Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.04.2002 N ... ПУНКТ 19 ПОРЯДКА ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИЙ ЗА УТРАЧЕННОЕ ЖИЛЬЕ И / ИЛИ ИМУЩЕСТВО ГРАЖДАНАМ, ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗРЕШЕНИЯ КРИЗИСА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПОКИНУВШИМ ЕЕ БЕЗВОЗВРАТНО, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30.04.1997 N 510, ПРИЗНАН НЕЗАКОННЫМ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2002 г.
   ------------------------------------------------------------------
                              (извлечение)
   
       Ш-вы  обратились  в Верховный  Суд  РФ  с требованием признать
   незаконным п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и
   /  или  имущество гражданам,  пострадавшим в результате разрешения
   кризиса   в Чеченской  Республике  и покинувшим  ее  безвозвратно,
   утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
   30  апреля  1997  г.  N  510,  сославшись  на  несоответствие  его
   Конституции  Российской Федерации,  ст.  2 Федерального закона "Об
   основах федеральной жилищной политики",  а также Жилищному кодексу
   РСФСР и нарушение в связи с этим их жилищных прав.
       Верховный  Суд  РФ  29  апреля 2002 г.  жалобу удовлетворил по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  со  ст.  32  ЖК РСФСР право состоять на учете
   нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами
   до   получения   жилого   помещения,   за   исключением   случаев,
   предусмотренных частью второй настоящей статьи.
       Граждане  снимаются  с учета  нуждающихся в улучшении жилищных
   условий  в случаях:   улучшения  жилищных  условий,  в  результате
   которого  отпали  основания  для  предоставления жилого помещения;
   выезда   на  другое  постоянное  место  жительства;   выявления  в
   представленных   документах  не  соответствующих  действительности
   сведений  о нуждаемости в улучшении жилищных условий;  прекращения
   трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если
   они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не
   работает  на  этом  предприятии,  кроме  указанных  в этой  статье
   случаев оставления на учете.
       Снятие  с учета  осуществляется  органами,  по решению которых
   граждане были приняты на учет.
       Как   установлено   судом,   во  исполнение  Указа  Президента
   Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных
   компенсационных   выплатах   лицам,   пострадавшим   в  результате
   разрешения   кризиса   в  Чеченской   Республике"   Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г.  N 510 был
   утвержден  Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и / или
   имущество гражданам,  пострадавшим в результате разрешения кризиса
   в  Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно,  согласно п.
   19 которого граждане,  получившие компенсацию за утраченное жилье,
   теряют   право   на  проживание  в центрах  временного  размещения
   вынужденных  переселенцев  и в  жилых  помещениях  фонда жилья для
   временного поселения вынужденных переселенцев, а также снимаются с
   учета на улучшение жилищных условий.
       По  утверждению  заявителей,  предусмотренный  Порядком размер
   компенсации за утраченное  жилье не возмещает его полной стоимости
   и  на  полученную  сумму  компенсации они не могут приобрести себе
   другое  жилье,  поэтому  снятие их с очереди на улучшение жилищных
   условий   в  связи   с  получением  ими  компенсации  противоречит
   действующему  законодательству  Российской Федерации и нарушает их
   права.
       Утверждения заявителей материалами дела не опровергнуты.
       В  их  опровержение  не  представлено  каких-либо убедительных
   доказательств    и   представителями    Правительства   Российской
   Федерации.
       Кроме  того,  содержание  оспариваемого  пункта  Порядка также
   свидетельствует   о  его   несоответствии   требованиям  жилищного
   законодательства Российской Федерации.
       Поэтому п. 19 Порядка подлежит признанию недействующим.
       Довод представителей Правительства Российской Федерации о том,
   что положения оспариваемого пункта Порядка,  как они изложены,  не
   имеют практического применения,  не может быть принят во внимание,
   поскольку   в этих  положениях  фактически  установлены  основания
   утраты права на занимаемое жилое помещение и снятия с очереди,  не
   предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации.
       В  приведенной  выше норме ЖК РСФСР дан исчерпывающий перечень
   оснований,   по   которым   граждане   могут  быть  сняты  с учета
   нуждающихся в улучшении жилищных условий. Получение компенсации за
   утраченное жилье в перечне не содержится,  не предусмотрено оно ЖК
   РСФСР  и в  качестве  основания  для прекращения права пользования
   предоставленными указанным гражданам жилыми помещениями.
       Получение  гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы
   служить,   по   мнению   суда,   основанием  к снятию  их  с учета
   нуждающихся в улучшении жилищных условий применительно к п.  1 ст.
   32   ЖК   РСФСР   только  в случае,   если  бы  такая  компенсация
   соответствовала   стоимости   утраченного   жилья   и  давала   бы
   возможность  приобрести  другое жилье по новому месту проживания с
   учетом   установленных   норм,   в  результате  чего  не  было  бы
   необходимости предоставлять жилое помещение.
       Однако,  как  видно из объяснений представителей Правительства
   Российской Федерации, а также из содержания вступившего в законную
   силу  решения  Верховного  Суда  РФ  от 16 ноября 2000 г.  по делу
   ГКПИ 2000-1224, компенсация  за  утраченное  жилье не предполагает
   полного   возмещения  его  стоимости.   Следовательно,   названные
   граждане  лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по
   установленным нормам на полученную сумму компенсации.
       В  связи с этим не возникает и оснований для снятия их с учета
   на  улучшение  жилищных  условий  и прекращения  права пользования
   предоставленными  жилыми помещениями,  как это предусматривается в
   оспариваемом пункте Порядка.
       Верховный Суд РФ заявление Ш-вых удовлетворил:  признал п.  19
   Порядка  выплаты компенсаций за утраченное жилье и / или имущество
   гражданам,   пострадавшим   в  результате   разрешения  кризиса  в
   Чеченской  Республике и покинувшим ее безвозвратно,  утвержденного
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 30 апреля
   1997 г. N 510, незаконным и недействующим.
       Кассационная  коллегия  Верховного  Суда  РФ  27  июня 2002 г.
   решение оставила без изменения.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz