Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОБЗОРА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 1998 ГОДА ОТ 19 АПРЕЛЯ 1999 Г. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     Утвержден
                                            Постановлением Президиума
                                 Верховного Суда Российской Федерации
                                               от 19 апреля 1999 года

   ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 1998 ГОДА
   ------------------------------------------------------------------
                              (извлечение)

                                 * * *

                           Ответы на вопросы

       Вопрос:  Обязаны  ли  судьи  рассматривать  дела  о нарушениях
   таможенных  правил  и дела  об  административных  правонарушениях,
   подведомственные  другим  органам,  в  тех  случаях,  когда встает
   вопрос о применении санкции в виде конфискации имущества?
       Ответ:  Вопрос о конституционности правовых норм,  допускающих
   возможность  конфискации  имущества  во  внесудебном порядке,  был
   предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
   В   постановлении   от  11  марта  1998  г.   по  делу  о проверке
   конституционности   статьи   266  Таможенного  кодекса  Российской
   Федерации,  части  второй  статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об
   административных   правонарушениях   в  связи  с жалобами  граждан
   М.М.  Гаглоевой  и А.Б.  Пестрякова Конституционный Суд Российской
   Федерации  пришел к выводу,  что конфискация может применяться как
   мера  юридической  ответственности,  влекущая утрату собственником
   его  имущества,  только  с вынесением  соответствующего  судебного
   решения.  Предписание  статьи  35 (часть 3) Конституции Российской
   Федерации  о лишении  имущества  не  иначе  как  по  решению  суда
   является  обязательным  во  всех  случаях,  когда  встает вопрос о
   применении  санкции  в виде  конфискации имущества.  Это положение
   Конституции   Российской   Федерации,   являясь   гарантией  права
   собственности, обязывает органы, рассматривающие дела о таможенных
   и  административных  правонарушениях,  при  привлечении  граждан к
   ответственности обеспечивать соблюдение судебной процедуры.
       Как указывалось в определении Конституционного Суда Российской
   Федерации от 1 июля 1998 г. No. 97-0 по жалобе гражданина Терзияна
   Петроса   Мкртиевича   на   нарушение   его  конституционных  прав
   положениями  статей  159  и 199  Кодекса РСФСР об административных
   правонарушениях, вывод Конституционного Суда Российской Федерации,
   признавшего,   что   конфискация   имущества   в виде  санкции  за
   правонарушение может применяться только судом, распространяется на
   все  без  исключения органы независимо от того,  каким нормативным
   актом   (или   отдельными   его   положениями)   такое   право  им
   предоставлено.
       Вопрос: Подлежит ли индексации заработная плата при длительной
   задержке   ее   выплаты   при  введении  на  предприятии  внешнего
   управления?
       Ответ:  В  соответствии  со  ст.  69  Федерального закона от 8
   января  1998  г.  Nо.  6-ФЗ  "О несостоятельности (банкротстве)" с
   момента  введения  на  предприятии  внешнего  управления  вводится
   мораторий  на  удовлетворение  требований  кредиторов  по денежным
   обязательствам  и обязательным  платежам должника,  за исключением
   случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
       Согласно   п.   5   ст.   70   этого   Закона   мораторий   не
   распространяется   на   требования  о взыскании  задолженности  по
   заработной  плате.  Как  видно  из  содержания  Закона,  мораторий
   вводится  на  удовлетворение  только  таких  требований,   которые
   вытекают  из гражданско - правовых и административных обязательств
   должника,  и  касается  лиц,  связанных с должником перечисленными
   правоотношениями. Обязательства предприятия по оплате труда лицам,
   работающим   по   трудовому  договору,   не  относятся  к долговым
   обязательствам   гражданско   -  правового   и   административного
   характера, а регулируются трудовым законодательством.
       Представляется,   что  на  требования  работников,  касающиеся
   взыскания заработной платы, мораторий не устанавливается.
       Таким образом,  при задержке выплаты заработной платы подлежит
   применению    ее    индексация    в  соответствии   с  действующим
   законодательством независимо от введения внешнего управления.
       Вопрос:  Подлежит ли индексации заработная плата, присужденная
   ранее   решением   суда   до  введения  внешнего  управления,   но
   невыплаченная?
       Ответ:  Индексация  заработной  платы  должна  применяться и в
   случае  задержки  исполнения  решения  суда о взыскании заработной
   платы.
       Вопрос:  Подлежит  ли  взысканию  пеня  за  просрочку  выплаты
   заработной платы,  если начисление пени предусмотрено коллективным
   договором?
       Ответ: Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 11 марта
   1992  г.  No. 2490-1 "О  коллективных  договорах и соглашениях" (в
   редакции  Федерального закона от 24 ноября 1995 г.) в коллективном
   договоре определяется,  в частности, механизм распределения оплаты
   труда  исходя  из  роста  цен  и уровня инфляции.  Поэтому пени за
   просрочку  выплаты  заработной  платы могут быть взысканы,  если в
   коллективном договоре в этом случае предусмотрена выплата пени.
       Вопрос:  Возможен  ли возврат реабилитированному лицу либо его
   наследникам   по   закону   первой  очереди  жилого  дома,   ранее
   принадлежавшего репрессированному лицу,  но на момент рассмотрения
   спора собственником которого является гражданин?
       Ответ:  Согласно  ст.  16.1  Закона Российской Федерации от 18
   октября  1991 г.  "О реабилитации жертв политических репрессий" (с
   изменениями   и  дополнениями)  реабилитированным  лицам  либо  их
   наследникам   по   закону   первой  очереди  имущество  возвращают
   государственные   и  общественные   организации,   у  которых  оно
   находится.
       Из     содержания    приведенной    статьи    следует,     что
   реабилитированному  лицу  (либо  указанному наследнику) может быть
   возвращено   лишь   то   жилое  помещение,   которое  относится  к
   государственному или общественному жилому фонду.
       Таким   образом,   если  жилым  домом,   ранее  принадлежавшим
   репрессированному  лицу,  на  момент  рассмотрения  спора  владеет
   гражданин  на  праве  собственности,  возврат такого дома в натуре
   невозможен.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz