Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ВКПИ04-18 ОТ 23.03.2004] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННОЙ "ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА КОМАНДОВАНИЕ (РУКОВОДСТВО) ВОИНСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ВОИНСКИМИ ЧАСТЯМИ", УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 24.01.2002 N 33, А ТАКЖЕ О ПОСТАНОВКЕ ПЕРЕД МИНИСТРОМ ОБОРОНЫ РФ ВОПРОСА О РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ОТКАЗАНО, ТАК КАК УКАЗАННАЯ ИНСТРУКЦИЯ...

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 23 марта 2004 г. N ВКПИ04-18
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в лице
   
       председательствующего по делу -
       судьи Верховного Суда РФ
       генерал-лейтенанта юстиции                    Пархомчука Ю.В.,
       при секретаре подполковнике юстиции             Шраменко Г.П.,
       с участием заявителя капитана 3 ранга                      К.,
       представителя ответчика
       от Министра обороны РФ полковника                  Скока В.Г.,
       представителя Главной военной прокуратуры
       старшего военного прокурора управления
       полковника юстиции                             Багателия В.И.,
   
       рассмотрев  в  судебном заседании гражданское  дело  по  жалобе
   капитана  3 ранга К. о признании незаконной "Инструкции  о  порядке
   выплаты   ежемесячной   надбавки  за   командование   (руководство)
   воинскими   подразделениями  и  воинскими  частями",   утвержденной
   Приказом Министра обороны РФ от 24 января 2002 года N 33,
   
                              установил:
                                   
       в  жалобе  в  Верховный Суд РФ К. утверждает,  что  в  связи  с
   установлением  в  "Инструкции..." численности  личного  состава  не
   менее  10  человек,  при которой "капитану 3  ранга"  выплачивается
   денежная  надбавка  за  командование личным составом,  он,  являясь
   командиром  боевой  части связи войсковой  части  69008-А  (штат  N
   62/810-01), которую занимает с ноября 1997 года, имея в  подчинении
   8  человек,  лишен  возможности получать  ежемесячную  надбавку  за
   командование  (руководство) воинским подразделением,  установленную
   Указом  Президента  РФ 29 декабря 2001 г. N 1509 "О  дополнительных
   мерах   по   материальному   стимулированию   некоторых   категорий
   военнослужащих" и Постановлением Правительства РФ от 4 января  2002
   года  N  4  "Об  установлении  военнослужащим,  проходящим  военную
   службу   по   контракту,  ежемесячной  надбавки   за   командование
   (руководство)  воинскими  подразделениями  и  воинскими   частями".
   Надбавка  должна выплачиваться с 1 января 2002 года  в  размере  от
   300 до 500 рублей.
       По  мнению К., специфика комплектования подводной лодки требует
   привлечения  минимального числа личного состава, в связи  с  чем  у
   него,  "капитана 3 ранга", в подчинении 8 человек, а не 10, в связи
   с   чем   он   просит   признать   "Инструкцию..."   противоречащей
   вышеприведенным  нормативным документам и обязать Министра  обороны
   РФ  разработать новую "Инструкцию...", по которой предусматривалась
   бы  выплата ежемесячной надбавки при нахождении в подчинении одного
   и более военнослужащих.
       В   судебном   заседании  заявитель  К.  настаивал   на   своих
   требованиях и просил суд их удовлетворить.
       Представитель  Министра обороны РФ Скок В.Г., действовавший  на
   основании  доверенности  N  261 от 12  марта  2004  года,  выданной
   заместителем    начальника    отдела   военного    законодательства
   Министерства обороны РФ полковником юстиции Кучиным О.В. в  порядке
   передоверия,  требования  заявителя  не  признал  и  пояснил,   что
   обжалуемая "Инструкция..." была составлена в соответствии с  Указом
   Президента  РФ  от  29 декабря 2001 года N 1509,  с  Постановлением
   Правительства  РФ  от  4  января  2002  года  N  4  и  в   пределах
   представленных  Министру  обороны  РФ  прав  и  имеющегося  резерва
   ассигнований,  выделенных  на денежное довольствие  военнослужащих.
   При этом права заявителя нарушены не были.
       Заслушав   выступление   заявителя,  объяснения   представителя
   ответчика,   исследовав  письменные  доказательства  и   заключение
   военного  прокурора, полагавшего признать жалобу К.  необоснованной
   и  не  подлежащей удовлетворению, Верховный Суд находит, что жалоба
   заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
       Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27  мая  1998
   года  N  76-ФЗ,  п.  9,  ст.  13, установлено,  что  кроме  выплат,
   предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ,  а
   в   пределах   выделенных   ассигнований   Министром   обороны   РФ
   (руководителем иного федерального органа исполнительной  власти,  в
   котором  федеральным  законом предусмотрена военная  служба)  могут
   устанавливаться   надбавки   и   другие   дополнительные    выплаты
   военнослужащим.   Указанные  надбавки  и  выплаты   устанавливаются
   дифференцированно   в  зависимости  от  нахождения   в   подчинении
   военнослужащих  личного состава, сложности и  важности  выполняемых
   ими задач (в редакции Федерального закона от 31.12.1999 N 229-ФЗ).
       На  основании этих положений Закона Указом Президента РФ от  29
   декабря  2001  года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному
   стимулированию  некоторых  категорий военнослужащих"  Правительству
   РФ  было  поручено установить с 1 января 2002 года  военнослужащим,
   проходящим   военную  службу  по  контракту,  замещающим   воинские
   должности  командиров воинских подразделений и  воинских  частей  и
   имеющим  в  подчинении  личный  состав,  ежемесячную  надбавку   за
   командование  (руководство) воинскими подразделениями  и  воинскими
   частями,  а  также  определить  порядок  и  размер  этих  выплат  в
   зависимости  от  замещаемых ими воинских должностей  и  численности
   личного состава, находящегося у них в подчинении.
       Во   исполнение   Указа  Президента  РФ  4   января   2002   г.
   Правительство  Российской Федерации издало Постановление  N  4  "Об
   установлении   военнослужащим,   проходящим   военную   службу   по
   контракту,   ежемесячной  надбавки  за  командование  (руководство)
   воинскими подразделениями и воинскими частями" с 1 января  2002  г.
   в размере от 300 до 500 рублей.
       При   этом   Правительством  РФ  было  поручено   руководителям
   федеральных    органов    исполнительной    власти,    в    которых
   законодательством   Российской  Федерации   предусмотрена   военная
   служба,  определить  перечень  должностей,  при  замещении  которых
   военнослужащим будет выплачиваться указанная надбавка и  конкретные
   ее размеры.
       Расходы  на  реализацию  этих  мероприятий  были  определены  в
   пределах   средств  федерального  бюджета,  выделенных  федеральным
   органам  исполнительной  власти, в  которых  предусмотрена  военная
   служба, на денежное довольствие военнослужащих.
       В  соответствии  с названными нормативными документами  Министр
   обороны  РФ  24  января  2002 года в  Приказе  N  33  "О  мерах  по
   улучшению     материального    положения    некоторых     категорий
   военнослужащих  Вооруженных Сил РФ" предложил  своим  заместителям,
   главнокомандующим   видами,  командующим  родами   войск   ВС   РФ,
   начальникам  главных и центральных управлений МО РФ  разработать  и
   представить для утверждения и согласования с Генеральным штабом  ВС
   РФ  и главным финансово-экономическим управлением МО РФ предложения
   по    перечню   воинских   должностей,   при   замещении    которых
   военнослужащим,  проходящим  военную службу  по  контракту,  должна
   выплачиваться ежемесячная надбавка.
       Данным  Приказом  Министра  обороны  утверждена  "Инструкция  о
   порядке  выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство)
   воинскими  подразделениями и воинскими частями", в  соответствии  с
   которой  с  1 января 2002 года военнослужащим, замещающим должности
   командиров  воинских подразделений и воинских частей  и  имеющим  в
   подчинении  перечисленный  в таблице личный  состав,  выплачивается
   ежемесячная денежная надбавка.
       Следовательно, приведенные выше положения п. 9 ст. 13 Закона "О
   статусе   военнослужащих"  наделяют  должностных  лиц   государства
   правом  устанавливать  надбавки  и  другие  дополнительные  выплаты
   отдельным  категориям  военнослужащих.  При  этом  данная  надбавка
   должна   устанавливаться   дифференцированно   в   зависимости   от
   нахождения  в подчинении военнослужащих личного состава,  сложности
   объема   и  важности  выполняемых  ими  задач.  Указанный  правовой
   принцип  был  соблюден как при издании Указа  Президентом  РФ,  при
   принятии  Постановления Правительством РФ, так и Министром  обороны
   РФ  при  утверждении  "Инструкции  о  порядке  выплаты  ежемесячной
   надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями  и
   воинскими  частями",  а затем и при утверждении  "Перечня  воинских
   должностей  командиров воинских подразделений  и  воинских  частей,
   при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу  по
   контракту,  выплачивается  надбавка за  командование  (руководство)
   воинскими подразделениями и воинскими частями".
       Заявления  в  суде представителя ответчика о том,  что  Министр
   обороны  РФ  при утверждении "Инструкции..." действовал в  пределах
   предоставленных  ему  прав,  ничем не опровергнуты.  Наоборот,  они
   подтверждаются     исследованными    в    суде    доказательствами,
   соответствуют   наименованию   и   целям   Указа   Президента   РФ,
   предусматривающего  принятие дополнительных мер  для  материального
   стимулирования  некоторых  категорий военнослужащих.  Этот  принцип
   подтвержден и в Постановлении Правительства РФ по данному вопросу.
       Утверждение  К.  в  суде о том, что слова "некоторых  категорий
   военнослужащих"  приведены в Указе Президента РФ  для  того,  чтобы
   выделить  военнослужащих, имеющих в подчинении  личный  состав,  от
   остальных   командиров  и  начальников,  и  что   надбавки   должны
   выплачиваться    даже    при   наличии    в    подчинении    одного
   военнослужащего,  несостоятельно, поскольку  Указом  Президента  РФ
   дополнительные  выплаты предназначено производить  лишь  командирам
   воинских  подразделений  и воинских частей,  имеющих  в  подчинении
   личный   состав.  Командиры  и  начальники,  в  подчинении  которых
   находится  один военнослужащий, а также те, которые  не  указаны  в
   инструкции  и имеют в подчинении нескольких подчиненных,  не  могут
   быть  отнесены  к  тем,  кто  имеет право  на  получение  указанной
   дополнительной денежной выплаты.
       Правительство  РФ Постановлением от 4 января  2002  года  N  4,
   установив  размер  денежной  надбавки  от  300  до  500  рублей,  в
   пределах  своих полномочий поручило перечни воинских  должностей  и
   конкретные   размеры   надбавки  определить   самим   руководителям
   федеральных    органов    исполнительной    власти,    в    которых
   законодательством  РФ  предусмотрена  военная  служба.   При   этом
   расходы  на  эти цели, как видно из нормативных документов,  должны
   производиться  в пределах средств федерального бюджета,  выделенных
   на денежное довольствие военнослужащих.
       С учетом приведенных обстоятельств и того, что в соответствии с
   п.  3 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ
   от  17  мая  1998 года порядок обеспечения военнослужащих  денежным
   довольствием определяется Министерством обороны РФ, никаких  данных
   полагать,  что  утвержденная Министром обороны  РФ  "Инструкция..."
   противоречит  Указу Президента РФ N 1509 от 29 декабря  2001  года,
   Постановлению Правительства РФ от 4 января 2002 года N 4 и что  она
   ущемляет  права  заявителя,  о  чем  К.  утверждает  в  жалобе,  не
   имеется,  в  связи с чем жалоба К. удовлетворению не  подлежит.  По
   изложенным  основаниям не подлежит удовлетворению и предложение  К.
   о  постановке перед Министром обороны РФ вопроса о разработке новой
   "Инструкции", в которой были бы учтены его предложения.
       На  основании изложенного и руководствуясь требованиями ст. ст.
   194, 195 - 198, 199, 252 - 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
   
                                решил:
                                   
       К. в удовлетворении жалобы о признании незаконной "Инструкции о
   порядке  выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство)
   воинскими   подразделениями  и  воинскими  частями",   утвержденной
   Приказом Министра обороны РФ от 24 января 2002 года N 33,  а  также
   о  постановке перед Министром обороны РФ вопроса о разработке новой
   "Инструкции..." - отказать.
       Решение   может  быть  обжаловано  в  кассационном  порядке   в
   кассационную  коллегию  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
   течение  десяти дней со дня принятия судом решения в  окончательной
   форме.
   
   
                                                                 Судья
                                                    Верховного Суда РФ
                                                         Ю.В.ПАРХОМЧУК
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz