Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 07.07.2004 ПО ДЕЛУ N 33-Г04-1 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.03.2004

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 7 июля 2004 г. N 33-Г04-1
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации в составе председательствующего  Лаврентьевой
   М.Н., судей Емышевой В.А., Меркулова В.П.
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   прокурора   Ленинградской  области  о  признании  недействующим   с
   момента  издания  распоряжения Правительства Ленинградской  области
   от   11   февраля  2003  года  N  56-р  "О  подготовке  документов,
   необходимых для предоставления в аренду участков лесного фонда  для
   проведения  работ,  не  связанных с ведением  лесного  хозяйства  и
   осуществлением    лесопользования"    по    кассационной     жалобе
   Правительства   Ленинградской  области  на  решение  Ленинградского
   областного суда от 11 марта 2004 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Емышевой   В.А.,   заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской  Федерации  Воскобойниковой  Е.Л.,  полагавшей  оставить
   решение  без  изменения,  Судебная коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации установила:
   
       11  февраля  2003  года  Правительством  Ленинградской  области
   принято  распоряжение N 56-р "О подготовке документов,  необходимых
   для  предоставления в аренду участков лесного фонда для  проведения
   работ,  не  связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
   лесопользования".   Текст  распоряжения   21   апреля   2003   года
   опубликован в "Вестнике Правительства Ленинградской области"  N  7.
   В  настоящее  время распоряжение действует в редакции  распоряжений
   от 9 июня 2003 года N 324-р и 18 ноября 2003 года N 652-р.
       Прокурор  Ленинградской области обратился в суд с заявлением  о
   признании  недействующим с момента издания указанного распоряжения,
   указывая   на   то,  что  распоряжение  противоречит   федеральному
   законодательству, для проведения таких работ согласно ст. 66 ЛК  РФ
   требуется  лишь  разрешение лесхоза федерального органа  управления
   лесным  хозяйством  на  их  проведение и  положительное  заключение
   государственной  экологической  экспертизы,  земельный  участок   в
   соответствии  с  ЗК РФ может быть передан в аренду  для  проведения
   изыскательских  работ  собственником  земельного  участка,  каковым
   Правительство Ленинградской области не является.
       Государственное   управление,  в  том   числе   и   в   области
   использования лесного фонда, осуществляет Правительство  Российской
   Федерации  непосредственно или через уполномоченные им  федеральные
   органы   исполнительной  власти,  а  ст.  46  Лесного  кодекса   РФ
   определение  порядка  предоставления  участков  лесного   фонда   в
   пользование  отнесено к полномочиям Российской Федерации.  Принятие
   решения  о  предоставлении участка лесного фонда в  аренду  органом
   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  требуется
   лишь   в   том   случае,   если   на  участке   арендатором   будет
   осуществляться один или несколько видов лесопользования.
       Правительство   Ленинградской  области,  устанавливая   порядок
   предоставления  участков  лесного фонда в  аренду,  для  проведения
   работ,  не  связанных  с  лесопользованием,  отличный  от  порядка,
   предусмотренного  федеральным  законодательством,  тем  самым,   по
   мнению  прокурора, вышло за рамки своих полномочий, предоставленных
   Земельным  и Лесным кодексами Российской Федерации, в связи  с  чем
   распоряжение   от   11   февраля   2003   года   следует   признать
   недействующим.
       Представители  Правительства  Ленинградской  области  возражали
   против  удовлетворения заявления прокурора,  ссылаясь  на  то,  что
   оспариваемым   распоряжением   определена   процедура    оформления
   документов,  необходимых  для  предоставления  в  аренду   участков
   лесного  фонда  для  проведения  работ,  не  связанных  с  ведением
   лесного  хозяйства и осуществлением лесопользования, а  не  порядок
   предоставления   в  аренду  указанных  участков,   который   должен
   оформляться   в  форме  постановлений  Правительства  Ленинградской
   области,  распоряжение  является  актом  ненормативного  характера.
   Согласно   ст.   34  Лесного  кодекса  РФ  участки  лесного   фонда
   предоставляются    в   аренду   на   основании   решений    органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Поскольку   действующим   федеральным   законодательством    не
   установлен   критерий  необходимости  перевода  лесных   земель   в
   нелесные  земли,  или перевод земель лесного  фонда  в  земли  иных
   категорий  для  проведения в лесном фонде  работ,  не  связанных  с
   ведением   лесного   хозяйства  и  осуществлением  лесопользования,
   субъект   федерации   вправе  осуществлять   собственное   правовое
   регулирование.
       Представитель Главного управления природных ресурсов  и  охраны
   окружающей среды Министерства природных ресурсов России  по  Санкт-
   Петербургу  и  Ленинградской области возражал против удовлетворения
   заявления прокурора.
       Решением  Ленинградского областного суда от 11 марта 2004  года
   заявление    прокурора    Ленинградской   области    удовлетворено.
   Распоряжение  Правительства Ленинградской  области  от  11  февраля
   2003  года  N  56-р  "О  подготовке  документов,  необходимых   для
   предоставления  в  аренду  участков лесного  фонда  для  проведения
   работ,  не  связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
   лесопользования"  (в редакции распоряжений от 9 июня  2003  года  N
   324-р  и от 18 ноября 2003 года N 652-рп) признано недействующим  с
   момента принятия.
       С  решением не согласно Правительство Ленинградской области,  в
   кассационной жалобе просит решение отменить, указывая  на  то,  что
   суд  неправильно применил материальный закон, дал ошибочную  оценку
   доводам  заявления,  и  производство по делу прекратить,  поскольку
   оспариваемый акт не относится к нормативным правовым актам.
       Проверив  материалы  дела, изучив доводы  кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации  находит решение суда подлежащим оставлению без изменения
   по следующим основаниям.
       Удовлетворяя  заявление  прокурора, суд  пришел  к  правильному
   выводу  о том, что распоряжение Правительства Ленинградской области
   от   11   февраля   2003   года  N  56-р   принято   Правительством
   Ленинградской области с превышением полномочий субъекта  Российской
   Федерации.
       Вопросы  владения, пользования и распоряжения землей,  недрами,
   водными  и  другим  природными  (в том  числе  лесными)  ресурсами,
   разграничения  государственной  собственности,  природопользования,
   охраны  окружающей  среды и обеспечения экологической  безопасности
   особо  охраняемых природных территорий, осуществления мер по борьбе
   с  катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидации их  последствий,
   лесное  законодательство отнесены Конституцией Российской Федерации
   (п.  "в",  "г", "д", "з", "к" ч. 1 ст. 72) к предметам  совместного
   ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       Согласно  ст.  1  Лесного  кодекса РФ  лесное  законодательство
   Российской   Федерации  состоит  из  настоящего   Кодекса,   других
   федеральных  законов и иных нормативных правовых  актов  Российской
   Федерации,  а  также  законов  и иных  нормативных  правовых  актов
   субъектов Российской Федерации.
       Законы  и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской
   Федерации,  регулирующие лесные отношения, не  могут  противоречить
   настоящему  Кодексу и принимаемым в соответствии с ним  федеральным
   законам.   В   случае   противоречия  между  федеральным   законом,
   регулирующим   лесные  отношения,  и  иным  актом,  принимаемым   в
   Российской Федерации, действует федеральный закон.
       Согласно ст. 48 ЛК РФ полномочия органов государственной власти
   Российской  Федерации  и органов государственной  власти  субъектов
   Российской  Федерации  в  области  использования,  охраны,   защиты
   лесного  фонда  и  воспроизводства лесов устанавливаются  настоящим
   Кодексом,  а  также  заключенными  в  соответствии  с  Конституцией
   Российской  Федерации договорами о разграничении предметов  ведения
   и  полномочий  между  органами  государственной  власти  Российской
   Федерации  и  органами государственной власти субъектов  Российской
   Федерации.
       Лесной  кодекс РФ как нормативный правовой акт общего действия,
   регулирующий  те  или иные вопросы (предметы) совместного  ведения,
   определяет  права  и обязанности участников правоотношений,  в  том
   числе  полномочия  органов  государственной  власти,  и  тем  самым
   осуществляет разграничение этих полномочий.
       Из  статей  11 (часть 3), 72 (пункты "в", "г", "д" и "к"  части
   1),  76  (части  2  и  5)  и  94 Конституции  Российской  Федерации
   следует,    что    Федеральное   Собрание    вправе    осуществлять
   законодательное  регулирование  вопросов,  относящихся   к   данным
   предметам    совместного   ведения,   определять    соответствующие
   конкретные полномочия и компетенцию органов государственной  власти
   Российской  Федерации  и органов государственной  власти  субъектов
   Российской   Федерации.  При  этом,  однако,  должны   быть   также
   соблюдены требования Конституции Российской Федерации, в том  числе
   ее  статей  9 и 36, относящиеся к праву собственности на  природные
   ресурсы и к их использованию.
       Статьей  46 ЛК РФ к полномочиям Российской Федерации в  области
   использования,  охраны,  защиты  лесного  фонда  и  воспроизводства
   лесов  отнесено определение порядка предоставления участков лесного
   фонда в пользование.
       Статьей  66  ЛК РФ определен порядок проведения в лесном  фонде
   работ,  не  связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
   лесопользования,  согласно  которому  проведение  в  лесном   фонде
   строительных   работ,   добыча   полезных   ископаемых,   прокладка
   коммуникаций  и  выполнение иных работ,  не  связанных  с  ведением
   лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для  этого
   не  требуется перевода лесных земель в нелесные земли или  перевода
   земель  лесного  фонда  в земли иных категорий,  осуществляются  на
   основании разрешения лесхоза федерального органа управления  лесным
   хозяйством  при  наличии положительного заключения  государственной
   экологической  экспертизы (часть первая в ред. Федерального  закона
   от 10.12.2003 N 171-ФЗ).
       В  данном разрешении указываются наименование проводимых работ,
   сроки  и  условия  их  выполнения, требования к  охране  окружающей
   природной среды.
       В  случае если выполнение этих работ связано с рубками,  лесхоз
   федерального   органа   управления  лесным  хозяйством   выписывает
   лесорубочный билет.
       Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ,
   не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.
       Указанной нормой Федерального закона не установлено,  на  каких
   правах  пользования  будут  в этом случае  предоставляться  участки
   лесного  фонда  (ст. 22 ЛК РФ), закон не требует  в  данном  случае
   решения    (согласования)   для   этого    со    стороны    органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Статьей   47  ЛК  РФ  установлен  перечень  полномочий  органов
   государственной   власти   субъектов  РФ,   которым   предусмотрено
   принятие  ими  решений о предоставлении участков  лесного  фонда  в
   аренду,  безвозмездное  пользование и краткосрочное  пользование  в
   соответствии   с  Лесным  кодексом  РФ.  Статьями   31-34   ЛК   РФ
   предусмотрено  предоставление участков  лесного  фонда  по  решению
   органа  государственной власти субъекта РФ только для осуществления
   одного или нескольких видов лесопользования.
       Однако  виды  деятельности,  указанные  в  ст.  66  ЛК  РФ,  не
   относятся к лесопользованию.
       Таким  образом,  Правительство Ленинградской области,  принимая
   правовой  акт,  регламентирующий порядок  предоставления  в  аренду
   участков  лесного  фонда  для  проведения  работ,  не  связанных  с
   ведением   лесного  хозяйства  и  осуществлением  землепользования,
   превысило свои полномочия.
       Доводы   Правительства  Ленинградской  области   о   том,   что
   компетенция   органа   исполнительной   власти   субъекта   РФ   по
   предоставлению участков лесного фонда в аренду (в случае  если  это
   не  связано с осуществлением лесопользования) установлена ЗК  РФ  и
   ЛК  РФ, правильно признаны судом необоснованными поскольку ни  один
   из  названных  нормативных актов не наделяет орган  государственной
   власти  субъекта  Российской  Федерации  правом  предоставления   в
   аренду участков лесного фонда для проведения работ, не связанных  с
   ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
       Суд  правильно признал, что в нарушение ст. 66 Лесного  кодекса
   РФ  в перечне документов, которые необходимо приложить к заявке  на
   аренду  участка  лесного фонда для проведения изыскательских  работ
   (п.   2   оспариваемого   распоряжения),   отсутствует   заключение
   экологической экспертизы.
       Доводы Правительства Ленинградской области в жалобе о том,  что
   суд  не применил закон, подлежащий применению, а именно ст.  18  ФЗ
   "О  недрах",  являются необоснованными, поскольку  указанная  норма
   регулирует  не  предоставление земельного участка в пользование,  а
   предоставление      недр      для     разработки      месторождений
   общераспространенных      полезных      ископаемых,      оформление
   землеотводного акта в данном случае производится в общем порядке  в
   соответствии с ЗК РФ.
       Представители  Правительства Ленинградской области  и  Главного
   управления  природных  ресурсов МПР России  по  Санкт-Петербургу  и
   Ленинградской области ссылались на то, что обжалуемое  распоряжение
   является  документом ненормативного характера, так  как  определяет
   только  процедуру  оформления документов. С  данным  суждением  суд
   обоснованно не согласился.
       Пленум   Верховного  Суда  РФ  в  постановлении  "О   некоторых
   вопросах,  возникших  в связи с принятием и  введением  в  действие
   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" N  2  от
   20  января 2003 г. (п. 12) разъяснил, что под нормативным  правовым
   актом    понимается   изданный   в   установленном   порядке    акт
   управомоченного  на  то  органа  государственной   власти,   органа
   местного  самоуправления  или  должностного  лица,  устанавливающий
   правовые    нормы    (правила    поведения),    обязательные    для
   неопределенного   круга   лиц,   рассчитанные   на    неоднократное
   применение   и   действующие  независимо  от  того,  возникли   или
   прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
       Судом  сделан  правильный  вывод о том,  что  оспариваемый  акт
   является  нормативным правовым актом, поскольку этот  правовой  акт
   определяет порядок предоставления участков лесного фонда  в  аренду
   для  проведения работ, не связанных с ведением лесного хозяйства  и
   осуществлением  лесопользования,  перечень  документов,  срок,   на
   который  заключается  договор аренды, сроки рассмотрения  заявки  и
   т.д.,  т.е.  устанавливает  правила,  адресованные  неопределенному
   кругу лиц и обязательные к исполнению.
       Доводы  Правительства  Ленинградской  области  о  том,  что   в
   отсутствие     федерального    закона,    регулирующего     порядок
   предоставления  участков  лесного фонда  в  аренду  для  проведения
   работ,  не  связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
   лесопользования,  субъект Российской Федерации вправе  осуществлять
   собственное   правовое   регулирование,   суд   правильно   признал
   несостоятельными, поскольку в силу пп. "б" п. 1 ст. 5  Федерального
   закона    "Об    общих   принципах   организации    законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов  Российской Федерации" законодательное  регулирование  по
   предметам  совместного  ведения Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской  Федерации  в  пределах полномочий  субъекта  Российской
   Федерации  осуществляет  законодательный (представительный),  а  не
   исполнительный  орган  государственной власти  субъекта  Российской
   Федерации.
       Из материалов дела усматривается, что на доводы, приведенные  в
   обоснование кассационной жалобы, ссылались в суде первой  инстанции
   представители  Правительства  Ленинградской  области   и   Главного
   управления  природных  ресурсов МПР России  по  Санкт-Петербургу  и
   Ленинградской области в обоснование возражений на них и эти  доводы
   были  предметом судебного разбирательства, судом им дана правильная
   правовая оценка в своем решении.
       Исходя  из  этого  суд  обоснованно удовлетворил  требования  о
   признании  распоряжения Правительства Ленинградской области  от  11
   февраля 2003 года N 56-р "О подготовке документов, необходимых  для
   предоставления  в  аренду  участков лесного  фонда  для  проведения
   работ,  не  связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
   лесопользования"  (в редакции распоряжений от 9 июня  2003  года  N
   324-р  и  от 18 ноября 2003 года N 652-рп) недействующим с  момента
   принятия.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации определила:
   
       Решение  Ленинградского областного суда от  11  марта  2004  г.
   оставить   без   изменения,  а  кассационную  жалобу  Правительства
   Ленинградской области - без удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz