациях  системы
   образования, подтверждаются имеющимися в деле копиями свидетельств
   о   регистрации   данных   общественных   объединений,    выданных
   Министерством  юстиции  Российской  Федерации  (л.д.   6,  7),  их
   уставами, а также другими письменными доказательствами.
       Признавался  данный  факт в суде и представителем Министерства
   юстиции Российской Федерации.
       При    таких    обстоятельствах    оспариваемый   Приказ   как
   противоречащий  нормативным  актам,  имеющим  большую  юридическую
   силу,  и  нарушающий  права  заявителей  на  участие  в разработке
   перечня  минимума  необходимых  работ  (услуг),  обеспечиваемых  в
   период  проведения  забастовок в организациях системы образования,
   подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
       Руководствуясь ст.  ст.  193 - 199,  253 ГПК РФ, Верховный Суд
   Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление   Российского  профессионального  союза  учителей  и
   Общероссийского       объединенного      профсоюза      работников
   здравоохранения,  образования,  культуры,  городского  транспорта,
   энергетики,  государственных  и муниципальных  организаций,  сферы
   обслуживания  Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ удовлетворить.
       Признать   не   действующим   со   дня   его  принятия  Приказ
   Министерства образования Российской Федерации от 30 апреля 2003 г.
   N 1955 "Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг),
   обеспечиваемых   в период  проведения  забастовок  в организациях,
   филиалах и представительствах системы образования".
       Решение   может   быть   обжаловано   в Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации в течение десяти дней после
   вынесения решения суда в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz