Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.10.2001 N 5-Г01-123 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 27.08.2001 N 3-410/2001 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 12 октября 2001 года
                                   
                           Дело N 5-г01-123
                                   
                             (Извлечение)
   
       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в
   составе:
       председательствующего Н.,
       судей К. и О.
       рассмотрела   в   судебном  заседании  12   октября   2001   г.
   кассационную  жалобу представителя Правительства г.  Москвы  Б.  на
   решение  Московского городского суда от 27 августа 2001 г., которым
   признан  недействительным Порядок предоставления гражданам (семьям)
   субсидий   на  оплату  жилищных  и  коммунальных  услуг   (жилищных
   субсидий)  в  г. Москве, утвержденный постановлением  Правительства
   г.  Москвы от 30 января 2001 г. N 99-ПП (приложение N 2),  в  части
   п.  3, абз. 7, со слов "жилищная субсидия предоставляется гражданам
   по  месту  их  регистрации"; п. 4, абз. 1 и 3,  со  слов  "жилищная
   субсидия   предоставляется  постоянно   зарегистрированным   в   г.
   Москве...;    при    предоставлении   жилищной    субсидии    семья
   рассматривается   как   группа   лиц,   оплачивающих   жилищные   и
   коммунальные  услуги  по одному расчетному  документу  и  постоянно
   зарегистрированных в г. Москве"; п. 16, абз. 1, со  слов  "жилищные
   субсидии  на  оплату жилищных и коммунальных услуг (за  исключением
   субсидии  на  электроэнергию), а также компенсации на оплату  услуг
   технического   обслуживания  запирающих   устройств   перечисляются
   городским  центром жилищных субсидий организациям, в  управлении  и
   на  балансе  (на  забалансовом счете) которых учитывается  жилищный
   фонд,  где проживает (зарегистрирован) гражданин или семья, которым
   предназначена   субсидия,  кроме  случая,  названного   в   п.   14
   настоящего Положения".
       Заслушав  доклад судьи Н., объяснения П., ее представителя  Р.,
   исследовав материалы дела, коллегия
   
                              установила:
   
       П.  обратилась в суд с заявлением о признании недействительными
   абзаца  7  пункта  3, абзацев 1 и 3 пункта 4 и  пункта  16  Порядка
   предоставления  гражданам (семьям) субсидий на  оплату  жилищных  и
   коммунальных  услуг (жилищных субсидий) в г. Москве,  утвержденного
   постановлением Правительства г. Москвы от 30 января 2001 г.  N  99-
   ПП,  в  части  установления  регистрации  по  месту  жительства   в
   качестве   одного  из  условий  возникновения  права  на  получение
   жилищной субсидии.
       Рассмотрев   дело,  суд  вынес  приведенное  выше  решение.   В
   кассационной  жалобе  представитель  Правительства  г.  Москвы   Б.
   просит  отменить  решение  суда, считая его  неправильным.  Обсудив
   доводы  кассационной жалобы, коллегия пришла к выводу об  изменении
   решения суда.
       В  соответствии  с  Законом Российской  Федерации  "Об  основах
   федеральной  жилищной политики" органы государственного управления,
   местная    администрация   предоставляет   компенсации   (субсидии)
   гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной  нормы
   площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с  учетом
   совокупного   дохода  семьи,  действующих  льгот  и   утвержденного
   бюджета  (ч.  2  ст.  15).  Компенсации (субсидии),  обеспечивающие
   оплату  жилья  в  пределах социальной нормы  площади  и  нормативов
   потребления  коммунальных услуг, предоставляются  также  гражданам,
   имеющим в собственности жилые помещения (ч. 4 ст. 19).
       Согласно  Положению  о  предоставлении  гражданам  субсидий  на
   оплату  жилья  и  коммунальных услуг, утвержденного  постановлением
   Правительства  Российской Федерации от 2 августа  1999  г.  N  887,
   субсидии  на  оплату  жилья  и коммунальных  услуг  предоставляются
   гражданам  органами  государственной  власти  субъектов  Российской
   Федерации  и органами местного самоуправления в пределах социальной
   нормы  площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг  с
   учетом   прожиточного   минимума,  совокупного   дохода   семьи   и
   действующих  льгот  (п.  1).  Субсидии  предоставляются  гражданам,
   проживающим   в   домах  (включающих  общежития),   относящихся   к
   жилищному  фонду,  независимо  от  формы  собственности.  Граждане,
   сдающие  жилые помещения в поднаем, утрачивают право  на  получение
   субсидии (п. 5).
       Как  видно из содержания приведенных федеральных правовых норм,
   они  не ставят предоставление субсидий гражданам по оплате жилья  и
   коммунальных услуг в зависимость от их регистрации. Частью 2 ст.  3
   Закона  Российской Федерации "О праве граждан Российской  Федерации
   на  свободу  передвижения, выбор места пребывания  и  жительства  в
   пределах  Российской  Федерации" установлено, что  регистрация  или
   отсутствие  таковой  не  могут служить основанием  ограничения  или
   условием,   реализации  прав  и  свобод  граждан,   предусмотренных
   Конституцией  Российской Федерации, законами Российской  Федерации,
   конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
       Поскольку   федеральное  законодательство  не   предусматривает
   регистрацию граждан в качестве обязательного условия для  получения
   субсидии  по  оплате  жилья  и коммунальных  услуг,  суд  правильно
   признал,  что  установление Правительством г. Москвы в оспариваемых
   нормах   регистрации   граждан  в  качестве   одного   из   условий
   возникновения  права  на получение жилищной  субсидии  противоречит
   федеральному законодательству.
       Вместе  с  тем,  коллегия считает необходимым изменить  решение
   суда.  Заявитель  просил признать недействительным  указанное  выше
   постановление  Правительства г. Москвы лишь  в  части  установления
   регистрации  граждан  в  качестве одного из  условий  возникновения
   права    на   получение   жилищной   субсидии.   Суд   же   признал
   недействительными  положения нормативного акта  в  большем  объеме,
   хотя  это  не  следовало было делать, так  как  в  них  освещены  и
   другие,  не  касающиеся регистрации граждан вопросы, и, которые  не
   исследовались в судебном заседании.
       Руководствуясь  ст. 304, 305, 311 Гражданского  процессуального
   кодекса РСФСР, коллегия
   
                              определила:
   
       изменить решение Московского городского суда от 27 августа 2001
   г.,  изложив  резолютивную  часть в  следующей  редакции.  Признать
   незаконными и не подлежащими применению абзац 7 пункта 3, абзацы  1
   и  3  пункта 4, абзац 1 пункта 16 Порядка предоставления  гражданам
   (семьям)   субсидий   на  оплату  жилищных  и  коммунальных   услуг
   (жилищных  субсидий)  в  г.  Москве,  утвержденного  постановлением
   Правительства г. Москвы от 30 января 2001 г. N 99-ПП (приложение  N
   2),   в  части  слов  соответственно  "по  месту  их  регистрации",
   "постоянно  зарегистрированным" и "и постоянно зарегистрированных",
   "(зарегистрирован)". В остальной части решение  суда  оставить  без
   изменения,  кассационную  жалобу  представителя  Правительства   г.
   Москвы Б. без удовлетворения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz