Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.09.2003 N ГКПИ 03-1012 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ЗАКОНУ ПОДПУНКТА "З" ПУНКТА 12 ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                 от 26 сентября 2003 г. N ГКПИ 03-1012
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                   Баенском А.А.,
       с участием прокурора                      Воскобойниковой Е.Л.
   
       рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению    Лавренова    Александра    Николаевича   о  признании
   противоречащим   закону   подпункта  "з"  пункта  12  Положения  о
   Государственной    инспекции   безопасности   дорожного   движения
   Министерства  внутренних  дел Российской Федерации,  утвержденного
   Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711,
   
                              установил:
   
       Лавренов А.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
   заявлением  о признании  противоречащим  закону   пп.  "з"  п.  12
   Положения   о  Государственной  инспекции  безопасности  дорожного
   движения   Министерства   внутренних   дел  Российской  Федерации,
   утвержденного  Указом  Президента Российской Федерации  от 15 июня
   1998 г. N 711.
       Как  указывает заявитель,  оспариваемые положения нормативного
   правового  акта  не  соответствуют действующему законодательству и
   нарушают его гражданские права.
       В суде заявитель Лавренов А.Н. и его представитель Обухов А.Ю.
   поддержали  заявленные  требования  и пояснили,  что  оспариваемые
   положения  нормативного  правового  акта  противоречат  не  только
   законодательству Российской Федерации,  но и нормам международного
   права.
       Представитель  заинтересованного  лица  Президента  Российской
   Федерации по доверенности Брычева Л.И.  просила дело рассмотреть в
   ее    отсутствие,    в    письменном   отзыве   возражает   против
   удовлетворения заявленных требований.
       Выслушав    объяснения    заявителя   Лавренова   А.Н.,    его
   представителя  Обухова  А.Ю.,  пояснения  специалиста  Зубриського
   С.Г.,  исследовав  материалы  дела,  заслушав заключение прокурора
   Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л.,  полагавшей,  что
   заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный
   Суд  Российской  Федерации не находит оснований для удовлетворения
   заявленных требований.
       Согласно  статье  13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт
   государственного  органа  или органа местного самоуправления,  а в
   случаях,   предусмотренных  законом,  также  нормативный  акт,  не
   соответствующие   закону  или  иным  правовым  актам  и нарушающие
   гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы гражданина или
   юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
       Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах
   по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15 июня 1998 г.
   N 711 (в ред.  Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679) утверждено
   Положение   о  Государственной  инспекции  безопасности  дорожного
   движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
       В  соответствии  с пп.  "з"  п.  12 Положения Госавтоинспекция
   имеет  право  не  допускать  к участию  в дорожном  движении путем
   отказа   в  регистрации   и  выдаче   соответствующих   документов
   автомототранспортные  средства  и прицепы к ним,  имеющие скрытые,
   поддельные,    измененные    номера    узлов    и  агрегатов   или
   государственные регистрационные знаки.
       Введенная   в  действие   часть  первая  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации  с 1  января  1995  г.  в  пункте 2 статьи 1
   предусматривает,  что  гражданские  права могут быть ограничены на
   основании  федерального  закона  и только в той мере,  в какой это
   необходимо   в  целях   защиты   основ   конституционного   строя,
   нравственности,  здоровья,  прав  и законных интересов других лиц,
   обеспечения обороны страны и безопасности государства.
       Федеральный   закон   "О   безопасности  дорожного  движения",
   определяя   правовые  основы  обеспечения  безопасности  дорожного
   движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию
   транспортных средств.
       В  силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности
   дорожного  движения" допуск транспортных средств,  предназначенных
   для   участия   в  дорожном   движении  на  территории  Российской
   Федерации,  за  исключением  транспортных  средств,  участвующих в
   международном  движении  или  ввозимых  на  территорию  Российской
   Федерации  на  срок  не  более  шести  месяцев,  осуществляется  в
   соответствии   с  законодательством   Российской  Федерации  путем
   регистрации   транспортных   средств   и  выдачи   соответствующих
   документов.   Регистрация   транспортных  средств  без  документа,
   удостоверяющего   его   соответствие   установленным   требованиям
   безопасности дорожного движения, запрещается.
       Из  содержания  данной нормы Федерального закона следует,  что
   регистрация  транспортного  средства является не только механизмом
   допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и
   способом   контроля   за   эксплуатацией  транспортного  средства,
   являющегося источником повышенной опасности.
       Указ  Президента  РФ  "О  дополнительных  мерах по обеспечению
   безопасности  дорожного  движения" издан в целях реализации единой
   государственной политики в области безопасности дорожного движения
   и   определяет   правовое   положение   Государственной  инспекции
   безопасности   дорожного  движения  как  органа,   осуществляющего
   специальные  контрольные,  надзорные  и разрешительные  функции  в
   области  обеспечения  безопасности дорожного движения,  проведения
   мероприятий  по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и
   снижению  тяжести их последствий в целях охраны жизни,  здоровья и
   имущества  граждан,  защиты их прав и законных интересов,  а также
   интересов общества и государства.
       Из   представленного  суду  письменного  отзыва  представителя
   заинтересованного  лица  следует,  что  Госавтоинспекция  входит в
   систему  Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации  и в
   соответствии  с Законом  РФ  "О  милиции"  производит  регистрацию
   автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для
   движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляет
   розыск  похищенного  имущества,   в  т.ч.   угнанных  и похищенных
   автомототранспортных средств (пункты 6, 9 статьи 10).
       В   связи  с тем,   что  федеральными  законами  предусмотрена
   регистрация    автомототранспортных    средств,     суд    считает
   несостоятельными  доводы  заявителя  о незаконном  ограничении его
   гражданских прав, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса
   РФ,  оспариваемыми положениями Указа Президента РФ от 15 июня 1998
   г. N 711.
       Допуск  транспортных  средств,  предназначенных  для участия в
   дорожном    движении    на    территории   Российской   Федерации,
   осуществляется   в  соответствии   с законодательством  Российской
   Федерации.
       Федеральный   закон   "О   безопасности   дорожного  движения"
   основаниями для запрета эксплуатации транспортных средств в статье
   19  назвал  наличие  у них  технических неисправностей,  создающих
   угрозу    безопасности   дорожного   движения,    и   эксплуатацию
   транспортных   средств,   владельцами   которых   не   исполняется
   установленная Федеральным законом обязанность по страхованию своей
   гражданской ответственности.
       Президент   Российской  Федерации  в целях  реализации  единой
   государственной политики в области безопасности дорожного движения
   издал  Указ  от  15 июня 1998 г.  N 711,  в соответствии с которым
   Госавтоинспекция  имеет  право  не  допускать к участию в дорожном
   движении   путем  отказа  в регистрации  и выдаче  соответствующих
   документов автомототранспортные средства и прицепы к ним,  имеющие
   скрытые,  поддельные,  измененные  номера  узлов  и агрегатов  или
   государственные регистрационные знаки.
       Издание  Президентом Российской Федерации указов предусмотрено
   статьей  90  Конституции  Российской  Федерации  и в силу статьи 4
   Федерального закона "О безопасности дорожного движения",  статьи 4
   Закона  РФ  "О  милиции"  оспариваемый  нормативный  правовой  акт
   является  составной частью законодательства Российской Федерации о
   безопасности дорожного движения.
       Допрошенный   в  судебном   заседании  в качестве  специалиста
   сотрудник  МВД  России  Зубриський  С.Г.  пояснил,  что  Уголовным
   кодексом  РФ  (статья 326) установлена ответственность за подделку
   или уничтожение идентификационного номера,  номера кузова,  шасси,
   двигателя,  а  также  подделку  государственного  регистрационного
   знака   транспортного  средства  в целях  эксплуатации  или  сбыта
   транспортного  средства,  а  равно  сбыт  транспортного средства с
   заведомо  поддельным  идентификационным  номером,  номером кузова,
   шасси,   двигателя   или   с заведомо  поддельным  государственным
   регистрационным  знаком  либо  сбыт  кузова,  шасси,  двигателя  с
   заведомо поддельным номером.
       При    регистрации    транспортных   средств   подразделениями
   Госавтоинспекции производится их осмотр. При обнаружении признаков
   скрытия,   изменения,   уничтожения   маркировки,   нанесенной  на
   транспортных         средствах       организациями-изготовителями,
   регистрационные   действия   не   производятся,    информация   об
   обнаружении  признаков  преступления передается в орган внутренних
   дел  по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и
   принятия   решения   в порядке,   установленном  законодательством
   Российской Федерации.
       Наложенные  ограничения на совершение регистрационных действий
   снимаются  при  представлении мотивированного постановления органа
   внутренних  дел  об  отказе в возбуждении (прекращении) уголовного
   дела   и проверке  законности  принятого  органом  внутренних  дел
   решения надзирающим прокурором. В случае вынесения постановления о
   возбуждении  уголовного  дела  совершение регистрационных действий
   откладывается   до   окончания  производства  по  делу  в порядке,
   установленном законодательством.
       Конвенция    о   дорожном   движении   не   содержит   запрета
   Договаривающемуся     государству     в    соответствии    с   его
   законодательством  при  регистрации  транспортных  средств  делать
   отметки об измененных номерах кузова, двигателя, шасси, рамы.
       Доводы Лавренова А.Н.  о том,  что решением суда его жалоба на
   действия  должностного  лица  об  отказе  в регистрации автомобиля
   оставлена  без  удовлетворения,  не  могут  служить основанием для
   удовлетворения заявленных требований.
       Указом  Президента  РФ  от  15  июня 1998 г.  N 711 утверждено
   Положение    о Государственной  инспекции  безопасности  дорожного
   движения,    которая    в   своей   деятельности   руководствуется
   Конституцией  Российской Федерации,  федеральными конституционными
   законами, Законом Российской Федерации "О милиции", Кодексом РФ об
   административных    правонарушениях,    Федеральным   законом   "О
   безопасности  дорожного движения",  другими федеральными законами,
   указами   и  распоряжениями   Президента   Российской   Федерации,
   постановлениями    и   распоряжениями   Правительства   Российской
   Федерации,  нормативными  правовыми актами Министерства внутренних
   дел Российской Федерации,  законами и иными нормативными правовыми
   актами   субъектов   Российской   Федерации,   а  также  настоящим
   Положением.
       Настоящее     Положение    определяет    правовое    положение
   Госавтоинспекции,   ее   обязанности   и  права.   Вопросы   учета
   автомототранспортных  средств регулируются детально Постановлением
   Правительства  РФ  от 12 августа 1994 г.  N 938 "О государственной
   регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной
   техники на территории Российской Федерации", Правилами регистрации
   транспортных  средств,  утвержденными  Приказом  МВД  России от 27
   января 2003 г. N 59.
       Правила  устанавливают  единый  на  всей территории Российской
   Федерации   порядок  регистрации  автомототранспортных  средств  и
   прицепов к ним в Госавтоинспекции. Пунктом 76 Правил предусмотрена
   регистрация транспортных средств,  в отношении которых проводилась
   проверка на предмет обнаружения признаков преступления.
       Заявитель  Лавренов  А.Н.  не  лишен возможности обжалования в
   порядке,     установленном    законодательством    о   гражданском
   судопроизводстве,   состоявшегося   судебного  решения  в связи  с
   существенными нарушениями норм материального права.
       Учитывая,  что  оспариваемые  положения нормативного правового
   акта  не  противоречат  федеральному  законодательству,  изданы  в
   пределах  полномочий  главы  государства и не нарушают гражданские
   права  и охраняемые  законом  интересы  граждан и юридических лиц,
   заявление Лавренова А.Н. не подлежит удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  194,  195,
   198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление   Лавренова   Александра   Николаевича   о признании
   противоречащим   закону   подпункта  "з"  пункта  12  Положения  о
   Государственной    инспекции   безопасности   дорожного   движения
   Министерства  внутренних  дел Российской Федерации,  утвержденного
   Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, -
   оставить без удовлетворения.
       Решение  может  быть обжаловано,  а прокурором,  участвующим в
   деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию
   Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения
   в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz