Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ МОСОБЛСУДА ОТ 09.09.2003 N 3-396/03 ОБ УЧЕТЕ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 9 сентября 2003 г. N 3-396/03
   
      Именем Российской Федерации
   
      Московский областной суд в составе:
   
      председательствующего судьи                   Желыбинцевой М.М.
      с участием прокурора                             Кашариной Г.Б.
      при секретаре                                    Булековой Т.И.
   
      рассмотрев в открытом судебном заседании  гражданское  дело  по
   заявлению Тарловского     Владимира    Ивановича    о    признании
   недействующим (в  части)   пункт   9.5   Правил   учета   граждан,
   нуждающихся в  улучшении жилищных условий,  и предоставления жилых
   помещений в Московской области,  утвержденных  решением  исполкома
   Московского областного  Совета  народных  депутатов  и  президиума
   Московского областного совета профессиональных союзов от  29.12.84
   N 1728/24   (с  последующими  изменениями  и  дополнениями)  и  об
   обязании Губернатора  Московской  области   внести   изменения   в
   указанный пункт Правил,
   
                               установил:
   
      Тарловский В.И.  обратился в суд с заявлением, в котором просит
   признать недействующим (в части) пункт 9.5 Правил  учета  граждан,
   нуждающихся в  улучшении жилищных условий,  и предоставления жилых
   помещений в Московской области,  утвержденных  решением  исполкома
   Московского областного   Совета  народных депутатов  и  президиума
   Московского областного совета профессиональных союзов от  29.12.84
   N 1728/24  -  с  последующими  изменениями и дополнениями (далее -
   Правила), а  именно  то  положение,  которое  обозначено  словами:
   "нуждающимися в  улучшении  жилищных  условий признаются граждане,
   проживающие и прописанные не менее 5 лет в общежитиях".
      Кроме того  Тарловский  В.И.  просит  суд  обязать  Губернатора
   Московской области внести изменения в указанный пункт Правил.
      Заявитель считает,  что  оспариваемое им положение противоречит
   пункту 5 ст. 29 ЖК РСФСР.
      Тарловский В.И.   также  ссылается  на  то,  что  в  результате
   применения оспариваемой нормы в отношении него были  нарушены  его
   законные права и интересы:  сначала заявитель был включен в список
   нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту своей  работы  -
   Истринский гидротехнический  узел  МГП  "Мосводоканал" - без учета
   срока проживания в общежитии,  а  затем  решением  профкома  от  7
   февраля 2003  года  исключен  из этого списка ссылкой на пункт 9.5
   Правил.
      В судебном   заседании   Тарловский   В.И.   поддержал  доводы,
   изложенные в заявлении.
      Заинтересованные   лица:      правопреемники    исполнительного
   комитета  Московского  областного  Совета  народных  депутатов   -
   Мособлдума и  Правительство Московской  области, также  Московское
   областное   объединение   организаций    профсоюзов   (МОООП)    -
   правопреемник  Московского   областного  Совета   профессиональных
   союзов  -  заявление   не  признали,  их   представители  в   суде
   Генералова А.А. (от Мособлдумы), Богданова Т.И. (от  Правительства
   Московской  области),  Голубев  Н.А.   (от  МОООП)  считают,   что
   оспариваемый  Тарловским  В.И.   пункт  9.5  Правил  соответствует
   федеральному  законодательству,  в  том  числе  и ст. 29 ЖК РСФСР;
   представили письменные возражения на заявление (л.д. 22-30).
      Выслушав стороны,  изучив материалы дела,  заслушав  заключение
   прокурора  Кашариной  Г.Б.,  считающей,  что  доводы  заявителя не
   обоснованы,  суд приходит к выводу, что заявление Тарловского В.И.
   не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
      Тарловский В.И.  оспаривает пункт 9.5 Правил,  а именно ту  его
   часть,  где указано, что нуждающимися в улучшении жилищных условий
   признаются граждане,  проживающие и прописанные не менее 5  лет  в
   общежитиях.
      Заявитель считает, что областной законодатель нарушил положения
   пункта  5  статьи  29  ЖК РСФСР,  согласно которому нуждающимися в
   улучшении жилищных  условий  признаются  граждане,  проживающие  в
   общежитиях,  за  исключением сезонных и временных работников, лиц,
   работающих  по  срочному  трудовому  договору,  а  также  граждан,
   поселившихся в связи с обучением.
      По мнению  Тарловского  В.И.,  в  Жилищном  кодексе  РСФСР   не
   содержится указаний  относительно срока проживания в общежитии как
   условия признания  гражданина  нуждающимся  в  улучшении  жилищных
   условий; отсюда  заявитель  делает  вывод,  что  любой  гражданин,
   проживающий в  общежитии,  становится  нуждающимся   в   улучшении
   жилищных условий с момента его прописки в общежитии.
      Суд  находит  доводы   заявителя   ошибочными   по    следующим
   основаниям.
      Согласно подпункту "к"  пункта  1  ст.  72,  пункту  2  ст.  76
   Конституции РФ  жилищное  законодательство  находится в совместном
   ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
      Статьей 49  ЖК РСФСР предусмотрено,  что правила учета граждан,
   нуждающихся в улучшении жилищных условий,  и предоставления  жилых
   помещений утверждаются  в порядке,  определяемом Советом Министров
   РСФСР.
      Такой порядок установлен постановлением Совета Министров  РСФСР
   от 31 июля 1984 года  N 335, которым утверждены Примерные  правила
   учета  граждан,  нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий,   и
   предоставления  жилых  помещений  в   РСФСР  (далее  -   Примерные
   правила).
      Подпунктом "а"   п.   2  вышеназванного  постановления  Советам
   Министров автономных республик,  исполнительным комитетам краевых,
   областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных
   депутатов на основании Примерных правил и с учетом местных условий
   предписывается разработать    и   по   согласованию   с   советами
   профессиональных союзов   утвердить   правила    учета    граждан,
   нуждающихся в  улучшении жилищных условий,  и предоставления жилых
   помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и
   Ленинграде.
      Во исполнение названных положений  в  Московской  области  были
   разработаны   Правила   учета  граждан,  нуждающихся  в  улучшении
   жилищных условий,  и предоставления жилых помещений  в  Московской
   области,  утвержденные  решением  исполкома Московского областного
   Совета народных  депутатов  и  президиума  Московского  областного
   совета   профессиональных   союзов   от   29.12.84  N  1728/24  (с
   последующими  изменениями  и  дополнениями),  пункт  9.5   которых
   оспариваем Тарловский В.И.
      Подпунктом "д"  п.  7  Примерных  правил   предусмотрено,   что
   нуждающимися в  улучшении  жилищных  условий  признаются граждане,
   проживающие в общежитиях,  за  исключением  сезонных  и  временных
   работников, лиц,  работающих  по  срочному  трудовому договору,  а
   также граждан, поселившихся в связи с обучением.
      При этом в части 5 п. 7 Примерных правил содержатся указания на
   то, что  в   областных   Правилах   с   учетом   местных   условий
   устанавливается продолжительность  проживания граждан в общежитиях
   и на условиях поднайма либо найма жилых помещений,  а также  могут
   быть предусмотрены   дополнительные  основания  признания  граждан
   нуждающимися в улучшении жилищных условий.
      Аналогичные права    субъекта    РФ    в    области   жилищного
   законодательства закреплены в статье  13  Закона  РФ  "Об  основах
   федеральной  жилищной  политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1,
   согласно которой порядок и условия предоставления жилого помещения
   по  договору  найма  гражданам,  нуждающимся  в улучшении жилищных
   условий,  определяют органы государственной  власти  и  управления
   Российской    Федерации,    субъектов   Российской   Федерации   в
   соответствии  с  существующей  очередью  на   улучшение   жилищных
   условий.
      Таким образом,  субъект  РФ  в соответствии с Жилищным кодексом
   РСФСР, Законом РФ "Об основах  федеральной  жилищной  политики"  и
   Примерных правил учета  граждан,  нуждающихся в улучшении жилищных
   условий, и  предоставления  жилых  помещений  в  РСФСР   (утвержд.
   постановлением Совета   Министров  РСФСР  от  31.07.1984  N  335),
   наделен правом устанавливать срок проживания граждан в общежитиях,
   а также предусматривать дополнительные основания признания граждан
   нуждающимися в улучшении жилищных условий.
      При таких  условиях    отсутствуют   основания   для  признания
   пункта  9.5   Правил  не   соответствующим  федеральному   закону:
   оспариваемые  Тарловским  В.И.  положения  были приняты в порядке,
   установленном  Советом  Министров  РСФСР,  в  пределах компетенции
   органов  власти  Московской  области.   При  этом права заявителя,
   гарантированные Конституцией РФ,  законами и другими  нормативными
   правовыми актами, не нарушены.
   
      По указанным причинам не подлежит удовлетворению  и  требование
   Тарловского В.И. об обязании Губернатора Московской области внести
   изменения в указанный пункт Правил.
      Кроме того   в   компетенцию   суда   не  входит  возлагать  на
   соответствующие органы    какие-либо    обязанности,    касающиеся
   законотворчества: например,  обязать  их внести в текст закона или
   исключить из него какие-то слова,  предложения и т.п.  (как просит
   заявитель).
      С учетом изложенного суд
   
                                 решил:
   
      в удовлетворении  заявления Тарловского  Владимира Ивановича  о
   признании  недействующим   пункта  9.5   Правил  учета    граждан,
   нуждающихся в улучшении  жилищных условий, и  предоставления жилых
   помещений   в    Московской   области,    утвержденных    решением
   исполнительного    комитета    Московского    областного    Совета
   профессиональных   союзов   народных   депутатов   и    президиума
   Московского   областного   совета   от   29.12.84   N  1728/24  (с
   последующими изменениями  и дополнениями),  в части,  обозначенной
   словами  "нуждающимися  в  улучшении  жилищных  условий признаются
   граждане, проживающие и прописанные не менее 5 лет в  общежитиях",
   а также в удовлетворении  требования Тарловского В.И. об  обязании
   Губернатора Московской области внести изменения в указанный  пункт
   Правил - отказать.
      Решение может   быть   обжаловано  в  Верховный  Суд  РФ  через
   Мособлсуд в течение 10 дней.
   
                                                                Судья
                                                     Желыбинцева М.М.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz