Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.08.2002 N 3-100/2002 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО ПРИРОДООХРАННОГО ПРОКУРОРА О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ЗАКОНУ,НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ И НЕ ПОРОЖДАЮЩИМ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.08.1998 N 29

По состоянию на ноябрь 2007 года
     Ленинградский областной суд
                 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 23 августа 2002 г. N 3-100/2002
   
                      Именем Российской Федерации
   
        Судебная  коллегия   по   гражданским   делам  Ленинградского
   областного суда в составе председательствующего - судьи Ерку Т.А.,
   с участием прокурора  Михневич  Н.Ю.,  при  секретаре  Макаричевой
   Е.С.,
        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  по
   заявлению Ленинградского природоохранного  прокурора  о  признании
   недействительными отдельных положений приложения 2 к постановлению
   Правительства Ленинградской области от 7 августа 1998 года N 29 "О
   первоочередных  мерах  по   государственной   поддержке   местного
   самоуправления в Ленинградской области, установила:
   
        Ленинградский   природоохранный    прокурор     обратился   в
   Ленинградский   областной   суд   с   заявлением    о    признании
   противоречащим закону, недействительным и не порождающим  правовых
   последствий   приложения   2   к    постановлению    Правительства
   Ленинградской  области  от  7  августа   1998   года   N   29   "О
   первоочередных  мерах  по   государственной   поддержке   местного
   самоуправления в Ленинградской области", указывая, что  в  перечне
   прав, переданных комитету по земельным ресурсам и  землеустройству
   Ленинградской области, перечисленных в приложении 2 к  обжалуемому
   постановлению, установлено, что данный комитет  вправе  изымать  и
   предоставлять земельные  участки  из  числа  земель  муниципальной
   собственности в бессрочное  пользование,  пожизненное  наследуемое
   владение  и  передавать  их  в   собственность   и   аренду,   что
   противоречит  ст.  11  Земельного кодекса  РФ,  в  соответствии  с
   которой   управление   и   распоряжение   земельными    участками,
   находящимися в муниципальной собственности, осуществляются  только
   органами местного самоуправления. Также  приложение 2  обжалуемого
   постановления противоречит областному закону от 23 июня 1997  года
   N 17-оз  "О  порядке  наделения  органов  местного  самоуправления
   отдельными  полномочиями  Ленинградской  области,  об  условиях  и
   порядке  осуществления  контроля  за  их  реализацией",   согласно
   которому к полномочиям органов местного  самоуправления  относится
   право изъятия  и  предоставления  земельных  участков  в  границах
   муниципального образования в бессрочное  пользование,  пожизненное
   наследуемое владение и передача их в собственность и аренду, выкуп
   у собственников  земельных  участков  для  муниципальных нужд,  за
   исключением  случаев,  относящихся  к  исключительной  компетенции
   Правительства Ленинградской области. Комитет по земельным ресурсам
   и землеустройству Ленинградской области,  являясь  территориальным
   органом федерального органа государственного земельного  контроля,
   не входит в систему органов местного самоуправления, а  потому  не
   обладает соответствующими полномочиями.
        В судебном  заседании  представитель  прокуратуры   заявление
   поддержал, уточнил заявленные требования, указав, что они касаются
   только того раздела приложения 2,  который  гласит  о  полномочиях
   комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
        Представитель   Правительства    Ленинградской    области   с
   заявлением не согласен, указывая,  что  обжалуемым  постановлением
   комитету по земельным  ресурсам  и  землеустройству  Ленинградской
   области не предоставлялись какие-либо полномочия по предоставлению
   или  изъятию  земельных  участков,  находящихся  в   муниципальной
   собственности. Постановление носило промежуточный характер, в  нем
   предлагалось  внести  в  Законодательное  собрание   Ленинградской
   области в установленном порядке законопроекты о наделении  органов
   местного  самоуправления  муниципальных   образований   отдельными
   полномочиями  Ленинградской  области.  В  приложении 2  содержался
   перечень  полномочий  Ленинградской  области,  которые, по  мнению
   органов исполнительной власти и муниципальных образований, следует
   передать органам местного самоуправления. В  разделе  "Комитет  по
   земельным  ресурсам  и  землеустройству"  приложения   перечислены
   предполагаемые полномочия органов местного самоуправления в  части
   земельных правоотношений. По мнению  представителя  Правительства,
   постановление  не   противоречит   федеральному   или   областному
   законодательству. Представитель также просит  учесть,  что  с  мая
   2002 года комитеты по земельным ресурсам упразднены.
        Выслушав объяснения представителя природоохранной прокуратуры
   Михневич Н.Ю. и представителя Правительства Ленинградской  области
   Нефедова А.В., изучив и  проанализировав  положения  областного  и
   федерального законодательства, судебная коллегия находит заявление
   прокурора необоснованным и подлежащим отклонению.
        7 августа  1998  года  Правительством  Ленинградской  области
   принято  постановление   N   29   "О   первоочередных   мерах   по
   государственной поддержке местного самоуправления в  Ленинградской
   области", которым, в частности, предусматривалось в месячный  срок
   внести  в  Законодательное  собрание   Ленинградской   области   в
   установленном порядке законопроекты о наделении  органов  местного
   самоуправления муниципальных образований  отдельными  полномочиями
   Ленинградской области.
        Пункт 6  данного   постановления   гласил:   "Согласиться   с
   предложенным  органами  исполнительной  власти  и   муниципальными
   образованиями перечнем отдельных полномочий Ленинградской области,
   передаваемых органам местного самоуправления  (приложение  2)".  В
   перечне отдельных полномочий  Ленинградской области,  передаваемых
   органам  местного  самоуправления,  по  предложению  комитета   по
   земельным ресурсам перечислены изъятие и предоставление  земельных
   участков, находящихся в муниципальной собственности, и иные  права
   в сфере земельных правоотношений.
        Как следует  из  текста  обжалуемого  постановления,  оно  не
   содержит нормативно-правовых положений, предусматривающих передачу
   комитету по земельным  ресурсам  и  землеустройству  Ленинградской
   области прав по изъятию  или  предоставлению  земельных  участков,
   находящихся в муниципальной собственности, которыми в соответствии
   с   требованиями   законодательства   обладают   органы   местного
   самоуправления и Правительство Ленинградской области,  в  связи  с
   чем отсутствуют основания для удовлетворения заявления  прокурора,
   так  как  в  ходе  судебного  разбирательства  не  выявлено,   что
   обжалуемое  постановление  противоречит  как  ст.  11   Земельного
   кодекса   РФ,   так    и    каким-либо    положениям    областного
   законодательства. Областной закон от 23.06.1997 N 17-оз "О порядке
   наделения органов местного самоуправления отдельными  полномочиями
   Ленинградской  области,  об  условиях  и   порядке   осуществления
   контроля за их реализацией", на  который  ссылается  прокурор,  не
   предусматривает    конкретных    полномочий    органов    местного
   самоуправления в области земельных правоотношений.
        Неудачное стилистическое построение обжалуемого постановления
   не влечет изменения его содержания, из анализа  которого  следует,
   что данным актом не нарушены чьи-либо права или охраняемые законом
   интересы,  в  частности,  не  умаляются  права  органов   местного
   самоуправления.
        На основании изложенного, руководствуясь ст. 191, 197,  239-7
   ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:  в  удовлетворении  заявления
   Ленинградскому природоохранному прокурору отказать.
        Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд
   Российской  Федерации  в  течение  10  дней  через   Ленинградский
   областной суд.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz