Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.03.2004 ПО ДЕЛУ N 3-34/2004 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.02.2003 N 56-Р "О ПОДГОТОВКЕ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В АРЕНДУ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ВЕДЕНИЕМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 11 марта 2004 г. N 3-34/2004
                                   
                      Именем Российской Федерации
   
       Ленинградский  областной  суд  в составе  председательствующего
   судьи  Ерку  Т.А.,  с  участием  прокурора  Гладышевой  Т.А.,   при
   секретаре Бойко Г.В.,
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению    прокурора   Ленинградской   области   об   оспаривании
   распоряжения  Правительства Ленинградской  области  от  11  февраля
   2003 года N 56-р, установил:
   
       Прокурор  Ленинградской области обратился в суд с заявлением  о
   признании    недействующим   с   момента    издания    распоряжения
   Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2003 года N  56-р
   "О  подготовке документов, необходимых для предоставления в  аренду
   участков  лесного  фонда  для  проведения  работ,  не  связанных  с
   ведением  лесного  хозяйства и осуществлением  лесопользования".  В
   обоснование   заявленных   требований  указал,   что   распоряжение
   противоречит   федеральному  законодательству,   поскольку   Лесным
   кодексом РФ порядок предоставления в аренду участков лесного  фонда
   для  проведения работ, не связанных с ведением лесного хозяйства  и
   осуществлением   лесопользования,   прямо   не   предусмотрен.    В
   соответствии  со  ст.  66 Лесного кодекса РФ для  проведения  таких
   работ   требуется  лишь  разрешение  лесхоза  федерального   органа
   управления  лесным  хозяйством  на их  проведение  и  положительное
   заключение  государственной экологической  экспертизы.  Статьей  22
   Земельного  кодекса РФ предусмотрено, что земельный  участок  может
   быть   передан   в  аренду  для  проведения  изыскательских   работ
   собственником    земельного    участка,    каковым    Правительство
   Ленинградской   области  не  является.  Поскольку   государственное
   управление,  в  том числе и в области использования лесного  фонда,
   осуществляет  Правительство  Российской  Федерации  непосредственно
   или  через  уполномоченные  им  федеральные  органы  исполнительной
   власти,   а   ст.   46  Лесного  кодекса  РФ  определение   порядка
   предоставления  участков  лесного фонда в  пользование  отнесено  к
   полномочиям Российской Федерации, учитывая, что принятие решения  о
   предоставлении    участка   лесного   фонда   в   аренду    органом
   государственной  власти субъекта федерации  требуется  лишь  в  том
   случае,  если на участке арендатором будет осуществляться один  или
   несколько   видов   лесопользования,  Правительство   Ленинградской
   области,  устанавливая  порядок  предоставления  участков   лесного
   фонда   в   аренду   для   проведения   работ,   не   связанных   с
   лесопользованием,    отличный    от    порядка,    предусмотренного
   федеральным  законодательством, тем  самым,  по  мнению  прокурора,
   вышло  за  рамки  своих  полномочий,  предоставленных  Земельным  и
   Лесным  кодексами Российской Федерации, в связи с чем  распоряжение
   от 11 февраля 2003 года следует признать недействующим.
       В  судебном  заседании  представитель  прокурора  Ленинградской
   области Гладышева Т.А. заявленные требования поддержала.
       Представители Правительства Ленинградской области с  заявлением
   прокурора  не  согласны,  указывая, что оспариваемым  распоряжением
   определена    исключительно   процедура   оформления    документов,
   необходимых для предоставления в аренду участков лесного фонда  для
   проведения  работ,  не  связанных с ведением  лесного  хозяйства  и
   осуществлением  лесопользования,  а  не  порядок  предоставления  в
   аренду  указанных  участков,  который должен  оформляться  в  форме
   постановлений Правительства Ленинградской области. В связи  с  этим
   распоряжение   является   документом   ненормативного    характера.
   Поскольку статьей 34 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что  участки
   лесного   фонда  предоставляются  в  аренду  на  основании  решений
   органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
   принимаемых  по представлению территориальных органов  федерального
   органа  управления  лесным хозяйством, или  по  результатам  лесных
   конкурсов,  для  ведения соответствующих работ на  участке  лесного
   фонда  необходимо помимо разрешения лесхоза распоряжение областного
   Правительства о предоставлении участка лесного фонда, или  протокол
   о  результатах лесного конкурса, а также заключенный  на  основании
   этих  документов  договор аренды участка лесного  фонда.  И  именно
   процедуре   подготовки   документов  для  выхода   соответствующего
   распоряжения  Правительства Ленинградской области о  предоставлении
   участка  лесного фонда в аренду для проведения работ, не  связанных
   с  ведением лесного хозяйства, посвящено оспариваемое распоряжение.
   В  связи  с  тем, что действующим законодательством  не  установлен
   критерий необходимости перевода лесных земель в нелесные земли  или
   перевод  земель лесного фонда в земли иных категорий для проведения
   в  лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства  и
   осуществлением  лесопользования, практическое применение  норм  ст.
   66  Лесного  кодекса  РФ осложнено по причине ее  законотворческого
   несовершенства.   В   отсутствие   необходимых    правовых    норм,
   регулирующих  предоставление участков лесного фонда для  проведения
   работ,  не  связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
   лесопользования,  единственным  выходом  из  сложившейся   ситуации
   является   приравнивание   лиц,  которым  предоставляются   участки
   лесного  фонда для указанных целей, к лесопользователям, длительное
   время  осуществляющим  свою деятельность  на  данной  территории  и
   имеющим  производственные  мощности  для  заготовки  и  переработки
   древесины и других лесных ресурсов в соответствии со ст. 34 ЛК  РФ,
   поскольку иных оснований для предоставления участков лесного  фонда
   в   аренду  на  основании  решения  органа  государственной  власти
   субъекта Российской Федерации Лесным кодексом РФ не предусмотрено.
       Отмена   оспариваемого   распоряжения   повлечет,   по   мнению
   представителей  Правительства Ленинградской области,  невозможность
   осуществления  в  лесном  фонде  работ,  не  связанных  с  ведением
   лесного  хозяйства,  что  отрицательно  скажется  на  темпах  роста
   экономики  области,  поэтому  они  полагают  правильным  применение
   аналогии  законодательства с распространением правил, установленных
   Лесным  кодексом РФ для предоставления участков лесного  фонда  для
   проведения  работ, связанных с лесопользованием, на  предоставление
   таких  участков  и  для проведения работ, не связанных  с  ведением
   лесного хозяйства.
       Представитель Главного управления природных ресурсов  и  охраны
   окружающей среды Министерства природных ресурсов России  по  Санкт-
   Петербургу  и  Ленинградской  области считает  заявление  прокурора
   необоснованным, указывая, что работы в лесном фонде,  не  требующие
   исключения земель из его состава и не связанные с ведением  лесного
   хозяйства  и  лесопользованием, всегда являются природопользованием
   (чаще   всего  -  недропользованием),  при  осуществлении  которого
   необходимо  соблюдать требования природоохранного законодательства.
   Для  осуществления организацией недропользования в лесном  фонде  в
   обязательном  порядке  должен быть разрешен вопрос  документального
   оформления  права пользования участком лесного фонда. Использование
   участков  лесного  фонда  регулируется  комплексом  правовых   норм
   земельного,   гражданского,  лесного,  природоохранного   и   иного
   законодательства.  Установленный  статьей  34  Лесного  кодекса  РФ
   порядок  предоставления  участков лесного фонда  в  пользование  (в
   аренду),   в   соответствии  с  которым  решение  о  предоставлении
   участков   в  аренду  сроком  до  пяти  лет  принимается   органами
   государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации    по
   представлению    территориальных   органов   федерального    органа
   управления  лесным  хозяйством, в полной  мере  соблюдается  и  при
   предоставлении  участков  лесного фонда  в  аренду  для  проведения
   работ,    не    связанных   с   ведением   лесного   хозяйства    и
   лесопользованием. Представитель полагает, что распоряжение  принято
   уполномоченным  органом  государственной  власти  в  пределах   его
   компетенции,    основания   для   признания    его    недействующим
   отсутствуют.
       Выслушав  объяснения  и заключение прокурора  Гладышевой  Т.А.,
   объяснения   представителей  Правительства  Ленинградской   области
   Тищенко  В.Ю.  и  Лебединского М.Е., представителя ГУПР  по  Санкт-
   Петербургу  и  Ленинградской области Прохоровой И.С., исследовав  и
   оценив     представленные    доказательства,    изучив    положения
   федерального   и   областного  законодательств,  суд   приходит   к
   следующему.
       11  февраля  2003  года  Правительством  Ленинградской  области
   принято  распоряжение N 56-р "О подготовке документов,  необходимых
   для  предоставления в аренду участков лесного фонда для  проведения
   работ,  не  связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
   лесопользования".   Текст  распоряжения   21   апреля   2003   года
   опубликован в "Вестнике Правительства Ленинградской области" N 7.
       В   настоящее   время   распоряжение   действует   в   редакции
   распоряжений от 9 июня 2003 года N 324-р и 18 ноября  2003  года  N
   652-р.
       Пунктом  1  распоряжения определено, что участки лесного  фонда
   для  проведения работ, не связанных с ведением лесного хозяйства  и
   осуществлением  лесопользования, предоставляются в аренду  на  срок
   до  пяти  лет на основании распоряжения Правительства Ленинградской
   области,   принимаемого   по  представлению   Главного   управления
   природных  ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по  Санкт-
   Петербургу и Ленинградской области.
       Пунктом  2  распоряжения установлено, что субъект хозяйственной
   деятельности  подает  в  Главное управление  природных  ресурсов  и
   охраны   окружающей   среды  МПР  России  по   Санкт-Петербургу   и
   Ленинградской  области письменную заявку на аренду участка  лесного
   фонда,  в  которой  указываются полное наименование  и  юридический
   адрес  заявителя, полный список банковских реквизитов, цели,  сроки
   пользования  и местоположение участков лесного фонда, испрашиваемых
   для    аренды.   Кроме   того,   перечислены   документы,   которые
   заинтересованное  лицо  должно приложить к  заявке  при  проведении
   изыскательских  работ  при  проведении  работ  по  добыче  полезных
   ископаемых, прокладке коммуникаций и т.д.
       Пунктом  3  распоряжения  установлено, что  Главное  управление
   природных  ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по  Санкт-
   Петербургу  и  Ленинградской  области на  основании  представленных
   документов  в десятидневный срок со дня получения заявки  оформляет
   представление  на  передачу  в аренду участков  лесного  фонда  для
   проведения  в  лесном фонде работ, не связанных с ведением  лесного
   хозяйства  и  осуществлением лесопользования, а также определяется,
   в   каких   случаях  управление  оформляет  мотивированный   отказ.
   Представление  с  комплексом заявочных  документов  направляется  в
   комитет   по   природным   ресурсам  и  охране   окружающей   среды
   Ленинградской области.
       Пункт   4   распоряжения  предусматривает,  что  комитетом   по
   природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской  области
   в  десятидневный  срок  рассматриваются  представленные  материалы,
   которые   затем   направляются  в  комиссию  по   вопросам   лесных
   отношений,  на  основании  рекомендаций  которой  готовится  проект
   распоряжения  Правительства Ленинградской области о  предоставлении
   в  аренду  участка лесного фонда для проведения работ, не связанных
   с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
       Пунктом   5   распоряжения  предусмотрено,  что  на   основании
   распоряжения Правительства Ленинградской области лесхоз  и  субъект
   хозяйственной   деятельности  заключают  договор  аренды   участков
   лесного  фонда,  а  после  его заключения пользователь  получает  в
   лесхозе   разрешение  на  проведение  в  лесном  фонде  работ,   не
   связанных   с   ведением   лесного   хозяйства   и   осуществлением
   лесопользования.
       В  соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции  Российской
   Федерации  лесное  законодательство находится в совместном  ведении
   Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       Статьей   47   Лесного  кодекса  РФ  к  полномочиям   субъектов
   Российской  Федерации  в  области  использования,  охраны,   защиты
   лесного фонда и воспроизводства лесов относится принятие решений  о
   предоставлении  участков  лесного  фонда  в  аренду,  безвозмездное
   пользование и краткосрочное пользование в соответствии с  настоящим
   кодексом.  При  этом  Лесным  кодексом  установлено,  что  принятие
   решения   органом   государственной  власти   субъекта   Российской
   Федерации   о  предоставлении  участка  лесного  фонда   в   аренду
   требуется  лишь  в  том  случае, если участок  предоставляется  для
   осуществления  лесопользования  (ст.  31-34  ЛК  РФ).  Статьей   66
   Лесного кодекса РФ, регулирующей порядок проведения в лесном  фонде
   работ,  не  связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
   лесопользования, предусматривается, что для производства  указанных
   работ  достаточно разрешения лесхоза федерального органа управления
   лесным    хозяйством   при   наличии   положительного    заключения
   государственной экологической экспертизы.
       Правительством Российской Федерации, которое в соответствии  со
   ст.    51   Лесного   кодекса   РФ   осуществляет   государственное
   регулирование  в  области  использования,  охраны,  защиты  лесного
   фонда   и   воспроизводства   лесов   непосредственно   или   через
   уполномоченные  им  федеральные органы  исполнительной  власти,  24
   марта  1998  года  принято  постановление  N  345  "Об  утверждении
   Положения   об   аренде  участков  лесного  фонда"   (действует   с
   изменениями  на  19  июня 2003 года), которым урегулирован  порядок
   предоставления  в  аренду участков лесного фонда для  осуществления
   одного   или   нескольких  видов  лесопользования.   Предоставление
   участков   лесного  фонда  в  аренду  для  иных   целей   указанным
   положением не регулируется.
       Таким  образом,  ни  Лесным кодексом РФ, ни иными  нормативными
   актами,  принятыми  органами  власти Российской  Федерации,  в  том
   числе  Земельным кодексом РФ, не предусмотрено, что  предоставление
   участков   лесного  фонда  в  аренду,  если  это   не   связано   с
   осуществлением  лесопользования,  производится  по  решению  органа
   исполнительной  власти субъекта федерации. Устанавливая  пунктом  1
   распоряжения  N  56-р  порядок  предоставления  в  аренду  участков
   лесного  фонда  для  проведения  работ,  не  связанных  с  ведением
   лесного  хозяйства и осуществлением лесопользования,  Правительство
   Ленинградской области превысило предоставленные ему полномочия.
       Кроме   того,   как  следует  из  текста  оспариваемого   акта,
   Правительство  области  своим  распоряжением  установило  процедуру
   предоставления  заинтересованными лицами заявки на аренду  участков
   лесного  фонда,  перечень  прилагаемых  к  ней  документов,   сроки
   рассмотрения  заявки  и  оформления  предоставления   на   передачу
   участков  лесного  фонда  для  проведения  работ,  не  связанных  с
   ведением   лесного   хозяйства  и  осуществлением  лесопользования,
   Главным  управлением природных ресурсов и охраны  окружающей  среды
   Министерства  природных  ресурсов  России  по  Санкт-Петербургу   и
   Ленинградской   области.   Указанный   орган   управления    лесным
   хозяйством  является  территориальным  органом  Федеральной  службы
   лесного  хозяйства  России, действующим на основании  приказа  этой
   службы  от  15  апреля 1998 года N 58. В систему органов  власти  и
   управления  Ленинградской  области  Главное  управление   природных
   ресурсов  и  охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу
   и  Ленинградской области не входит, а потому устанавливать  порядок
   его деятельности Правительство Ленинградской области не вправе.
       Статьей  66 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что проведение  в
   лесном  фонде  любых  иных  работ  кроме  тех,  которые  связаны  с
   ведением   лесного   хозяйства  и  осуществлением  лесопользования,
   возможно  на  основании  разрешения  лесхоза  федерального   органа
   управления  лесным хозяйством при наличии положительного заключения
   государственной  экологической экспертизы.  Пункт  2  оспариваемого
   распоряжения    Правительства   Ленинградской   области,    которым
   установлен  перечень  документов, которые  необходимо  приложить  к
   заявке   на   аренду   участка   лесного   фонда   для   проведения
   изыскательских   работ,  заключение  экологической   экспертизы   в
   указанный  перечень  не включает, что не соответствует  требованиям
   федерального законодательства.
       Таким  образом,  сопоставив  текст обжалуемого  распоряжения  с
   положениями федерального законодательства, суд приходит к выводу  о
   том,   что  оно  издано  Правительством  Ленинградской  области   с
   превышением  предоставленных ему полномочий, а потому  должно  быть
   признано недействующим с момента принятия.
       Суд   не   может  принять  во  внимание  доводы  представителей
   Правительства   Ленинградской   области   и   Главного   управления
   природных  ресурсов МПР России по Санкт-Петербургу и  Ленинградской
   области  о  том,  что  обжалуемое распоряжение является  документом
   ненормативного  характера,  так  как  определяет  только  процедуру
   оформления  документов, что практическое применение ст. 66  Лесного
   кодекса    РФ    осложнено   по   причине   ее    законотворческого
   несовершенства,  в  связи с чем следует приравнивать  лиц,  которым
   участки    лесного   фонда   предоставляются   для    осуществления
   лесопользования,  с  теми  субъектами  хозяйственной  деятельности,
   которым  участки  лесного  фонда предоставляются  для  производства
   иных  работ,  с  лесопользованием не связанных,  применяя  аналогию
   закона.
       Оспариваемое распоряжение является нормативным правовым  актом,
   поскольку  принято  областным  Правительством,  определяет  порядок
   предоставления  участков  лесного фонда  в  аренду  для  проведения
   работ,  не  связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
   лесопользования,   то  есть  устанавливает  правила,   адресованные
   неопределенному   кругу   лиц   и   обязательные   к    исполнению.
   Правительству  области  не предоставлено права  восполнять  пробелы
   федерального  законодательства  путем  применения   его   норм   по
   аналогии.
       Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации" предусматривается, что законодательное регулирование  по
   предметам  совместного  ведения Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской  Федерации  в  пределах полномочий  субъекта  Российской
   Федерации  осуществляет  законодательный (представительный),  а  не
   исполнительный  орган  государственной власти  субъекта  Российской
   Федерации.
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253  ГПК
   РФ, суд решил:
   
       Заявление прокурора Ленинградской области удовлетворить.
       Признать   недействующим   с  момента   принятия   распоряжение
   Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2003 года N  56-р
   "О  подготовке документов, необходимых для предоставления в  аренду
   участков  лесного  фонда  для  проведения  работ,  не  связанных  с
   ведением  лесного  хозяйства и осуществлением  лесопользования"  (в
   редакции  распоряжений от 9 июня 2003 года N 324-р и от  18  ноября
   2003 года N 652-р).
       Решение   может  быть  обжаловано  в  Верховый  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней через Ленинградский областной суд.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz