Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ВКПИ00-33 ОТ 11.10.2000] О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ П. 3 И ПП. "Б" П. 6 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.09.1994 N 1093 "О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, САНАТОРНОКУРОРТНЫМ ЛЕЧЕНИЕМ И ОТДЫХОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 11 октября 2000 г. N ВКПИ00-33
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего
       генерал-лейтенанта юстиции                    Пархомчука Ю.В.,
       при секретаре старшем
       лейтенанте юстиции                               Нечаеве С.В.,
       с участием военного
       прокурора управления
       Главной военной прокуратуры
       подполковника юстиции                            Грибова О.В.,
       представителей Председателя
       Общероссийского политического
       движения "В поддержку армии,
       оборонной промышленности
       и военной науки" -                                         И.,
       граждан                                               П. и Д.,
       представителя
       Правительства РФ
       подполковника юстиции                           Ткаченко И.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе  председателя указанного выше Общероссийского  политического
   движения  о  признании незаконным п. 10 Постановления Правительства
   РФ  от  26  сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов,
   связанных   с  оказанием  медицинской  помощи,  санаторно-курортным
   лечением  и  отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных  с  военной
   службы,   и  членов  их  семей",  а  также  дополнения   к   жалобе
   представителей заявителя П. и Д. о признании незаконным пункта 3  и
   п. 6б названного Постановления Правительства РФ,
   
                              установил:
   
       И.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными
   требованиями,    поскольку   считает,   что   п.   10    названного
   Постановления  Правительства, которым оно введено в  действие  с  1
   января  1994 года, противоречит Постановлению Верховного Совета  РФ
   от  22  января  1993 года N 4339-1 "О порядке введения  в  действие
   Закона  РФ "О статусе военнослужащих", которым данный Закон  введен
   в действие с 1 января 1993 г.
       В дополнениях к жалобе представители заявителя просят признать,
   что  п.  3 Постановления Правительства РФ противоречит п. 4 ст.  16
   Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76 от 27 мая  1998
   г.,  поскольку  этим  пунктом предусмотрено, что  военнослужащие  и
   члены  их семей во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным
   лечением   и   организованным  отдыхом  за  плату,  тогда   как   в
   приведенном   пункте   ст.  16  нового  Закона   установлено,   что
   военнослужащие в таких случаях оплачивают 25 процентов, а члены  их
   семей 50 процентов стоимости путевки.
       Кроме   того,   в   ст.   16   Закона  предусматривается,   что
   военнослужащие  и члены их семей обеспечиваются, помимо  санаторно-
   курортного  и  других видов лечения, также отдыхом в пансионатах  и
   детских   оздоровительных  лагерях,  тогда  как  п.  3   названного
   Постановления Правительства РФ это не предусмотрено.
       Пункт  6б Постановления Правительства РФ противоречит п. 5  ст.
   16  этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих и членов
   их  семей,  указанные в пунктах 2 - 4 данной статьи, распространены
   также  на военнослужащих при общей продолжительности военной службы
   25  лет и более вне зависимости от основания увольнения и членов их
   семей,  а  также  на  прапорщиков и мичманов, уволенных  с  военной
   службы    по    перечисленным    в   Законе    основаниям,    общая
   продолжительность  военной  службы  которых  составляет  20  лет  и
   более.
       В   судебном  заседании  представители  И.,  действовавшие   по
   доверенности  от  12 августа 1998 г., П. и Д. поддержали  жалобу  и
   пояснили,  что  они  настаивают  на  признании  незаконным  п.   10
   Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994  г.  N  1093  со
   дня  его принятия, поскольку полагают, что несвоевременное введение
   в  действие  Постановления Правительства РФ  грубо  нарушило  права
   военнослужащих и членов их семей на получение денежной  компенсации
   к  отпуску,  установленной Законом "О статусе военнослужащих"  1993
   г.  Это  привело  к тому, что указанные лица были лишены  права  на
   получение такой компенсации в течение года.
       Обосновывая дополнительные требования, представители  заявителя
   ссылались  на  то,  что в Постановлении предусмотрено  приобретение
   военнослужащими  и  членами  их семей  путевок  в  санатории,  дома
   отдыха  и  на туристические базы Министерства обороны РФ за  плату,
   тогда  как  в  Законе "О статусе военнослужащих" 1998 года  путевки
   должны  оплачиваться частично - в размере 25 и 50 процентов.  Кроме
   того,  в  новом  Законе  расширен круг мест организованного  отдыха
   военнослужащих  и  членов  их  семей  -  пансионатами  и   детскими
   оздоровительными  лагерями, а предусмотренные  п.  2  -  4  ст.  16
   Закона  льготы  для военнослужащих и членов их семей  расширены  на
   военнослужащих  и  их  семьи  при общей  продолжительности  военной
   службы  военнослужащего 25 лет и более вне зависимости от основания
   увольнения.  Кроме  того,  эти  льготы  распространены   также   на
   прапорщиков  и мичманов, уволенных с военной службы по указанным  в
   Законе  основаниям, общая продолжительность военной службы  которых
   составляет  20  лет  и  более.  В  связи  с  приведенными   данными
   Постановление   Правительства  РФ  в  указанных  его   пунктах   не
   соответствует Закону.
       Представитель  Правительства РФ подполковник  юстиции  Ткаченко
   И.В., осуществляющий свои полномочия по поручению Правительства  РФ
   N  ВМ-П4-19482 (письмо Аппарата Правительства РФ от 22 июля 2000 г.
   N  П4-2104),  в  порядке  передоверия,  по  доверенности,  выданной
   первым заместителем Министра обороны РФ, N 332 от 25 июля 2000  г.,
   предложил отказать в удовлетворении жалобы И. и дополнений  к  ней.
   При   этом  он  сослался  на  то,  что  срок,  в  течение  которого
   Правительству   РФ  необходимо  было  определить  порядок   выплаты
   денежной  компенсации  военнослужащим и их семьям,  предусмотренный
   п.  4  ст.  16  Закона, определен не был. Названным  Постановлением
   военнослужащие права на получение такой компенсации не лишались,  и
   эти  свои  права они могли защищать вплоть до обращения в  судебные
   инстанции.
       Что  касается  оплаты  военнослужащими  стоимости  путевок,  то
   Правительству  РФ  в  Законе не поручалось определить  размер  этой
   оплаты.  В  реальной  действительности, как до принятия  Закона  "О
   статусе  военнослужащих" 1993 г., так в период  его  действия  и  в
   настоящее   время,  военнослужащие  и  члены  их  семей  оплачивают
   стоимость  путевки  на  льготных условиях:  военнослужащие  25%,  а
   члены их семей 50% стоимости.
       Такие   льготы  для  военнослужащих  были  предусмотрены  ранее
   действовавшими  в Вооруженных Силах нормативными документами,  а  в
   настоящее время они содержатся в Приказе Министра обороны РФ N  360
   от  20  августа 1999 г. "О порядке санаторно-курортного обеспечения
   в  Вооруженных Силах РФ" (с изменениями, внесенными 6 февраля  2000
   г.).
       Кроме того, в 1999 году разработан и направлен для согласования
   в    соответствующие   государственные   органы    проект    нового
   Постановления Правительства РФ по обсуждаемым вопросам,  в  котором
   финансирование расходов, связанных с оказанием медицинской  помощи,
   обеспечением  санаторно-курортным лечением и  отдыхом  на  льготных
   условиях  военнослужащих и членов их семей, выплатой им компенсации
   и  др.  вопросам,  приведено  в полное соответствие  с  Законом  "О
   статусе  военнослужащих" 1998 года. Однако  до  настоящего  времени
   Постановление еще не принято.
       Заслушав     объяснения    сторон,    исследовав     письменные
   доказательства,  а  также  выслушав заключение  военного  прокурора
   управления   Главной  военной  прокуратуры  подполковника   юстиции
   Грибова  О.В.,  полагавшего необходимым отказать  в  удовлетворении
   жалобы   И.  в  части  признания  незаконным  п.  10  Постановления
   Правительства  РФ  N  1093  от  26 сентября  1999  года,  поскольку
   предусмотренная  Законом  норма о выплате  военнослужащим  денежной
   компенсации к отпуску Постановлением Правительства не отменялась  и
   не  устанавливалась отсрочка ее применения, а в части  поставленных
   вопросов  в дополнениях к жалобе признать их обоснованными,  в  том
   числе  касающихся  размеров  оплаты стоимости  путевок;  расширения
   круга  мест отдыха военнослужащих и их семей по льготным  путевкам;
   распространения льгот, предусмотренных п. 2 - 4 ст. 16  Закона,  на
   военнослужащих  и  их  семей, при общей  продолжительности  военной
   службы  военнослужащих 25 лет и более вне зависимости от  основания
   увольнения,  а  также распространения этих льгот на  прапорщиков  и
   мичманов  при  перечисленных в Законе условиях, поскольку  в  новом
   Законе   "О   статусе   военнослужащих"   они   содержатся,   а   в
   рассматриваемом   Постановлении  отсутствуют,   -   Верховный   Суд
   Российской  Федерации  находит, что  требования  И.,  изложенные  в
   жалобе,  а  также  в  дополнениях к ней, подлежат  лишь  частичному
   удовлетворению.
       Из   исследованного  в  судебном  заседании  содержания  п.  10
   Постановления  видно,  что в нем содержится лишь  дата  введения  в
   действие Постановления.
       Ни  этим,  ни другими пунктами Постановления не отменено  и  не
   отсрочено  право  военнослужащих и членов  их  семей  на  получение
   денежной компенсации к отпуску, предусмотренной п. 4 ст. 16  Закона
   "О статусе военнослужащих" 1993 года.
       То обстоятельство, что Постановление Правительства РФ введено в
   действие  с 1 января 1994 года, не лишало военнослужащих  и  членов
   их  семей  льготы  на  получение  указанной  компенсации  в  сроки,
   установленные названным Законом, который вступил в силу с 1  января
   1993 года.
       В  случае нарушения этого права указанных лиц, в соответствии с
   Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих  права
   и  свободы  граждан" N 4866-1 от 27 апреля 1993  года,  они  вправе
   были  обжаловать неправомерные действия должностных  лиц  в  суд  в
   порядке, установленном этим Законом.
       Кроме того, прежний Закон "О статусе военнослужащих" 1993  года
   задолго  до  направления в Верховный Суд РФ данной  жалобы  утратил
   силу  и отменен. Новому Закону "О статусе военнослужащих" 1998 года
   данное  Постановление  в  вопросах выплаты военнослужащим  денежной
   компенсации  к  отпуску  не противоречит. По изложенным  основаниям
   жалоба И. в этой части удовлетворению не подлежит.
       Вместе с тем в дополнениях к жалобе обоснованно подчеркивается,
   что   содержащиеся  в  п.  3  Постановления  указания  о  том,  что
   военнослужащие  и  члены  их  семей  обеспечиваются   путевками   в
   санатории,   дома  отдыха  и  на  туристические  базы  Министерства
   обороны  за  плату, не соответствуют п. 4 ст. 16 Закона "О  статусе
   военнослужащих" 1998 года, которым установлено, что  военнослужащие
   оплачивают  25  процентов, а члены их семей 50 процентов  стоимости
   путевок. Кроме того, этим пунктом ст. 16 Закона расширен круг  мест
   организованного   отдыха   военнослужащих   и   членов   их   семей
   пансионатами и детскими оздоровительными лагерями.
       Наряду  с  этим п. 5 ст. 16 Закона предусмотрено, что  права  и
   льготы военнослужащим и членам их семей, указанные в пунктах 2 -  4
   этой  статьи  Закона,  в  отличие от  оспариваемого  Постановления,
   распространяются  также  на  офицеров при  общей  продолжительности
   военной  службы  25  лет  и  более  вне  зависимости  от  основания
   увольнения  и  на  членов  их  семей,  а  также  на  прапорщиков  и
   мичманов,  уволенных с военной службы по достижении ими предельного
   возраста  пребывания на военной службе, состоянию  здоровья  или  в
   связи     с     организационно-штатными    мероприятиями,     общая
   продолжительность  военной  службы  которых  составляет  20  лет  и
   более.
       При  таких  данных  суд  приходит к выводу,  что  данная  часть
   требований    заявителя    является   обоснованной    и    подлежит
   удовлетворению.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191,  193  -
   196, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобу  Председателя Общероссийского политического движения  "В
   поддержку  армии,  оборонной промышленности  и  военной  науки"  И.
   удовлетворить частично.
       Признать, что п. 3 Постановления Правительства РФ N 1093 от  26
   сентября 1994 года противоречит п. 4 ст. 16 Федерального закона  "О
   статусе  военнослужащих"  N  76-ФЗ от 27  мая  1998  года,  который
   предусматривает,   что   военнослужащие   и    члены    их    семей
   обеспечиваются помимо санаторно-курортного и других  видов  лечения
   также отдыхом в пансионатах и детских оздоровительных лагерях.  При
   этом военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей -  50
   процентов стоимости путевок.
       Пункт 6б названного Постановления Правительства РФ противоречит
   п.  5 ст. 16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих
   и  членов  их  семей,  указанные в пунктах 2  -  4  данной  статьи,
   распространены  также на военнослужащих при общей продолжительности
   военной  службы  25  лет  и  более  вне  зависимости  от  оснований
   увольнения  и членов их семей, а также на прапорщиков  и  мичманов,
   уволенных  с  военной службы по состоянию здоровья, достижении  ими
   предельного  возраста пребывания на военной службе или  в  связи  с
   организационно-штатными   мероприятиями,  общая   продолжительность
   военной службы которых составляет 20 лет и более.
       Правительству  РФ  в  соответствии с п. 2 ст.  29  Федерального
   закона  "О  статусе  военнослужащих" 1998 года  привести  указанные
   пункты   Постановления  N  1093  от  26  сентября   1994   года   в
   соответствие с Федеральным законом.
       В   части   требований  И.  о  признании   п.   10   названного
   Постановления  Правительства  N  1093  от  26  сентября  1994  года
   незаконным  и  не действующим со дня принятия данного Постановления
   - отказать.
       Настоящее  решение  может  быть обжаловано  и  опротестовано  в
   Кассационную  коллегию  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
   течение  10  дней  после  вынесения судом решения  в  окончательной
   форме.
   
                                        Председательствующий по делу -
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                             генерал-лейтенант юстиции
                                                         Ю.В.ПАРХОМЧУК
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz